Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по городу Новороссийску Краснодарского края, поступившую в суд первой инстанции 7 ноября 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Новороссийску Краснодарского края к Борисенко Я.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску Краснодарского края обратилась в суд с административным иском к Борисенко Я.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование заявленных требований указано, что при осуществлении налогового контроля ИФНС России по городу Новороссийску Краснодарского края по соблюдению налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, была выявлена неуплата обязательных платежей числящихся за административным ответчиком.
Однако, административный ответчик своевременно не исполнил свою обязанность по оплате налогов.
Требование об уплате налогов административным ответчиком также исполнено не было, в связи с чем, административный истец обратился в суд.
Решением Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 7 февраля 2022 года административные исковые требования ИФНС России по городу Новороссийску Краснодарского края удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 июня 2022 года решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 7 февраля 2022 года отменено. По делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ИФНС России по городу Новороссийску Краснодарского края отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ИФНС России по городу Новороссийску Краснодарского края просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционное определение подлежит отмене, что обусловлено следующим.
Из материалов дела установлено, что Борисенко Я.В, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 04 марта 2016 года по 30 января 2017 года.
Налоговым органом выставлено требование N 561281 от 08 февраля 2018 года об уплате налогов и пени на общую сумму 2257, 26 рублей. Срок исполнения требования установлен до 01 марта 2018 года.
В связи с наличием у ответчика непогашенной задолженности налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
02 июня 2021 года мировым судьей судебного участка N 82 г. Новороссийска Краснодарского края был вынесен судебный приказ по делу N N о взыскании задолженности с Борисенко Я.В.
09 июня 2021 года мировым судьей судебного участка N 82 г. Новороссийска Краснодарского края по заявлению ответчика данный судебный приказ был отменен.
Отменяя решение суда первой инстанции и вынося новое решение об отказе в удовлетворении требований налогового органа, суд апелляционной инстанции указал, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ (в редакции действующей на момент возникших правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из материалов дела сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с Борисенко Я.В. не превысила 3 000 рублей в течение трех лет со дня истечения срока исполнения требования. Следовательно, суду апелляционной инстанции при вынесении решения необходимо было исходить из срока установленного абзацем 3 пункта 1 статьи 48 НК РФ.
Как следует из материалов дела налоговым органом также заявлены требований о взыскании пений в размере 39.72 рубля, начисленных по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, истекшие до 01 января 2017 года и пени в размере 32.24 рубля, начисленных за несвоевременную оплату налога на доходы за 2016 год.
Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).
В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (неначисление) правового значения не имеет.
Для правильного разрешения дела суду апелляционной инстанции при разрешении требований о взыскании пений в размере 39.72 рубля, начисленных по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, истекших до 01 января 2017 года и пени в размере 32.24 рубля, начисленных за несвоевременную оплату налога на доходы за 2016 год, необходимо было установить погашена ли задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, истекших до 01 января 2017 года и по налогу на доходы за 2016 год, на которую начислены пени, либо возможность ее взыскания не утрачена.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судом апелляционной инстанции не выполнены.
При таких данных судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 июня 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 20 января 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.