Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П., рассмотрев кассационную жалобу Погосяна Ю.А., действующего в интересах департамента имущественных отношений Краснодарского края, на решение Краснодарского краевого суда от 12 января 2022 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис" (далее - ООО "Транс-Сервис", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просило установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков:
- с кадастровым номером N, площадью 11 814 кв.м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", установленная по состоянию на 1 января 2019 года в размере 2 127 574, 2 рублей;
- с кадастровым номером N, площадью 23 702 кв.м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", установленная по состоянию на 1 января 2019 года в размере 4 268 475 рублей;
- с кадастровым номером N, площадью 25 579 кв.м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", установленная по состоянию на 1 января 2019 года в размере 4 904 082, 55 рублей.
В обоснование требований общество указало на то, что установленная в отношении объектов недвижимости кадастровая стоимость значительно превышает их рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает бремя несения расходов административного истца по землепользованию.
Решением Краснодарского краевого суда от 12 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 мая 2022 года, требования административного истца удовлетворены, установлена по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 4 371 000 руб.; установлена по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 7 798 000 руб.; установлена по состоянию на 29 октября 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 10 078 000 руб.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельных участков определено считать 12 июля 2021 года.
В кассационной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит об отмене судебных актов, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы жалобы сводятся к тому, что кадастровая стоимость земельного участка определена уполномоченным органом в порядке государственной кадастровой оценки, в связи с чем оснований полагать, что таковой нарушены права и законные интересы административного истца у судов не имелось.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Из содержания статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Транс-Сервис" является собственником земельных участков: с кадастровым номером N, площадью 11 814 кв.м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес"; с кадастровым номером N, площадью 23 702 кв.м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес"; с кадастровым номером N, площадью 25 579 кв.м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 4 октября 2019 г. N 2093 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Краснодарского края" утверждена кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков:
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года в размере 6 358 531, 08 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года в размере 14 668 930, 78 рублей.
Актом об определении кадастровой стоимости ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" от 18 ноября 2020 года N АОКС-23/2020/000319 определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию 29 октября 2020 года в размере 15 286 521, 98 рублей.
Поскольку размер земельного налога рассчитывается из его кадастровой стоимости, ООО "Транс-Сервис" как собственник данных объектов налогообложения, имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости участков в соответствие с их рыночной стоимостью.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, по результатам которой представлено заключение от 15 октября 2021 года N Г/27-1620/2021, выполненное экспертом ООО "Атлас-Консалт", согласно выводам которого рыночная стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 4 371 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 7 798 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 29 октября 2020 года определена в размере 10 078 000 руб.;
Оценив заключение судебной экспертизы, краевой суд и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу.
По мнению судов, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы, отвечают на поставленный судом вопрос. Рыночная стоимость определялась экспертом с использованием сравнительного подхода. Сведения об объектах проанализированы экспертом с учетом всех ценообразующих факторов с применением корректирующих коэффициентов по отличающимся параметрам. Использованная информация, по мнению судов, соответствует критериям достаточности и проверяемости.
Кассационный суд полагает выводы судов верными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, наличие которых в силу процессуального закона является основаниям для отмены судебных решений в порядке кассационного производства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 12 января 2022 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья О.П. Богатых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.