Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Будагян И.А, действующей в интересах департамента имущественных отношений Краснодарского края, на решение Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Санаторий "Мечта" об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края - Погосяна Ю.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Санаторий "Мечта" обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости в отношении следующих земельных участков:
- с кадастровым номером N, площадью 4347+/-23 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 14 620 000 рублей;
- с кадастровым номером N, площадью 19321+/-49 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 57 167 000 рублей;
- с кадастровым номером N, площадью 22432+/-52 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 65 531 000 рублей.
При этом, административный истец просил кадастровую стоимость равной рыночной стоимости установить на период с 1 января 2020 года и до следующей даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, указав, что решение суда является основанием для внесения с 1 января 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости изменений о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование требований административный истец указал, что общество является арендатором указанных земельных участков и оплачивает арендную плату, рассчитываемую из кадастровой стоимости объектов недвижимости, значительное превышение которой над их рыночной стоимостью приводит к необоснованному увеличению арендных платежей.
Решением Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2022 года кадастровая стоимость объектов установлена следующим образом:
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4347+/-23 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2020 года, в размере 15 058 008 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 19321+/-49 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2020 года, в размере 56 127 505 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 22432+/-52 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2020 года, в размере 64 133 088 рублей.
В данном судебном акте указано, что датой подачи заявления о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N считать 27 декабря 2021 года.
В удовлетворении остальной части требований ООО "Санаторий "Мечта" отказано.
Этим же решением суд взыскал с ООО "Санаторий "Мечта" в пользу НЧУ "Южный Региональный Центр Экспертиз" оплату за проведение судебной экспертизы в размере 95 000 рублей, а также взыскал с ООО "Санаторий "Мечта" государственную пошлину в доход государства в размере 4 500 рублей.
Указанное решение оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2022 года.
В кассационной жалобе представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Будагян И.А. просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов заявитель указывает на то, что кадастровая стоимость земельных участков установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель.
В настоящем судебном заседании представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края - Погосян Ю.А. доводы кассационной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Департамента, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленных по делу судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В статье 66 ЗК РФ закреплено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 12 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть первая); итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 2).
Статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ установлена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Установлено, что ООО "Санаторий "Мечта" является арендатором следующих земельных участков:
- с кадастровым номером N, площадью 4347+/-23 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, площадью 19321+/-49 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, площадью 22432+/-52 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года установлена в размере 24 578 894, 34 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года установлена в размере 93 696 996, 29 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года установлена в размере 108 766 262, 72 рублей.
Указанная кадастровая стоимость земельных участков утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1882 от 5 октября 2020 года.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец факт нарушения своих прав связывал с тем, что значительное превышение кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков над их рыночной стоимостью влечет и увеличение арендных платежей.
Указанное, согласно верному выводу судов, свидетельствует о наличии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков.
В основу своих выводов о кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости при наличии различий в результате определения кадастровой стоимости объектов и выводами отчета об оценке от 20 декабря 2021 года, судами обоснованно положено в основу судебных актов заключение судебной оценочной экспертизы N 106/03/22 от 16 марта 2022 года, выполненной НЧУ "Южный Региональный Центр Экспертиз", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (1 января 2020 года) составляет 15 058 008 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (1 января 2020 года) составляет 56 127 505 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (1 января 2020 года) составляет 64 133 088 рублей.
Оценка выводов и содержания данного заключения, а также анализ примененного экспертом подхода при оценке объекта недвижимости и письменных пояснений эксперта М.П.И. позволили судам сделать правильный вывод, что данное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, выводы судебной экспертизы мотивированы, научно обоснованы.
Судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Соглашается судебная коллегия и с выводами судов об отказе в удовлетворении требований административного истца об установлении периода действия кадастровой стоимости равной рыночной.
Суды правильно указали, что в соответствии с положениям пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ), а также дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости и применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей.
Указание в резолютивной части судебного акта периода действия определенной судом кадастровой стоимости в силу абзаца 2 пункта 25 названного постановления, предусмотрено только в случае пересмотра кадастровой стоимости, ставшей архивной.
Однако в рассматриваемом случае кадастровая стоимость объектов недвижимости является действующей.
Утверждения кассационной жалобы о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Обществом по правилам статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ реализовано право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Весь комплекс условий, установленных для этого нормативно-правовыми актами, административным истцом соблюден.
Приведенные в кассационной жалобе доводы рассмотрены судами и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, не подтверждают существенных нарушений норм права, влекущих применительно к полномочиям суда кассационной инстанции отмену судебных актов.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 23.01.2023.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.