Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П, судей Мальмановой Э.К, Русакова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ребещенко Б.Р, действующего в интересах администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Хостинского района г. Сочи Краснодарского края о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Стрелковского С.Н, представителя муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края - Харчева А.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Хостинского района г. Сочи Краснодарского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации г. Сочи, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за муниципальным казенным учреждением г. Сочи "Управление автомобильных дорог" по исполнению возложенных на него функциональных обязанностей по принятию мер к устранению нарушений требований п. 4.4, п. 5.2.4, п. 8.1.4 ГОСТ Р 50597-2017 по ул. Джапаридзе Хостинского района г. Сочи; признать незаконным бездействие МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог" в части неустранения нарушений требований п. 4.4, п. 5.2.4, п. 8.1.4 ГОСТ Р 50597-2017 по ул. Джапаридзе Хостинского района г. Сочи; возложить на администрацию г. Сочи обязанность предусмотреть финансирование на выполнение работ по устранению нарушений требований п. 4.4, п. 5.2.4, п. 8.1.4 ГОСТ Р 50597-2017 по ул. Джапаридзе Хостинского района г Сочи; возложить на МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог" обязанность принять меры по устранению нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" по ул. Джапаридзе Хостинского района г. Сочи.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Хостинского района г. Сочи 9 февраля 2022 года проведена проверка, в ходе которой установлено, что в г. Сочи по ул. Джапаридзе зафиксированы многочисленные повреждения (выбоины, просадки) покрытия проезжей части в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Ранее ОГИБДД УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю 7 июня 2021 года по результатам обследования на автодороге по ул. Джапаридзе зафиксированы повреждения покрытия проезжей части в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Так, на участке автодороги от дома N 111 "а" до дома N 128 по ул. Джапаридзе в г. Сочи зафиксированы повреждения покрытия проезжей части (выбоины, просадки) в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", в нарушение п. 8.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 и п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 по ул. Джапаридзе от конечной остановки общественного транспорта N 102 до с. Нижнеорехово, км 0+200 км 1 + 600 отсутствует металлическое барьерное ограждение.
Кроме того, по ул. Джапаридзе от конечной остановки общественного транспорта N 102 до с. Нижнеорехово км 0+950 на проезжей части дороги имеется повреждение (провал) по ширине более 50 см, глубиной более 5 м, что грубо нарушает п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, также отсутствуют временные технические средства ОДД и ограждения в нарушение п. 4.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Как указал административный истец, по результатам проведенной проверки в адрес администрации г. Сочи внесено представление об устранении данных нарушений, однако со стороны администрации какие-либо меры не приняты, в связи с чем администрация г. Сочи привлечена к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Указанное, по мнению прокурора, свидетельствует о том, что в нарушение действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения административными ответчиками допущено бездействие в части принятия мер по устранению повреждения дорожного покрытия ул. Джапаридзе Хостинского района г. Сочи и приведению дороги в соответствии с действующими нормами.
Данное бездействие, согласно утверждениям административного истца, нарушает права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи как пешком, так и с использованием транспортных средств.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 сентября 2022 года, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за муниципальным казенным учреждением г. Сочи "Управление автомобильных дорог" по исполнению возложенных на него функциональных обязанностей по принятию мер к устранению нарушений требований п. 4.4, п. 5.2.4, п. 8.1.4 ГОСТ Р 50597-2017 по ул. Джапаридзе Хостинского района города Сочи, а также признано незаконным бездействие МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог" в части неустранения нарушений требований п. 4.4, п. 5.2.4, п. 8.1.4 ГОСТ Р 50597-2017 по ул. Джапаридзе Хостинского района г. Сочи.
Этим же решением суд возложил на администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края обязанность предусмотреть финансирование на выполнение работ по устранению нарушений требований п. 4.4, п. 5.2.4, п. 8.1.4 ГОСТ Р 50597-2017 по ул. Джапаридзе Хостинского района г. Сочи, а на МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог" - обязанность принять меры по устранению нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" по ул. Джапаридзе Хостинского района г. Сочи.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края Ребещенко Б.Р. просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Стрелковского С.Н, представителя муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края - Харчева А.С, рассмотрев дело в отсутствие неявившихся в настоящее судебное заседание иных лиц, извещенных надлежащим образом, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленных по делу судебных актов.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями ч. 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
На основании частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Содержание дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (части 1 - 2 статьи 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Требования данного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как, отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.
В силу п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и ГОСТ Р 52607, длины начального и концевого участков ограждений - требованиям ГОСТ Р 52607 и быть установлены по ГОСТ Р 52289. Установлено, что прокуратурой Хостинского района г. Сочи 9 февраля 2022 года проведена проверка, в ходе которой установлено, что в г. Сочи по ул. Джапаридзе имеются многочисленные повреждения (выбоины, просадки) покрытия проезжей части.
Так, на участке автодороги от дома N 111 "а" до дома N 128 по ул. Джапаридзе в г. Сочи имеются повреждения покрытия проезжей части (выбоины, просадки) в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
В нарушение п. 8.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 и п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 по ул. Джапаридзе от конечной остановки общественного транспорта N 102 до с. Нижнеорехово, км 0+200 км 1 + 600 отсутствует металлическое барьерное ограждение.
Кроме того, по ул. Джапаридзе от конечной остановки общественного транспорта N 102 до с. Нижнеорехово км 0+950 на проезжей части дороги имеется повреждение (провал) по ширине более 50 см, глубиной более 5 м, а также отсутствуют временные технические средства ОДД и ограждения.
Также установлено, что дорога от конечной остановки транспорта общего пользования маршрута N 102 в с. Пластунка ул. Джапаридзе до с. Нижнеорехово находилась в границах национального парка.
Распоряжением Главы г. Сочи от 10 февраля 2020 года N 90-Р данный участок введён в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи и передан на праве оперативного управления в МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог".
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Между тем, выявленные в ходе прокурорской проверки многочисленные нарушения государственных стандартов по безопасности дорожного движения МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог" не устранены.
МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог" меры, направленные на приведение автомобильной дороги в состояние, соответствующее требованиям ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", не предпринимаются, чем создается реальная угроза безопасности дорожного движения, жизни, здоровья и имущества населения.
Установив факт несоответствия состояния дорожного покрытия установленным правилам и стандартам, техническим нормам, с учетом наличия у МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог" предусмотренной законом обязанности по содержанию вышеуказанной автомобильной дороги, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об удовлетворении требований прокурора с возложением на МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог" обязанности принять меры по устранению нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" по ул. Джапаридзе Хостинского района г. Сочи.
В силу ст. 34 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Таким образом, с учетом приведенных положений закона суды правомерно возложили на администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края обязанность предусмотреть финансирование на выполнение работ по устранению нарушений требований п. 4.4, п. 5.2.4, п. 8.1.4 ГОСТ Р 50597-2017 по ул. Джапаридзе Хостинского района г. Сочи.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В целом, доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене постановленных по делу судебных актов, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных нижестоящими судами при рассмотрении дела, влияющих на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергающих выводы судов, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленных по делу судебных актов.
В этой связи судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 февраля 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Э.К. Мальманова
А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.