Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Богатых О.П. и Борс Х.З.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Машинской А.В. на решение Краснодарского краевого суда от 22 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Машинской А.В. о признании недействующим нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, письменные возражения на кассационную жалобу, выслушав пояснения прокурора Капитан-Дубровскую Е.Н, представителя администрации Краснодарского края - Евсеенко В.Е, представителя Законодательного Собрания Краснодарского края - Кучер А.О, судебная коллегия
установила:
Машинская А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца 3 ч. 2 ст. 1.1. Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ в той мере, в которой он предусматривает условием присвоения звания "Ветеран труда" работу в системе органов, министерств и ведомств лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде.
В обоснование требований указано, что истец являлась сотрудником Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 13 мая 2013 г. N 208 она награждена медалью "За содействие органам наркоконтроля". Управлением социальной защиты населения в городе-курорте Анапа отказано в выдаче удостоверения "Ветеран труда" в связи с тем, что истец не являлась сотрудником Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Полагает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит статьям 55 и 76 Конституции Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Решением Краснодарского краевого суда от 22 июня 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2022 года решение от 22 июня 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 25 ноября 2022 года, Мишинская А.В. просила отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять по делу новое судебный акт, которым удовлетворить административное исковое заявление. Судебные акты являются незаконными и необоснованными. Допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства по делу.
Определением судьи от 16 декабря 2022 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, письменные возражения на кассационную жалобу, выслушав пояснения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу ч. 2 ст. 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Закон Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края" (далее - Закон Краснодарского края N 1069-КЗ) и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края" принят постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 12 июля 2006 г, подписан Главой администрации (Губернатором) Краснодарского края 28 июля 2006 г. и официально опубликован в печатных изданиях "Кубанские новости", N 115 от 2 августа 2006 г, "Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края", N 45 от 18 сентября 2006 г.
В нормативный правовой акт внесены изменения Законами Краснодарского края от 3 июля 2012 г. N 2527-КЗ, от 9 июля 2013 г. N 2743-КЗ, от 13 октября 2016 г. N 3478-КЗ, от 6 декабря 2017 г. N 3706-КЗ, от 25 декабря 2017 г. N 3725-КЗ, в том числе, Законом Краснодарского края от 3 июля 2012 г. N 2527-КЗ Закон Краснодарского края "О присвоении звания "Ветеран труда" и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края" дополнен ст. 1.1. следующего содержания:
"Статья 1.1. Лица, имеющие право на присвоение звания "Ветеран труда"
1. Звание "Ветеран труда" присваивается:
1) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
2. Под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются ведомственные знаки, учрежденные федеральными органами государственной власти, Президиумами Верховного Совета СССР и РСФСР, Советами Министров СССР и РСФСР, Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР и Российской Федерации, министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, ВЦСПС, ФНПР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, при условии, что награжденные граждане работали в системе указанных органов, министерств и ведомств".
Законом Краснодарского края от 13 октября 2016 г. N 3478-КЗ в ст. 1.1. Закона Краснодарского края "О присвоении звания "Ветеран труда" и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края" внесены изменения:
1) в п. 1 ч. 1 слова "ведомственными знаками отличия в труде" заменены словами "ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе)";
2) ч. 2 изложена в следующей редакции: "2. Под ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) в настоящем Законе понимаются ведомственные знаки отличия, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями.".
Законом Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. N 3706-КЗ в ст. 1.1 Закона Краснодарского края "О присвоении звания "Ветеран труда" и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края" внесены изменения:
частью 1 ст. 1.1. Закона Краснодарского края N 1069-КЗ определено, что звание "Ветеран труда" присваивается: лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
часть 2 ст. 1.1. Закона Краснодарского края N 1069-КЗ предусматривает, что под ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) в настоящем Законе понимаются ведомственные знаки отличия, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями.
За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 г. награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Под ведомственными знаками отличия в труде, награждение которыми произведено по состоянию на 30 июня 2016 г, понимаются ведомственные знаки отличия в труде, учрежденные федеральными органами государственной власти, Президиумами Верховного Совета СССР и РСФСР, Советами Министров СССР и РСФСР, Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР и Российской Федерации, министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, ВЦСПС, ФНПР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, при условии, что награжденные граждане работали в системе указанных органов, министерств и ведомств.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Управлением социальной защиты населения в городе-курорте Анапа 21 января 2022 г. отказано Машинской А.В. в выдаче удостоверения "Ветеран труда" в связи с тем, что она, являясь сотрудником Федеральной таможенной службы Российской Федерации, приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 13 мая 2013 г. N 208 была награждена медалью "За содействие органам наркоконтроля", при этом сотрудником Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков истец не являлась.
Исходя из анализа положений ст. 7, ст. 55, п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 1, ст. 7, ст. 13, ч. 2 ст. 10, ст. 20 и ст. 22 Федеральном законе "О ветеранах", проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания нормативного правового акта недействующим.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился по следующим основаниям.
Согласно положениям ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", Приказа Федеральной таможенной службы от 1 октября 2004 г. N 97, Приказа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 28 июня 2005 г. N 203 "О ведомственных наградах", утратившим силу 5 апреля 2016 г, судом апелляционной инстанции установлено, что из оспариваемого правового регулирования, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности, не следует, что региональным законодателем введены различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Кроме того, судом апелляционной инстанцией установлено, что Федеральная таможенная служба упразднена и передана в ведение Министерства финансов Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков передана в ведение Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что поскольку, суд первой инстанции не усмотрел противоречия оспариваемой правовой нормы положениям Федерального закона "О ветеранах" и сделал верное заключение о том, что региональный законодатель, установив в абзаце 3 ч. 2 ст. 1.1. Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ в качестве условия присвоения звания "Ветеран труда" работу в системе органов, министерств и ведомств лиц, награжденных ведомственными знаками отличия за заслуги в труде, реализовал предоставленные федеральным законодателем полномочия.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что рассматриваемое правовое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в системе действующего права, не противоречит федеральному законодательству, не создает дискриминационных условий предоставления мер социальной поддержки, направлено на эффективное предоставление социальных гарантий за счет средств республиканского бюджета гражданам, является определенным, неоднозначного толкования не вызывает.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия пришла к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебный акт суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 22 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 января 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Богатых О.П.
Борс Х.З.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.