Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лопаткиной Н.А, Лозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области по доверенности ФИО5 на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 апреля 2022 года по исковому заявлению и.о. прокурора г. Таганрога Ростовской области в интересах Джуль Ангелины Алексеевны к администрации г. Таганрога Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, о возложении обязанности обеспечить жильем лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора г. Таганрога обратился в суд в интересах Джуль А.А. с исковым заявлением к администрации г. Таганрога и Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области о возложении обязанности обеспечить жильем лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что Джуль А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в г. Таганроге, на основании постановления администрации г. Таганрога Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N Джуль А.А. предоставлено жилое помещение N-а, расположенное по "адрес" приобретенное у застройщика по муниципальному контракту, а ДД.ММ.ГГГГ заключен договор специализированного найма жилого помещения, полученный опекуном. Вместе с тем, в настоящее время ФИО6, являющаяся опекуном Джуль А.А. с предоставлением квартиры не согласна, так как общая площадь жилья менее нормы предоставления в 2021 году ("данные изъяты" кв.м.). Согласно ответу министерства строительства Ростовской области и постановлению Правительства Ростовской области от 20.07.2021 N 570 жилое помещение, ранее предоставленное детям-сиротам по более низким нормам предоставления (25 кв.м.), в случае его освобождения уже не может быть использовано муниципальным образованием в целях исполнения переданных государственных полномочий и обеспечения детей-сирот. Исходя из позиции министерств дополнительные денежные средства на приобретение жилого помещения Джуль А.А. выделены не будут. Поскольку до настоящего времени ответчиками не принято мер для обеспечения Джуль А.А. жилым помещением, отвечающим требованиям действующего жилищного законодательства, последней предоставлено жилое помещение менее "данные изъяты" кв.м. на одного человека, гарантированные государством права последней на обеспечение ее жильем в том объеме, который установлен с ДД.ММ.ГГГГ, нарушены.
В этой связи просил суд обязать ответчиков предоставить Джуль А.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте г. Таганрога по договору найма специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 33 кв.м.; после предоставления Джуль А.А. благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, в черте г. Таганрога по договору найма специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м. внести в постановление Администрации г. Таганрога от ДД.ММ.ГГГГ N изменения в части исключения положений о представлении Джуль A.A. жилого помещения "адрес"; обязать администрацию г. Таганрога после его предоставления расторгнуть договор специализированного найма жилого помещения "адрес", заключенный ДД.ММ.ГГГГ опекуном Джуль А.А. - ФИО6 и и.о. директора МКУ "Альтернатива".
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 08 декабря 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 апреля 2022 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в части возложения на Министерство обязанности предоставить жилье по договору найма специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 33 кв.м. ввиду несоответствия выводов судов, содержащихся в них, фактическим обстоятельствам дела, ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена исключительно на органы местного самоуправления, в связи с чем, решения не могут быть исполнимыми министерством строительства в связи с отсутствием полномочий. Поскольку опекун заключила договор социального найма, администрация в полном объеме исполнила свои обязательства перед Джуль А.А. Министерство, будучи бюджетной организацией, лишено возможности повторно выделить денежные средства на приобретение жилого помещения для последующего предоставления Джуль А.А, ввиду прямого указания закона на однократное предоставление жилого помещения.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В судебном заседании прокурор Солдатов С.А. полагал обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и не подлежащими отмене по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области по доверенности ФИО8 доводы жалобы поддержала, настаивала на отмене судебных постановлений.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. В этой связи судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора и представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Джуль А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в г. Таганроге, на основании постановления администрации г. Таганрога от ДД.ММ.ГГГГ N.
В рамках выделенных субвенций администрацией г. Таганрога в 2019 году размещены электронные аукционы в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на приобретение в муниципальную собственность г. Таганрога жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в целях предоставления детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
По результатам электронных аукционов между участником долевого строительства - администрацией г. Таганрога и застройщиком ООО "Дон-Строй и С" ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт N для обеспечения Джуль А.А, жилым помещением общей площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес", на сумму "данные изъяты" рублей.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязательства застройщика по передаче объекта, предусмотренного условиями контракта, не были исполнены, квартира Джуль А.А. не предоставлена.
Согласно протоколу Областной межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ(письмо министерства образования Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N) кандидатура Джуль А.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жильем в 2021 году с пометкой "расчет по контракту 2019 года".
На основании уведомления застройщика ДД.ММ.ГГГГ. осуществлена приемка квартир по "адрес" и подписан передаточный акт.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Таганрога обратилась опекун Джуль А.А. с заявлением о предоставлении жилого помещения N, расположенного по "адрес". Постановлением Администрации г. Таганрога от ДД.ММ.ГГГГ N Джуль А.А. указанное жилое помещение предоставлено, ДД.ММ.ГГГГ между МКУ "Альтернатива" и Джуль А.А. в лице опекуна, действующей по доверенности, заключен договор специализированного найма жилого помещения.
Однако, общая площадь предоставленного жилья менее нормы предоставления в 2021 году - "данные изъяты" кв.м.
Согласно ответу министерства строительства Ростовской области и постановлению Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N жилое помещение, ранее предоставленное детям-сиротам по более низким нормам предоставления (25 кв.м.), в случае его освобождения уже не может быть использовано муниципальным образованием в целях исполнения переданных государственных полномочий и обеспечения детей-сирот. В такой ситуации муниципальное имущество на основании ч. 5 ст. 50. Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения). Исходя из позиции министерства дополнительные денежные средства на приобретение жилого помещения Джуль А.А. выделены не будут.
Удовлетворяя требования прокурора в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку Джуль А.А. до внесения изменений в законодательство в части площади, не менее которой должны быть жилые помещения, предоставляемые указанной категории граждан, не была обеспечена жилым помещением, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жильем в 2021 году, то жилое помещение должно быть предоставлено Джуль А.А. в соответствии с требованиями Областного закона от 17.06.2020 года N 328-3C "О внесении изменения в статью 15 Областного закона "О социальной поддержке детства в Ростовской области", вступившими в законную силу 01.01.2021 года, - не менее "данные изъяты" квадратных метров на одного человека.
В этой связи, дав оценку представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что предоставление в 2021 году Джуль А.А. жилого помещения площадью менее "данные изъяты" кв.м. не отвечает указанным требованиям законодательства нарушает ее жилищные права, в связи с чем, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, а также положениями Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 N 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области" (с изм. на 01.01.2021 - Областной закон от 17.06.2020 N 328-3C "О внесении изменения в статью 15 Областного закона "О Социальной поддержке детства в Ростовской области"), п. 19, 23.4 постановления Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539 "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", возложил на ответчиков обязанность предоставить Джуль А.А. жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления в 2021 году.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом согласился и не усмотрел оснований для отмены либо изменения судебного решения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что на момент возникновения права у Джуль А.А. по обеспечению жильем как ребенок-сирота действовали нормы, устанавливающие меньшую норму предоставления общей площади жилого помещения на одного человека, и Джуль А.А. приняла жилое помещение меньше установленной на настоящее время нормы, что свидетельствует о правомерности действий администрации и необоснованности заявленных требований, судебная коллегия полагает несостоятельными и основанными на неверном толковании действующего жилищного законодательства применительно к спорным правоотношениям, данным доводам дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции.
Так с 01.01.2013 года в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся порядка предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определено, что изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В настоящее время в силу требований ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 года N 165- ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
Помимо этого, с 01.01.2021 года вступили в силу требования областного закона Ростовской области N 328-3C от 10.06.2020 года, которым в ч. 7 ст. 15 областного закона Ростовской области N 165-ЗС от 22.10.2004 года внесены изменения, согласно которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются благоустроенные применительно условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома общей площадью жилого помещения не менее 33 квадратных метров.
Федеральным законом от 29.07.2018 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в часть 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Статьей 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жильем данной категории граждан определен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539 "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Также данным постановлением утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 19 указанного положения размер площади жилого помещения, исходя из которого, органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, составляет: не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека; не менее 42 кв. м общей площади жилого помещения на семью из двух человек, если оба члена семьи имеют право на обеспечение жильем в соответствии с настоящим Положением.
Согласно п. 23.4 данного Положения органы местного самоуправления обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, включенным в сводный список на текущий финансовый год, в том же финансовом году, в котором получены субвенции из областного бюджета.
В случае, если средства федерального и (или) областного бюджетов направлены органами местного самоуправления на долевое участие в строительстве или строительство дома, обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, после ввода дома в эксплуатацию, но не позднее 30 сентября года, следующего за годом, в котором были выделены указанные средства.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязательства застройщика по передаче объекта, предусмотренного условиями контракта, не были исполнены, квартира Джуль А.А. не была предоставлена.
Поскольку установлено, что Джуль А.А. до внесения изменений в законодательство в части площади, не менее которой должны быть жилые помещения, и включена в соответствующий список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильем в 2021 году, то в силу приведенных положений закона жилое помещение должно быть предоставлено ей в соответствии с требованиями Областного закона от 17.06.2020 N 328-3C "О внесении изменения в статью 15 Областного закона "О социальной поддержке детства в Ростовской области", вступившими в законную силу 01.01.2021 г.
По указанным основаниям отклоняется и соответствующий довод кассатора о невозможности повторного выделения субвенций для приобретения жилья ребенку-сироте, учитывая, что права на получение жилья, в том объеме, который установлен с 01.01.2021г, не было реализовано в установленном законом порядке со стороны ответчиков.
В связи с тем, что судами первой и апелляционной инстанций в полной мере установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, судебная коллегия полагает, что изложенные в кассационных жалобах доводы не опровергают выводов суда.
Иные доводы кассационной жалобы в целом не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку сводятся к несогласию с оценочными выводами судов, повторяют позицию ответчика, изложенную судами первой и апелляционной инстанций, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы судов.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.