Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.С. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным и о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии по старости по кассационной жалобе С.П. на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 09.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 19.05.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав путем использования систем видеоконференцсвязи В.С, судебная коллегия
установила:
В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области), в котором просил признать решение Центра ПФР N по установлению пенсий в Волгоградской области от 30.09.2021 N об отказе в перерасчете пенсии незаконным и возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет размера пенсии по старости.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 09.02.2022 в удовлетворении исковых требований В.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 19.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба В.С. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе В.С. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, в связи с допущенным нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что ответчиком необоснованно не был учтен период обучения истца в Пензенском политехническом университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета истца, выданных ему ответчиком не содержится данных об оспариваемом периоде. Указывает, что при назначении пенсии ответчик должен был самостоятельно затребовать информацию о периодах работы и обучения истца.
Судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции проведено путем видеоконференцсвязи в соответствии со статьей 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) по ходатайству В.С. об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Советского районного суда г. Волгограда.
В судебном заседании В.С. доводы кассационной жалобы поддержал.
В ходе судебного заседания при использовании систем видеоконференцсвязи технических сбоев не зафиксировано.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав истца, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с ДД.ММ.ГГГГ В.С. является получателем страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес ГУ Центр ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области с заявлением о перерасчете размера пенсии.
Решением ГУ Центр ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 30.09.2021 N истцу было отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия оснований для перерасчета, а также учета ранее представленных документов при расчете страховой пенсии по старости и не представления дополнительных документов о стаже, заработной плате, влекущих изменение размера пенсии.
Кроме того, письмом ГУ ОПФР по Волгоградской области от 19.10.2021 истцу было разъяснено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его общий трудовой стаж, исчисленный в календарном порядке по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составил 26 лет 2 месяца 11 дней в (в том числе 15 лет 2 месяца 12 дней - до ДД.ММ.ГГГГ), соответственно стажевый коэффициент составил 0, 56. Фактическое отношение среднемесячного заработка за 2000-2001 г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета к среднемесячному заработку по стране за такой период составляет 3, 315, при исчислении пенсии учитывается не свыше 1, 2.
Для проверки доводов истца судом первой инстанции было истребовано пенсионное дело В.С. N 104762, из материалов которого следует, что на основании решения Управления ПФ РФ N 44 г. Волгограда от 18.02.2013 В.Н. в соответствии со ст. 7 Федерального закона N 173 назначена пенсия по старости, размер пенсии определен в размере 11 621, 32 руб.
При этом из распоряжения-расчета пенсии истца на 01.04.2013, содержащегося в материалам пенсионного дела следует, что в трудовой стаж В.С. засчитан период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 9 месяцев 16 дней).
Кроме того, в материалах пенсионного дела истца имеется копия диплома В.С. серия Д-I N, выданного ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующая о том, что при принятии решения о назначении истцу пенсии по старости указанный документ имелся в распоряжении ответчика.
Из пояснений представителя ответчика, полученных в ходе рассмот-рения дела в суде первой инстанции следует, что размер страховой пенсии по старости В.С. на ДД.ММ.ГГГГ составляет 23 944, 63 руб. (в том числе 6 401, 10 руб. - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости).
Как пояснил суду в ходе рассмотрения дела истец В.С. дополнительных документов, при обращении с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости он не предоставлял.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что достоверных сведений о предоставлении ответчику доказательств о стаже, заработной плате, свидетельствующих о необходимости изменения размера пенсии при обращении с заявлением о перерасчете размера пенсии, истцом не представлено.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с указанного дня не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 3, п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы определяется по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствую-щими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. При ликвидации организации справки о периодах работы могут быть выданы соответствующим государственным (муниципальным) органом, например архивным учреждением, а также организацией - не правопреемником, в учредительных документах которой содержатся положения об ответственности за обеспечение сохранности документов по личному составу ликвидированной организации, не имеющей правопреемников.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 30.3 вышеуказанного Федерального закона размер трудовой пенсии подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
В соответствии со ст. 100 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (данный закон действовал в период работы истца и до 01.01.2002) в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной ст. 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
Размер трудовой пенсии определялся на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. При этом перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Согласно статей 5 и 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии могут состоять из двух частей, в том числе страховой, которая рассчитывается при оценке пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г, исходя из величины среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Аналогичная правовая норма содержалась в части 1 статьи 20 ранее действующего Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
В соответствии с части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, предоставляются гражданами.
Пунктом 15 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Из подпункта 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам Федерального закона "О трудовых пенсиях", определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 09.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 19.05.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.