Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.И. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 34 Федеральной службы исполнений наказаний" о взыскании стимулирующих выплат по кассационной жалобе И.И. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.05.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
И.И. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 34 Федеральной службы исполнений наказаний" (далее - ФКУЗ "МСЧ N 34 ФСИН"), в котором с учетом уточнения исковых требований просила взыскать с ответчика недостающую сумму стимулирующих выплат в размере 118 211, 91 руб, расходы по оплате юридических услуг 15 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 16.02.2022 исковые требования И.И. удовлетворены частично. С ФКУЗ "МСЧ N 34 ФСИН" в пользу И.И. взыскана задолженность по выплатам стимулирующего характера за период с октября 2021 г. по декабрь 2021 г. в размере - 43 497 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере - 7 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований, И.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба И.И. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе И.И. просит отменить решение суда и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что судами не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что истец является работником медицинской организации и относится к группе риска заболевания коронавирусной инфекцией, в связи с чем ей положены выплаты стимулирующего характера.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, И.И. работает в должности фельдшера - лаборанта клинико-диагностической лаборатории филиала "Туберкулезная больница N1" ФКУЗ "МСЧ N 34 ФСИН" на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на неопределенный срок, с должностным окладом в размере 4 500 руб.
Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ ей определена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье), украшенная продолжительность рабочего времени - 30 часов в неделю; выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.
На основании приказа ФКУЗ "МСЧ N 34 ФСИН" от 22.12.2020 N 134 И.И. включена в список сотрудников и работников ФКУЗ "МСЧ N 34 ФСИН", оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, а также контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекцией.
Согласно подпунктам "а, д" пункта 2 Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирус-ной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 373, в информационном ресурсе (COVID-19) ведется учет, в том числе, информации о лицах с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе, о лицах, являющихся носителями возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19), лицах с признаками пневмонии, госпитализированных лицах, больных гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (далее - пациенты), а также данных о количестве случаев заболевания гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, лечение которых проводилось в амбулаторных условиях; информации о медицинских работниках, которым установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку в связи с оказанием ими медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID- 19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Из имеющегося в материалах дела расчета выплат стимулирующего характера усматривается, что указанные выплаты начислялись истцу ежемесячно, за работу по проведению диагностических исследований (COVID-19) (лабораторная диагностика биологического материала методом ПЦР - на новую коронавирусную инфекцию), с учетом фактически отработанного времени согласно табелю учета рабочего времени.
Данные расчеты произведены на основании представленных клинико-диагностической лабораторией списков за те периоды (месяцы), когда имелся непосредственный контакт с биоматериалом с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COV1D-19.
Судами также установлено, что И.И. в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполняла ПЦР-тесты на COVID-19 с ДД.ММ.ГГГГ на основании разрешения Управления Роспотребнадзора Волгоградской области от 19.05.2020 N-п/31-13833-2020.
Дни работы с COVID-19 отражены в табеле учета рабочего времени по C0VID-19 на основании информации в журнале регистрации анализов на коронавирусную инфекцию.
На основании предоставленных клинико-диагностической лабораторией табелей учета рабочего времени, в которых отражены фактические смены работы с COVID-19, ответчиком ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России производились расчеты и выплаты стимулирующего характера за период с мая 2020 г. по октябрь 2020 г, а также расчет и выплаты специальной социальной доплаты за период с ноября 2020 г. по декабрь 2021г, а также определена судом сумма задолженности по их выплате.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), учитывал нормы приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 30.11.2020 N 861, пришел к выводу, что истец имеет право на соответствующие специальные социальные доплаты для работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих ее оказание) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции по Постановлениям Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку, являясь фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории, она осуществляла она осуществляла проведение диагностики биоматериала граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, взыскал задолженность по выплатам стимулирующего характера за период с октября 2021 г. по декабрь 2021 г. в размере 43 497 руб, согласно представленному ответчиком расчету.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 ст. 135 ТК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ медицинским работникам (далее - работники), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.", оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач.
Так, врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 г. по данным Федеральной службы государственной статистики.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2020 N 1312 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 N 1896 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 г.г. медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Указанным Постановлением предусмотрено, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), производить ежемесячно, с 1 ноября 2020 г..по 31 декабря 2021 г, специальную социальную выплату за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленную для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), в том, числе, следующим категориям указанных работников (военнослужащих, сотрудников): врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу, не оказывающему медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующему с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных
обязанностей, а также военнослужащим, сотрудникам и работникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 2 430 руб, 1 215 руб, 600 руб. соответственно за одну нормативную смену.
Порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установлены приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 30.11.2020 N 861.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 30 ноября 2020 г. N 861 (далее - Порядок), специальная социальная выплата производится работникам УИС, категории которых определены в подпунктах "а" (за исключением категории, указанной в абзаце восьмом), "б" и "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 N 1896.
Установление размера и расчет специальной социальной выплаты за календарный месяц осуществляется в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 N 1896, согласно которому, специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени или отработанного служебного времени за дни работы (службы) в соответствующем календарном месяце, в которые работник (военнослужащий, сотрудник) привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, привлекался к санитарно-эпидемическим (профилактическим) мероприятиям и мероприятиям по их обеспечению на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896 следует, что правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Следовательно, право на получение специальной социальной выплаты помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
На это указано и в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории России новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 г. При этом действие данного постановления распространено на отношения, возникшие с 1 ноября 2020 г.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.05.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.