Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Абрамовой Е.В., действующей в интересах ПАО "Коммунаровский рудник", на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Хакасия от 25 февраля 2022 г. N РХ-ВТ-76-в-110-22, решение судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия от 11 мая 2022 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 30 августа 2022 г., вынесенные в отношении ПАО "Коммунаровский рудник" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 38 статьи 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Хакасия от 25 февраля 2022 г. N РХ-ВТ-76-в-110-22 ПАО "Коммунаровский рудник" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 38 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия от 11 мая 2022 г, оставленным без изменения и решением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 30 августа 2022 г, постановление изменено путем исключения из его содержания выводов о нарушении пунктов 1 и 4 предписания от 04 октября 2021 г. N, пунктов 4, 5, 7-11 предписания от 19 октября 2021 г. N в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе защитник Абрамова Е.В, действующая в интересах ПАО "Коммунаровский рудник", выражает несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении, просит изменить его и исключить из его содержания выводы о неисполнении обществом в установленный срок требований, перечисленных в пунктах 2 и 3 предписания от 04 октября 2021 г. N РХ-ВТ-815-в.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 38 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела следует, что ПАО "Коммунаровский рудник" в срок до 19 января 2022 года не выполнило требования, перечисленные в пунктах 2 и 3 законного предписания должностных лиц Енисейского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04 октября 2021 года N в котором обществу было предложено устранить допущенные им нарушения, выразившиеся в следующем:
- паспорт на отход IV класса опасности для окружающей среды (пульпа (отходы (хвосты) цианирования руд серебряных и золотосодержащих)), отобранный в месте сброса пульпы в пульпопровод, отсутствует (пункт 2);
- осуществляется деятельность по обезвреживанию отходов IV класса опасности ("свежая" пульпа (отходы (хвосты) цианирования руд серебряных и золотосодержащих)) в хвостохранилище II в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности (пункт 3);
Кроме того, ПАО "Коммунаровский рудник" в срок до 19 января 2022 года не выполнило требования, перечисленные в пунктах 3 и 6 законного предписания должностных лиц Енисейского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 октября 2021 года N в котором обществу было предложено устранить следующие нарушения:
- осуществление деятельности в отсутствие разработанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 3);
- размещение отходов (хвостов) цианирования руд серебряных и золотосодержащих на объекте, не внесенном в государственный реестр размещения отходов (пункт 6).
Таким образом, ПАО "Коммунаровский рудник" совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 38 статьи 19.5 КоАП РФ.
Факт имевшего место события указанного административного правонарушения и виновность общества подтверждены: протоколом об административном правонарушении; копиями акта проверки, предписания от 04 октября 2021 года N предписания от 19 октября 2021 года N и иными доказательствами, которые получили надлежащую оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о виновности ПАО "Коммунаровский рудник" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 38 статьи 19.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Положения статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных в материалы данного дела об административном правонарушении доказательств позволяет прийти к выводу о том, что ПАО "Коммунаровский рудник" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о незаконности требований, изложенных в пунктах 2 и 3 предписания от 04 октября 2021 года N РХ-ВТ-815-в, обоснованными признать нельзя в силу следующего.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 3 статьи 14 указанного Федерального закона на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Как следует из материалов дела в результате хозяйственной деятельности, осуществляемой ПАО "Коммунаровский рудник", образуются отходы IV класса опасности.
Данное обстоятельство подтверждено материалами дела, в частности протоколом испытаний от 04 мая 2021 г. N и заключением по результатам проведения лабораторных испытаний от 04 мая 2021 г. N (том N 2 л.д. 75-80).
Какие-либо данные, которые могли бы поставить под сомнение достоверность результатов проведенных исследований, в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлены.
Таким образом, в силу приведенных выше положений ПАО "Коммунаровский рудник" было обязано осуществить отнесение отходов к соответствующему классу опасности и обеспечить наличие паспорта на отходы.
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что при эксплуатации хвостохранилища II очереди обществом в отсутствие соответствующей лицензии осуществляется обезвреживание отходов (хвостовой пульпы) - изменение их состава, физических и химических свойств в целях их негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Осуществление ПАО "Коммунаровский рудник" указанной выше деятельности в отсутствие паспорта отходов соответствующего класса опасности и без лицензии на обезвреживание отходов, свидетельствует о нарушении обществом требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 и частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При таких обстоятельствах требования должностного лица административного органа, изложенные в пунктах 2 и 3 предписания от 04 октября 2021 года N являются законными и обоснованными, а потому подлежали выполнению в установленный срок.
Совершенное ПАО "Коммунаровский рудник" деяние, выразившееся в неисполнении законных требований органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства, обоснованно квалифицировано по части 38 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что общество не осуществляет обезвреживание отходов, а также о том, что предписание является неисполнимым и о том, что пульпа не является отходом производства, аналогичны доводам, которые были проверены на предыдущих стадиях рассмотрения данного дела и правомерно отклонены судами как несостоятельные по основаниям, указанным в обжалуемых судебных актах с приведением соответствующих мотивов, поводов не согласиться с которыми не имеется (том N 2 л.д. 26, 95-98).
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно принял во внимание не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда, не опровергает обоснованность выводов судебных инстанций о виновности общества в совершении вмененного ему правонарушения подтвержденной совокупностью иных перечисленных выше доказательств, не доверять которым оснований не имеется.
Какие-либо аргументы, опровергающие обоснованность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности ПАО "Коммунаровский рудник" в совершении вмененного ему административного правонарушения, в жалобе не приведены.
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Принятые по данному делу судебные акты являются мотивированными и соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводам жалоб дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Хакасия от 25 февраля 2022 г. N РХ-ВТ-76-в-110-22, решение судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия от 11 мая 2022 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 30 августа 2022 г, вынесенные в отношении ПАО "Коммунаровский рудник" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 38 статьи 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Абрамовой Е.В, действующей в интересах ПАО "Коммунаровский рудник", - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.