Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Елизарова П.М., действующего в интересах Чжана Сюймина, на вступившее в законную силу постановление судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 31 мая 2022 г., вынесенное в отношении гражданина "данные изъяты" Чжана Сюймина по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 31 мая 2022 г. гражданин "данные изъяты" Чжан Сюймин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
Постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.6 КоАП РФ, не пересматривалось и вступило в законную силу.
В жалобе защитник Елизаров П.М. просит постановление отменить, считая его незаконным и необоснованным, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 части 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 30 мая 2022 г. в 23 час. 30 мин. на 1617 км автомобильной дороги "адрес" выявлен гражданин "данные изъяты" Чжан Сюймин, который в нарушение п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", уклонился от выезда из Российской Федерации по окончанию срока временного пребывания, истекшего 13 октября 2021 г, и находился на территории Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Факт имевшего место события административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и виновность Чжана Сюймина подтверждаются протоколом об административном правонарушении, рапортом должностного лица, объяснением Чжана Сюймина, копиями визы и паспорта иностранного гражданина, миграционной карты, данными информационной базы ФМС и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Чжана Сюймина состава вмененного ему правонарушения являются несостоятельными.
Согласно пунктам 26, 26.5 Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 22 ноября 2021 г. N 926, срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ сокращается в случае, если в отношении иностранного гражданина принято решение об аннулировании разрешения на работу на основании пункта 9 - 9.2, 9.7 статьи 18 Федерального закона N 115-ФЗ.
Подпунктом 4 пункта 9 статьи 18 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
В случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока действия разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для такого продления в соответствии с настоящим Федеральным законом, трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные с иностранным гражданином, подлежат прекращению (пункт 9.3 статьи 18 Федерального закона N 115-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 пункта 11 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, в случае, если высококвалифицированный специалист не заключил новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) по истечении срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, либо ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении данного высококвалифицированного специалиста было отклонено, выданные указанному высококвалифицированному специалисту разрешение на работу, виза и вид на жительство, а также виза и вид на жительство, выданные членам его семьи, считаются действительными в течение тридцати рабочих дней со дня истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, либо со дня принятия решения об отклонении ходатайства работодателя или заказчика работ (услуг). До истечения указанных тридцати рабочих дней высококвалифицированный специалист и члены его семьи, не имеющие иных законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09 июня 2003 г. N 335, виза является разрешением на въезд в Российскую Федерацию, пребывание в Российской Федерации и транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранного гражданина в течение срока действия визы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, когда иностранному гражданину в соответствии с законодательством Российской Федерации въезд в Российскую Федерацию может быть не разрешен либо не разрешается или в отношении иностранного гражданина принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Согласно пункту 35 (1) указанного Положения, многократная обыкновенная рабочая виза выдается: иностранному гражданину, являющемуся высококвалифицированным специалистом и осуществляющему трудовую деятельность в этом качестве на территории Российской Федерации, - территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина. Указанная виза выдается на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 3 года, с последующим продлением срока ее действия на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 3 года для каждого такого продления.
В силу пункта 74 указанного Положения, в случае принятия компетентными федеральными органами исполнительной власти решения о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации его виза аннулируется.
Как следует из материалов дела, Чжан Сюймин прибыл на территорию Российской Федерации на основании многократной визы, выданной ему как высококвалифицированному специалисту, сроком действия с 16 сентября 2019 г. по 26 августа 2022 г, с целью "работа по найму" в ООО " "данные изъяты". Однако в "адрес" он не поехал, разрешительные документы не забрал, остановился в "адрес", где стал работать водителем-экспедитором в торговом павильоне (л.д. 4, 5, 18-19).
Согласно данным информационной базы ФМС России, решением Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по "адрес" N "адрес" от 13 сентября 2021 г. на основании пункта 11 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на работу, выданное Чжану Сюймину, аннулировано (л.д. 18-19).
В соответствии с пунктом 9.4 статьи 18 Федерального закона N 115-ФЗ информация о выданных и об аннулированных разрешениях на работу и патентах, а также о разрешениях на работу, срок действия которых истек, размещается в информационных системах общего пользования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о выдаче или об аннулировании разрешения на работу или патента либо истечения срока действия разрешения на работу.
Таким образом, Чжан Сюймин, не имея намерения осуществлять трудовую деятельность в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с выданным ему разрешением, не мог не понимать того, что в силу приведенных выше положений, срок его временного пребывания в Российской Федерации будет сокращен, трудовой договор прекращен, а разрешение на работу и виза аннулированы.
Находясь длительное время на территории Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, Чжан Сюймин сознавал противоправный характер своего деяния, то есть действовал умышленно, а потому обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы порядок привлечения Чжана Сюймина к административной ответственности нарушен не был, в ходе производства по данному делу ему, в соответствии с требованиями части 2 статьи 24.2 КоАП РФ, было обеспечено право давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (л.д. 3, 4).
Доводы жалобы о том, что наказание было назначено Чжану Сюймину без учета его семейного положения, обоснованными признать нельзя.
Представленная в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой копия свидетельства о заключении 04 июля 2022 г. брака между Чжаном Сюймином и гражданкой Российской Федерации ФИО5 не свидетельствует о том, что Чжан Сюймин в период пребывания в Российской Федерации совместно проживал с ФИО4, вел с ней общее хозяйство.
Доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что у Чжана Сюймина с указанным лицом фактически имеется устойчивая семейная связь, в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлены.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Чжан Сюймин длительное время незаконно пребывает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, никаких мер к легализации своего пребывания на территории Российской Федерации не принял.
Кроме того, наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Таким образом, назначение Чжану Сюймину дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доводы о незаконности решения об аннулировании визы, в рамках рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ проверке не подлежат.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Чжана Сюймина объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, которое является мотивированным, и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 31 мая 2022 г, вынесенное в отношении гражданина "данные изъяты" Чжан Сюймина по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Елизарова П.М, действующего в интересах Чжана Сюймина, без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.