Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Бедаревой Елены Николаевны, поданной через суд первой инстанции 20 декабря 2022 года, на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 24 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 29 сентября 2022 года по административному делу N 2а-2932/2022 по административному исковому заявлению Иванниковой Дарьи Сергеевны, Бедаревой Елены Николаевны, Кунова Григория Николаевича, Осипенко Олеси Сергеевны к администрации города Кемерово о признании незаконным постановления N 371 от 17 февраля 2022 года "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд города Кемерово.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя администрации г. Кемерово Есиповой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Иванникова Д.С, Бедарева Е.Н, Кунов Г.Н, Осипенко О.С. обратились в Центральный районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением к администрации г. Кемерово о признании незаконным и отмене постановления от 17 февраля 2022 года N 371 "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд города Кемерово", указывая, что в соответствии с оспариваемым постановлением подлежат изъятию земельные участки и объекты недвижимости, принадлежащие им на праве собственности, что нарушает их права и законные интересы как землевладельцев и собственников расположенных на них жилых домов. Полагают, что указанное постановление является незаконным, принято с нарушением установленной законом процедуры и противоречит положениям земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, поскольку до реализации процедуры изъятия земельного участка для государственных или общественных нужд следовало привести правила землепользования и застройки городского округа в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Считают, что земельные участки изымаются не для обеспечения муниципальных нужд города Кемерово и возведения линейных объектов, а для строительства нового микрорайона.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 24 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 29 сентября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Бедарева Е.Н. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права. Приводя доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы, считает, что судами не дана надлежащая оценка постановлению администрации г. Кемерово от 29 июня 2018 года N 1391 и постановлению администрации г. Кемерово от 13 июля 2018 N 1471 о внесении изменений в вышеуказанное постановление, подтверждающих, что в отношении земельного участка по ул. Тухачевского, 17, принадлежащего Бедаревой Е.Н. на праве долевой собственности, администрацией г. Кемерово уже принято решение о его комплексном развитии в порядке статьи 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации и произведены юридические действия - сформирован за счет спорного участка земельный участок для комплексного развития, а также заключено соответствующее соглашение с ООО "СДС Строй", которое в нарушение норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судами не было привлечено к участию в деле, тогда как его права и законные интересы затрагиваются оспариваемым постановлением; административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих законность принятого им решения, как и доказательств того, что для строительства линейных объектов по ул. Сибиряков-Гвардейцев в г. Кемерово административному ответчику необходимо изъять весь земельный участок, принадлежащий Бедаревой Е.Н.
Относительно доводов кассационной жалобы администрацией г. Кемерово принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
По правилам подпункта 7 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в частности для государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Вопросы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентируются земельным законодательством.
Так, согласно пунктам 2 и 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям среди прочего, связанным со строительством, реконструкцией объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 разъяснено, что под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
В силу статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).
Согласно пункту 3 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Объектами местного значения признаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов (пункт 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) органы местного самоуправления наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Вопросы местного значения, решение которых осуществляет исполнительно-распорядительный орган городского округа, указаны в статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
При рассмотрении дела установлено, что Бедаревой Е.Н. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: "адрес"; Кунову Г.Н. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: "адрес"; Иванниковой Д.С. и её несовершеннолетним детям принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: "адрес" Осипенко О.С. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: "адрес"
17 февраля 2022 года администрацией г. Кемерово принято постановление N 371 "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд", согласно которому подлежат изъятию для муниципальных нужд г. Кемерово путем предоставления возмещения земельные участки и (или) расположенные на нем объекты недвижимости в соответствии с приложением к постановлению, в котором поименованы и принадлежащие административным истцам объекты недвижимости.
Оспариваемое постановление от 17 февраля 2022 года N 371 "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд" размещено 17 февраля 2022 года на официальном сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово" www.pravo-kemerovo.ru, опубликовано в газете "Кемерово" N 13 от 22 февраля 2022 года.
Полагая указанное постановление незаконным, административные истцы Иванникова Д.С, Бедарева Е.Н, Кунов Г.Н, Осипенко О.С. обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что оспариваемое постановление администрации г. Кемерово от 17 февраля 2022 года N 371 "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд города Кемерово" отвечает признакам нормативного правового акта и не противоречит требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему законом полномочий, нарушений процедуры принятия и введения в действие нормативного правового акта органом местного самоуправления не допущено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Кемерово, установив, что изъятие земельных участков и объектов недвижимого имущества, принадлежащих административным истцам, обусловлено муниципальными нуждами и осуществляется административным ответчиком в рамках реализации вопросов местного значения; содержание постановления от 17 февраля 2022 года N 371 соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации; Генеральным планом г. Кемерово, утвержденным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24 июня 2011 года N 36 (с изменениями и дополнениями), территория в границах: ул. Спортивная - ул. Искитимская Набережная - ул. Сибиряков - Гвардейцев - ул. Тухачевского - ул. Заузёлкова - ул. Мирная - ул. Гагарина - ул. 9-е Января Центрального и Заводского районов, отнесена к зоне проектируемой многоэтажной жилой застройки, а также зоне строительства и реконструкции инженерной и транспортной инфраструктуры, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным постановления администрации города Кемерово от 17 февраля 2022 года N 371 "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд", а также отсутствии доказательств, подтверждающих, что оспариваемым постановлением нарушены права и законные интересы административных истцов, указав при этом, что само по себе несогласие административных истцов с принятым решением об изъятии земельных участков для муниципальных нужд не свидетельствует о каких-либо нарушениях, допущенных администрацией города Кемерово при принятии такого решения.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
При этом судами установлено, что действующим земельным законодательством предусмотрено изъятие земельных участков для строительства линейных объектов, размещение которых предусмотрено генеральным планом г. Кемерово и проектом планировки территории, утвержденными нормативными актами, которые в установленном законом порядке недействующими не признаны.
Поскольку линейные объекты, строительством и реконструкцией которых обусловлено изъятие земельных участков, относятся к объектам местного значения, такое изъятие является допустимым, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления.
Ссылка заявителя на нарушение его прав как собственника земельного участка, относительно обстоятельств настоящего дела, установленных судами, на обоснованность выводов суда об отказе в удовлетворении заявленных требований не влияет.
Поскольку неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций не допущено, в то время как доводы подателя кассационной жалобы повторяют доводы, положенные в обоснование административного иска, а также доводы апелляционной жалобы, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, то оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 24 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 29 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.