Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", поданную через суд первой инстанции 23 ноября 2022 г, на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 20 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 7 сентября 2022 г.
по административному делу N 2а-708/2022 по административному исковому заявлению Хорошилова Сергея Владимировича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании действий администрации исправительного учреждения, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Хорошилов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий администрации исправительного учреждения, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Требования мотивирует тем, что с 26 августа 2019 г. по настоящее время отбывает лишение свободы в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", где весь указанный период отсутствует горячее водоснабжение, что нарушает права административного истца и не сопоставимо с надлежащими условиями содержания. Поэтому Хорошилов С.В. просил признать незаконным действие (бездействие) административного ответчика в части ненадлежащих условий содержания; обязать административного ответчика устранить нарушение, выразившееся в необеспечении горячего водоснабжения в камере; взыскать в его пользу за нарушение условий содержания денежную компенсацию в размере 100 000 рублей. Также просил учесть судебную практику иных судов по аналогичным административным искам осужденных.
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 20 июня 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено частично; признаны незаконным бездействия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в виде необеспечения содержащегося в исправительном учреждении осужденного лица Хорошилова Сергея Владимировича постоянным горячим водоснабжением в период с 26 августа 2019 г. по 20 июня 2022 г.; взыскана с Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Хорошилова С.В. компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в период с 26 августа 2019 г. по 20 июня 2022 г. в размере 30 000 рублей; возложена обязанность устранить нарушения прав Хорошилова С.В. путем обеспечения в камерах ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю горячего водоснабжения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 7 сентября 2022 г. решение Читинского районного суда Забайкальского края от 20 июня 2022 г. оставлено без изменения, уточнена резолютивная часть решения указанием на признание незаконным бездействия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по необеспечению Хорошилова В.С. горячим водоснабжением за период с 26 августа 2019 г. по 6 октября 2021 г. и с 25 ноября 2021 г. по 20 июня 2022 г. и присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания за эти же периоды, а также указанием на возложение обязанности на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю устранить нарушения прав Хорошилова С.В. путем его обеспечения горячим водоснабжением, поставляемым в камеры ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
В кассационной жалобе заявители просят отменить судебные акты и принять новое решение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Хорошилов С.В. с 26 августа 2019 г. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. В камерах, где содержатся осужденные, в том числе Хорошилов С.В, горячее водоснабжение отсутствует.
С этой даты он полагал нарушенными условия содержания в данном учреждении, выразившиеся в отсутствии горячего водоснабжения.
С 26 августа 2019 г. и до 7 октября 2021 г. горячее водоснабжение в ИК-6 обеспечивалось путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых. При этом подача горячей воды в камеры не осуществлялась, хотя проектной документацией ИК-6 предусмотрен данный вид водоснабжения от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме в узлах управления каждого здания, к жилым камерам имеется подводка горячего водоснабжения, однако данная услуга не оказывалась, ввиду отсутствия в п.Эльбан централизованного отопления и горячего водоснабжения, а также в связи с нерабочим состоянием газовой котельной ИК-6.
24 марта 2021 г. между ИК-6 и теплоснабжающей организацией ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс" заключен государственный контракт на отпуск тепловой энергии в горячей воде N 250/2021, во исполнение которого подача горячего водоснабжения стала осуществляться лишь с октября 2021 г, т.е. момента организации ИК-6 коммерческого учета тепловой энергии и подтверждения количественных показателей потребления теплоносителя (горячего водоснабжения), т.к. до этого объем потребления горячей воды сторонами контракта не был определен и в ИК-6 не были установлены приборы учета.
Это согласуется со сведениями, содержащимися в справке главного энергетика ИК-6 от 3 декабря 2021 г, а также справке старшего инженера учреждения от 6 апреля 2022 г, в соответствии с которой 7 октября 2021 г. в камеры и душевые ИК-6 началась подача горячей воды, забор которой производился из открытой системы отопления ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс". Вследствие жалоб осужденных на ненадлежащее качество воды, её подача в душевые была прекращена 25 ноября 2021 г, помывка в душевых осуществлялась путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах, подача горячей воды в камеры продолжалась. 24 февраля 2022 г. произведена лабораторная проверка качества воды, которая выявила превышение допустимых норм в части мутности и содержания железа. В этой связи 28 февраля 2022 г. подача горячей воды в камеры осужденных прекращена и по состоянию на дату рассмотрения дела судом первой инстанции возобновлена не была, что по делу не оспаривалось.
Подача горячего водоснабжения в камеры с период с 7 октября 2021 г. по 28 февраля 2022 г. подтверждается также выборочно представленными соответствующими актами о выполнении услуг.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статьи 2 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1, части 1 и 2 статьи 10, части 1 статьи 82, статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г..N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г..N 1314, пунктам 20.1, 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 г..N 130-дсп, пунктов 19.2.1, 19.2.5 Приказа Минстроя России от 20 октября 2017 г..N 1454/пр "Об утверждении свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы.
Правила проектирования" (в двух частях)", подпункта 6 пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г..N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", пункта 13 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г..N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части, пришел к выводам о наличии факта незаконного бездействия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившегося в необеспечении административного истца горячим водоснабжением в период их содержания в исправительном учреждении и взыскал компенсацию за нарушение условий содержания за период с 26 августа 2019 г..по 20 июня 2022 г..в размере 30 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, уточнив период бездействия административных ответчиков.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке заявителями обстоятельств дела.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, обеспечивать охрану здоровья осуждённых, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, задачей ФСИН России является создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Пунктами 20.1 и 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 130-дсп, определено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками.
Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.), а также ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой.
В соответствии со статьёй 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
В пункте 14 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Учитывая вышеприведённое регулирование, фактические обстоятельства настоящего дела, выводы судов о нарушении прав административного истца вследствие отсутствия доступа к горячей воде с целью обеспечения личных и бытовых нужд являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы, о том, что на момент начала постройки здания подведение горячей воды в каждую камеру законом не было предусмотрено, являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, который, отклоняя указанные доводы как не свидетельствующие о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, обоснованно указал на то, что согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 27 декабря 2012 г. выполнение положения пункта 20.5 Инструкции СП 17-02 от 2 июня 2003 г. являлось обязательным. При этом, доказательств принятия необходимых и достаточных мер к выполнению установленных законодательством стандартов материально-бытовых условий заключенных в материалы административного дела административным ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание доказанность факта нарушения условий содержания административного истца в исправительном учреждении, ссылки в кассационной жалобе на то, что подведение горячего водоснабжения в каждую камеру, где содержатся осужденные, проектной документацией не предусмотрено, а также, что в пос. Эльбан, где находится исправительная колония, отсутствует горячее водоснабжение для всего населения, в том числе и для сотрудников исправительного учреждения, не свидетельствуют о соблюдении условий содержания осужденного в исправительном учреждении, исключающим право административного истца на получение компенсации, в том числе с учетом положений статьи 21 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Римской Конвенции гарантии основных прав и свобод человека, части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Также не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований либо необоснованности размера компенсации и доводы жалобы административных ответчиков о том, что при помывке в душевой административный истец пользуется горячей водой, для стирки белья имеется прачечная, а в камере разрешается использовать кипятильники, поскольку указанные доводы фактически сводятся к переоценке доказательств и установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
Вопреки доводам, приведенным в кассационной жалобе, взысканная сумма компенсации не является явно несоразмерной характеру нарушения, длительности нарушения, иным обстоятельствам дела, при этом судом, учтены все обстоятельства, установленные по делу, в частности характер выявленного нарушения, и его продолжительность, а также обеспечение принятия административным истцом гигиенических процедур в душе с использованием горячей воды в установленные режимом исправительного учреждения дни.
Несогласие административных ответчиков с оценкой доказательств на предмет их достаточности для установления вышеуказанных обстоятельств, а также несогласие с размером компенсации, не свидетельствуют о допущенных судами существенных нарушениях норм процессуального права и о наличии оснований для изменения или отмены судебных актов, приведенных в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обстоятельств, указывающих на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, не усматривается.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 20 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 7 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 января 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.