Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, поданной через суд первой инстанции 30 ноября 2022 г, на решение Первомайского районного суда г. Омска от 1 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 1 июня 2022 г. по административному делу N 2а-390/2022 по административному исковому заявлению Козловой Наталии Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Бобровник Ю.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Козлова Н.П. обратилась в Первомайский районный суд г. Омска с административным исковым заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее также Управление Росреестра по Омской области) о признании незаконными решения от 23 августа 2021 года о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а также решения от 23 ноября 2021 года об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N и N по мотивам того, что форма и (или) содержание документа (межевого плана), представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; не представлен проект межевания территории, который требуется при образовании земельных участков, предоставленных либо находящихся в пользовании (собственности) садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, для целей ведения садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования.
Определением Первомайского районного суда г. Омска от 1 марта 2022 года производство по делу в части признания незаконным решения от 23 августа 2021 года о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав прекращено.
Решением Первомайского районного суд г. Омска от 1 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 1 июня 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Управления Росреестра по Омской области от 23 ноября 2021 года об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельных участков, образуемых путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N и N; на Управление Росреестра по Омской области возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении указанных земельных участков на основании заявления Козловой Н.Н. от 6 августа 2021 года; с Управления Росреестра по Омской области в пользу Козловой Н.Н. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Омской области ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, настаивая на том, что в результате перераспределения земельных участков, один из которых является участком общего пользования, образовались новые земельные участки (а не уточнились их характеристики), в связи с чем образованный в результате перераспределения новый земельный участок также является участком общего пользования, для регистрации права собственности на который в соответствии с положениями Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ необходимо предоставить проект межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости регулируются положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), что следует из содержания части 1 статьи 1 названного Федерального закона.
В силу подпункта 1 - 3 части 3 статьи 3 упомянутого Федерального закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14).
Основания для приостановления государственной регистрации и государственного кадастрового учета предусмотрены статьей 26 Закона о регистрации недвижимости.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости).
По правилам части 1 статьи 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"", относящийся землям населенного пункта, с видом разрешенного использования "садоводство", принадлежит на праве собственности Козловой Н. Н. с 3 августа 2020 года.
Земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 61307 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"", относящийся к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "садоводство", является собственностью СНТ "Космос" с 24 октября 2018 года.
17 июля 2021 года на общем собрании членов СНТ "Космос" по заявлению Козловой Н.Н. было принято решение о перераспределении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 400 кв.м, и находящегося в собственности СНТ "Космос" земельного участка с кадастровым номером N, указано об одобрении проекта межевания территории.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в протоколе ошибочно указано, что был одобрен проект межевания территории, а не межевой план.
6 августа 2021 года между Козловой Н.П. и председателем правления СНТ "Космос" заключено соглашение о перераспределении земельных участков, по условиям которого Козлова Н.Н. приобретает в собственность земельный участок с условным номером ЗУ1 площадью 481 кв.м, с видом разрешенного использования "садоводство", а СНТ "Космос" приобретает земельный участок с условным номером ЗУ2 площадью 61226 кв.м, с видом разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования".
В целях реализации указанного соглашения кадастровым инженером подготовлен межевой план на вновь образуемые земельные участки. Согласно заключению кадастрового инженера, являющемуся составной частью межевого плана, образуемые земельные участки расположены в территориальной зоне СО (зона садоводства и огородничества). Виды разрешенного использования образуемых земельных участков с кадастровым номером ЗУ 1 - ведение садоводства, ЗУ2 - земельные участки (территории) общего пользования -- выбраны в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
6 августа 2021 года Козлова Н.Н. и представитель СНТ "Космос" обратились в Управление Росреестра по Омской области с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности вновь образованных земельных участков.
Представителем СНТ "Космос" к заявлению также была приложения копия протокола общего собрания членов товарищества от 17 июля 2021 года, согласно которому одобрен проект межевания территории садоводства на основании заявления Козловой Н.Н. о перераспределении земельных участков.
Уведомлением N КУВД-001/2021-32244049/1 от 23 августа 2021 года административным ответчиком сообщено Козловой Н.Н. о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по основанию, установленному в 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), поскольку форма и (или) содержание документа (межевого плана), представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; не представлен проект межевания территории, который требуется при образовании земельных участков, предоставленных либо находящихся в пользовании (собственности) садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, для целей ведения садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования.
Уведомлением N КУВД-001/2021-32244049/4 от 23 ноября 2021 года Управлением Росреестра по Омской области отказано Козловой Н.Н. в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 27 Закона о регистрации недвижимости, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона, не устранены.
Решением апелляционной комиссии Управления Росреестра по Омской области N 408 от 29 сентября 2021 года в удовлетворении заявления Козловой Н.Н. на решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности отказано, поскольку представленный межевой план подготовлен без учета проекта межевания территории товарищества.
Разрешая заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что решение Управления Росреестра по Омской области от 23 ноября 2021 года об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельных участков, образуемых путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N и N, принято уполномоченным органом государственной власти в пределах установленной действующим законодательством компетенции, в порядке и в срок, регламентированные законом, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходил того, что в результате перераспределения земельных участков изменились их характеристики (площадь, границы) и не образовались новые земельные участки общего назначения, в связи с чем проект межевания территории СНТ "Космос" для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на земельные участки не требуется. Отсутствие правовой необходимости в предоставлении проекта межевания территории при перераспределении земельных участков, принадлежащих на праве собственности Козловой Н.Н. и СНТ "Космос", определяет незаконность отказа Управления Росреестра по Омской области от 23 ноября 2021 года в совершении регистрационных действий, нарушает права и законные интересы заявителя.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 указанного Кодекса, и в этом случае принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется (статья 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Анализ приведенных законоположений в их взаимной связи позволяет сделать вывод о том, что при образовании земельных участков путем перераспределения право собственности на образованный земельный участок переходит в том же объеме, что и в отношении земельного участка, прекратившего существование.
В результате перераспределения принадлежащего административному истцу земельного участка изменились его характеристики (площадь, границы и кадастровый номер), при этом соглашением о перераспределении земельных участков от 6 августа 2021 года установленный режим собственности на земельный участок, принадлежащий Козловой Н.Н, не изменился.
Доказательств несоответствия межевого плана градостроительным регламентам и нормам отвода земельных участков для конкретных видов деятельности административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Перераспределение земельных участков, принадлежащих к одной категории (земли населенных пунктов), с одинаковыми видами разрешенного использования, находящихся в одной территориальной зоне, не противоречит нормам Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации и не является основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Доказательств отнесения перераспределяемых земельных участков к землям общего назначения материалы дела не содержат.
Таким образом, у административного ответчика отсутствовали основания для приостановления и последующего отказа Козловой Н.Н. в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на образованный в результате перераспределения земельный участок по мотиву непредоставления проекта межевания территории садоводческого товарищества.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Управления в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Судами не установлено и кассатором в кассационной жалобе не приведено доводов, указывающих на допущенные при формировании земельных участков, находящихся в частной собственности, нарушений градостроительного законодательства, приведших к нарушению публичных интересов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 1 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.