Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Виноградовой О.В, судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, поданную 30 ноября 2022 на решение Советского районного суда г. Красноярска от 09 декабря 2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2022, по административному делу N 2а-10880/2021 по административному исковому заявлению Исмайилова Руслана Саррафа оглы к Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании бездействия, взыскании компенсации, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, объяснения представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю Маценко М.С,
УСТАНОВИЛА:
Исмайилов Р.С. оглы (с учетом уточнения требований) обратился с административным иском об оспаривании бездействия ФСИН России, выразившегося в не рассмотрении и не направлении ответа на заявление о переводе его в исправительную колонию на территории республики Дагестан, либо в субъект Российской Федерации, близлежащий к Республике Азербайджан, возложении обязанности по рассмотрению заявления в течение тридцати дней и сообщении о принятом решении в течение месяца, признании факта нарушения его прав, предусмотренных статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, взыскании с Российской Федерации в лице ФСИН России компенсации в размере 1 000 000 рублей.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 09 декабря 2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2022 требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие ФСИН России в не рассмотрении обращения Исмаилова Р.С.о. от 11 мая 2021 о переводе в другое исправительное учреждение, не направлении ему ответа в установленный законом срок, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе ФСИН России просит отменить судебные акты с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, указывая, что Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их переводе из одного исправительного учреждения в другое, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года N 17 (далее также -Порядок) является специальной правовой нормой, регламентирующей спорные правоотношения, тогда как нормы Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающего тридцатидневный срок для рассмотрения обращений, необоснованно применены при разрешении возникшего административного спора.
В судебном заседании представитель административного ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения не были допущены при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Исмайилов Р.С. оглы, гражданин Республики "данные изъяты", отбывающий наказание в исправительной колонии строгого режима ФКУ "Исправительная колония N 17 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю", направил во ФСИН России заявления от 11 мая 2021 года и от 23 августа 2021 о переводе его в исправительное учреждение, ближе к месту жительства близких родственников к Республике Азербайджан (республика Дагестан).
Указанные заявления получены администрацией ФСИН России 26 мая 2021 и 13 сентября 2021 соответственно.
27 октября 2021 на заявления осужденного дан ответ о невозможности рассмотрения вопроса о его переводе в другое исправительное учреждение, в связи с отсутствием информации в личном деле о его близких родственниках, проживающих на территории Российской Федерации, который направлен в адрес исправительного учреждения по месту отбывания наказания заявителя.
Данный ответ вручен Исмайилову Р.С. оглы 09 ноября 2021.
В соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в редакции действующей с 29 сентября 2020 года, перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое установлен Приказом Минюста России N 17 от 26.01.2018 "Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое".
Согласно пункту 11 названного Порядка, основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденных является заявление осужденных и (или) их родственников.
Удовлетворяя частично требования административного истца, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, пришел к выводу о не рассмотрения заявления Исмаилова Р.С.о, что является нарушением прав административного истца на получение полной и достоверной информации.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.
Согласно пункту 158 Регламента Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного Приказом ФСИН России от 14 августа 2020 N 555 (далее - Регламент), работа с обращениями граждан и организаций в ФСИН России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФСИН России.
Из материалов дела следует, что Исмаилова Р.С.о. обратился с заявлением в порядке пункта 11 вышеуказанного Порядка, следовательно, вправе рассчитывать на получение информации по своему обращению.
Под информацией федеральный законодатель в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" понимает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме. Положения данного Закона в силу прямого указания в п. 1 ч. 1 ст. 1 регулируют отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации.
Названный Федеральный закон в ст. 8 закрепляет право граждан осуществлять поиск и получать любую информацию в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Законом и другими федеральными законами (ч. 1); право гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч. 2).
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 02.05.2006 N 59-ФЗ при рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
При этом, судами обоснованно отмечено, что обращения административного истца рассмотрены с нарушением срока, предусмотренного ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.
Поскольку, исходя из предмета заявленных требований, Исмаиловым Р.С.о. оспаривается бездействие ответчика, выразившееся в непредоставлении в установленный законом срок информации по итогам рассмотрения его заявления, доводы кассационной жалобы об отсутствии норм о сроке рассмотрения заявления осужденного о переводе из одного исправительного учреждения в другое в соответствующем Порядке, не имеют правового значения.
ФСИН России не представлено доказательств направления ответа на обращение осужденного в установленный Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 02.05.2006 N 59-ФЗ срок.
В связи с тем, что ответ на его обращения дан административному истцу с нарушением предусмотренного законом срока, что противоречит действующему законодательству, выводы судов о незаконности бездействия административного ответчика обоснованы.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Приведенные доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оснований для отмены судебных актов, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска от 09 декабря 2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 17 мая оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 07 февраля 2023.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.