Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Линь Чжунляна, поданную через суд первой инстанции 25 ноября 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 25 мая 2022 г.
по административному делу N 2а-754/2022 по административному исковому заявлению Линя Чжуляна к УМВД России по Забайкальскому краю, инспектору группы ДПС отдела ДПС и ИАЗ УГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю Батоеву Саяну Бальжинимаевичу, начальнику отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю Покоеву Виталию Владимировичу, инспектору отдела миграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю Томских Виктории Андреевне о признании решений незаконными, понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Линь Чжулян обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решений незаконными, понуждении к совершению действий
Требования мотивирует тем, что в отношении него 17 марта 2021 г. УМВД России по Забайкальскому краю принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", уведомление вручено ему 20 октября 2021 г. Полагает принятое решение, основанное на фактах привлечения к административной ответственности, незаконным, поскольку административные правонарушения допущены иными лицами на транспортном средстве выбывшим из его владения и в периоды времени когда он не находился на территории России.
Просил признать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, принятое 17 марта 2021 г. УМВД России по Забайкальскому краю в отношении гражданина "данные изъяты" Линь Чжунлян незаконным; обязать УМВД России по Забайкальскому краю восстановить право въезда гражданина "данные изъяты" Линь Чжунлян на территорию Российской Федерации путем отмены данного решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Кроме того, Линь Чжулян, заявлено требование о признании незаконным решения УВМ УМВД России по Забайкальскому краю 20 октября 2021 г. N о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, в соответствии с которым ему предписано выехать из Российской Федерации в течение 3 дней.
Определением Центрального районного суда г. Читы от 8 февраля 2022 г. административные дела N2а-754/2022 и N2а-1126/2022 по административным искам Линь Чжунляна объединены в одно производство.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 8 февраля 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено, признаны незаконными и отменены решение от 18 марта 2021 г. о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и решение от 20 октября 2021 г. о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, вынесенные в отношении гражданина "данные изъяты" Линя Чжуляна.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 25 мая 2022 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 8 февраля 2022 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исков отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует и установлено судами, что административный истец Линь Чжунлян является гражданином "данные изъяты", в 2019-2020 гг. пребывал на территории Российской Федерации на основании как однократной, так и многократных виз.
Решением инспектора группы дорожно-патрульной службы отдела дорожно-патрульной службы и исполнения административного законодательства УГИБДД УМВД РФ по Забайкальскому краю от 17 марта 2021 г, утвержденным начальником УМВД РФ по Забайкальскому краю 18 марта 2021 г, Линь Чжунляну не разрешен въезд в Российскую Федерацию сроком до 25 сентября 2023 г.
Решение о неразрешении въезда принято на основании подпункта 4 статьи 26 Федерального закона N 114-ФЗ, в связи с тем, что иностранный гражданин в течение трех лет неоднократно (13 раз) привлекался к административной ответственности на территории Российской Федерации за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью "данные изъяты" КоАП РФ (постановления по делам об административных правонарушениях от 17 января 2019 г. N, от 19 апреля 2019 г. N, от 25 апреля 2019 г. N, от 3 июня 2019 г. N, от 17 июня 2019 г. N, от 19 июня 2019 г. N, от 30 декабря 2019 г. N, от 6 мая 2020 г. N, от 6 мая 2020 г. N, от 6 мая 2020 г. N N от 6 августа 2020 г. N, от 10 августа 2020 г. N, от 10 августа 2020 г. N).
Согласно ответу N от 3 декабря 2021 г. на жалобу Линь Чжунляна от 3 ноября 2021 г. оснований для принятия решения об отмене указанного решения о неразрешении въезда иностранного гражданина не установлено.
20 октября 2021 г. начальником УМВД России по Забайкальскому краю утверждено решение инспектора отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Забайкальскому краю ФИО9 согласованное начальником отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Забайкальскому краю ФИО10, о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, которым гражданину "данные изъяты" Линь Чжунляну, на основании пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ сокращен срок временного пребывания в Российской Федерации в связи с принятием в отношении него решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком до 25 сентября 2023 г.
Согласно ответу N от 11 ноября 2021 г. на жалобу Линь Чжунляна от 22 октября 2021 г. названное решение принято при наличии достаточных правовых оснований со ссылкой на вступление в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статей 46 и 55, части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, статьи 1, подпункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пункта 21.2 Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 18 декабря 2017 г. N933, установив, что в судебном порядке были обжалованы и отменены четыре постановления по делам об административных правонарушениях от 6 августа 2020 г. N в связи с обжалованием два вступили в законную силу 26 ноября 2021 г, шесть вступили в законную силу 16 декабря 2021 г, пришел к выводу, что на дату принятия решения о неразрешении въезда от 18 марта 2021 г. вступившим в законную силу считается только постановление по делу об административном правонарушении от 17 января 2019 г. N, следовательно материалы дела не содержат доказательств совершения Линем Чжуляном неоднократно (два и более раза) административных правонарушений, при этом совершение одного правонарушения не является основанием для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию по основаниям, установленным подпунктом 4 статьи 26 Закона N114-ФЗ. Правовые основания для вынесения оспариваемого решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации и принятого на основании данного решения о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, отсутствовали.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции. Отменяя решение суда, судебная коллегия указала, что административный истец в период своего пребывания в Российской Федерации допустил неоднократное нарушение закона, в связи с чем, у должностных лиц УМВД РФ по Забайкальскому краю имелись правовые основания для принятия решения о неразрешении иностранному гражданину въезда в Российскую Федерацию и решения о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации. Вывод суда об отсутствии неоднократности ввиду того, что на момент принятия решения о не разрешении въезда вступившим в законную силу являлось только одно постановление по делу об административном правонарушении, остальные были обжалованы и не вступили в законную силу, не могло служить основанием для удовлетворения иска, поскольку на момент принятия судом первой инстанции решения по данному делу несколько постановлений не были отменены и вступили в законную силу.
Соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции об отмене решения суда, Судебная коллегия, полагает обоснованными доводы кассационной жалобы о неверном определении административным ответчиком срока неразрешения въезда в Российскую Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между ними и органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, урегулированы Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Статьей 4 названного Федерального закона определено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно данным Управления по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю в 2020 г. Линь Чжулян временно пребывал на территории Российской Федерации в период с 9 по 20 января 2020 г, с 20 января 2020 г. по 5 марта 2021 г. находился в "данные изъяты"
Как установлено судами, производства по делам об административные правонарушения по фактам, допущенных заявителем нарушений в области дорожного движения 6 мая, 6 августа, 10 августа и 10 августа 2020 г, было прекращено.
Как следует из оспариваемого решения от 18 марта 2021 г. срок неразрешения въезда иностранному гражданину был установлен до 25 сентября 2023 г, что при указанных выше обстоятельствах не соответствует пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", апелляционное определение в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требования.
Оснований для отмены либо изменения апелляционного определения в остальной части не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 25 мая 2022 г. отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 18 марта 2021 г.
В отмененной части принять новое решение. Признать незаконным решение УМВД России по Забайкальскому краю от 18 марта 2021 г. о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину "данные изъяты" Линь Чжулян, ДД.ММ.ГГГГ г.р, в части установления срока данного ограничения до 25 сентября 2023 г.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 25 мая 2022 г. оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.