Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Междуреченского городского округа, поданную 8 декабря 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 15 июня 2022 г, по административному делу N 2а-1503/2021 по административному исковому заявлению прокурора г. Междуреченска в интересах Российской Федерации и муниципального образования "Междуреченский городской округ" о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 5 июня 2018 г. N 1315-п.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, выслушав прокурора Кадошникова С.О, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Междуреченска обратился в Междуреченский городской суд Кемеровской области с административным исковым заявлением о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 5 июня 2018 г. N 1315-п "О выделении средств на поощрение".
В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Междуреченска Кемеровской области в мае 2021 г. проведена проверка по факту осуществления администрацией Междуреченского городского округа в 2018 г. выплат денежных вознаграждений (премий) государственным гражданским служащим финансового управления города Междуреченска - территориального органа главного финансового управления Кемеровской области.
По результатам проведенной проверки установлено, что пунктом 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 5 июня 2018 г. N 1315-п "О выделении средств на поощрение" определено поощрить денежной премией в размере 5 750 руб. главного специалиста бюджетного отдела финансового управления г. Междуреченска Войнову Е.С.
Положения пункта 1 указанного постановления противоречат федеральному законодательству, поскольку Войнова Е.С. являлась на время вынесения указанного постановления работником финансового управления г. Междуреченска - гражданским служащим Кемеровской области и ее должность были внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области.
17 мая 2021 г. прокуратурой г. Междуреченска Кемеровской области принесен протест, который отклонен главой Междуреченского городского округа.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16 ноября 2021 г. в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 15 июня 2022 г, решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16 ноября 2021 г. отменено, принято по делу новое решение, которым признан незаконным пункт 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 5 июня 2018 г. N 1315-п "О выделении средств на поощрение".
В кассационной жалобе администрация Междуреченского городского суда ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения городского суда.
В обоснование жалобы указывают на незаконность, необоснованность судебного акта суда апелляционной инстанции. Настаивают, что пункт 1 Постановления N 1315-п "О выделении средств на поощрение" не нарушает федеральное и областное законодательство. Указывают, что на момент обращения прокурора в суд постановление утратило своё правовое действие, поскольку было исполнено в полном объеме 8 июня 2018 г, на момент рассмотрения административного иска прокуратуры г. Междуреченска в Междуреченском городском суде и в апелляционной инстанции оспариваемый ненормативный акт не порождает каких-либо прав и обязанностей после его исполнения. Полагают, что прокурором пропущен процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, препятствий для оспаривания постановления непосредственно после его принятия, а также в трехмесячный срок после его исполнения не имелось, постановление являлось срочным и действовало только в рамках 2018 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с замещением государственных должностей Кемеровской области - Кузбасса, организацией государственной гражданской службы Кемеровской области - Кузбасса, основами правового положения лиц, замещающих государственные должности Кемеровской области - Кузбасса, и государственных гражданских служащих Кемеровской области - Кузбасса урегулированы Законом Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса и государственной гражданской службе Кемеровской области - Кузбасса" (далее - Закон Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ)
В соответствии со статьей 17 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ должности гражданской службы учреждаются настоящим Законом в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа Кемеровской области - Кузбасса (далее также - государственный орган Кемеровской области, государственный орган) либо лица, замещающего государственную должность Кемеровской области.
Согласно пункта 3 статьи 19 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области содержится в приложении 1 к настоящему Закону и является его неотъемлемой частью.
Вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации урегулированы главой 10 Федерального закона N 79-ФЗ и главой 11 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ.
Согласно пункту 1 статьи 51 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (пункт 2 статьи 51 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ гражданским служащим могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Кемеровской области и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданские служащие могут получать денежное содержание также за счет средств федерального бюджета (пункт 5 статьи 51).
Финансирование гражданской службы Кемеровской области в соответствии со статьей 65 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке, установленном федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области.
Согласно статье 1 Закона Кемеровской области от 10 июня 2004 г. N 32-ОЗ "Об установлении полномочий финансовых органов Кемеровской области" финансовыми органами Кемеровской области являются Главное финансовое управление Кемеровской области и его территориальные органы.
Главное финансовое управление Кемеровской области в соответствии с "Положением о главном финансовом управлении Кемеровской области", утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 9 октября 2007 г. N 283, и подлежащим применению при разрешении спорных правоотношений, является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса отраслевой компетенции.
Для проведения единой государственной политики и осуществления своих полномочий управление имеет территориальные органы - финансовые управления в соответствии с приложением к настоящему Положению (пункт 1.3 Положения).
Согласно пункту 1.5 указанного Положения работники управления и его территориальных органов, должности которых внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области, являются государственными гражданскими служащими Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 8 Приложения к Положению о главном финансовом управлении Кемеровской области и Положениям о финансовом управлении города Междуреченска, утвержденному приказом Главного финансового управления от 10 июня 2015 г. N 43, Финансовое управление г. Междуреченска является территориальным органом Главного финансового управления Кемеровской области, работники которого, должности которых внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области являются государственными гражданскими служащими Кемеровской области (пункты 1.1 и 1.5 Положения о финансовом управлении г. Междуреченска).
Согласно пункту 1.6 Положения о финансовом управлении г. Междуреченска финансовое обеспечение расходов на содержание управления осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
Согласно пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 86 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из указанных норм в их правовой взаимосвязи следует, что оплата труда государственных гражданских служащих, должности которых внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области, в том числе премирование, производится за счет бюджета Кемеровской области, выплата премий государственным гражданским служащим Кемеровской области за счет средств бюджета муниципального образования не предусмотрена.
Руководствуясь указанными нормами материального права, установив, что главный специалист бюджетного отдела финансового управления города Междуреченска является государственными гражданскими служащими, должность внесена в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области, суд апелляционной инстанции, отменяя решение городского суда, которым было отказано в удовлетворении заявленных требований, указал на ошибочность выводов суда о законности оспариваемого пункта Постановления N 1315-п "О выделении средств на поощрение", поскольку возможность премирования государственных гражданский служащих Кемеровской области на основании решения органа местного самоуправления за счет средств местного бюджета не соответствует нормативным актами Российской Федерации и Кемеровской области. Кроме того, апелляционная коллегия признала ошибочными выводы городского суда о пропуске процессуального срока обращения в суд, указав, что обстоятельства принятия административным ответчиком Постановления N 1315-п были установлены прокурором в ходе проведенной проверки, на момент обращения в суд, срок пропущен не был. Указанное послужило основанием для отмены решения городского суда и принятия нового судебного акта об удовлетворении требований прокурора.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению при оценке законности оспариваемого постановления.
Доводы кассационной жалобы о наличии полномочий на премирование со ссылкой на условия Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса, заключенного между Финансовым управлением города Междуреченска и администрацией Междуреченского городского округа, предусматривающего право Администрации Междуреченского городского округа за качественную работу по составлению и исполнению местного бюджета за счет собственных источников применять меры поощрения работников Управления, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное соглашение не предусматривает премирование государственных гражданских служащих Кемеровской области. Толкование, придаваемое административным ответчиком указанному условию Соглашения, изложенное в ходе рассмотрения дела, вступает в противоречие с актами, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с положениями части 2 статьи 15 КАС РФ, не может быть принято во внимание, о нарушении апелляционным судом норм материального права не свидетельствует.
Не могут повлечь отмену апелляционного определения доводы кассационной жалобы об исполнении оспариваемого постановления и утрате им силы, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии правовых последствий, затрагивающих права муниципального образования, и не могут повлечь отказ в удовлетворении требований.
Не опровергают правильности выводов судебной коллегии апелляционного суда доводы кассационной жалобы о пропуске прокурором срока на обращение в суд, указанным доводам судом дана правовая оценка, изложенная в апелляционном определении, оснований считать которую неправильной не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании заявителем положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке. Нарушений норм процессуального права, которые могли повлечь отмену судебных актов, не установлено. Оснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 15 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 27 января 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.