Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0013-01-2021-004227-18 (2-143/2022) по иску Б.А.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Б.А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Б.А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее- ОПФР по Кемеровской области) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указал, что 13 августа 2021 г. и 27 августа 2015 г. Государственным учреждением - Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Междуреченске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) приняты решения, которыми истцу отказано включить в стаж на соответствующих видах работ периодов работы в Республике Казахстан, назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Полагает, что принятие пенсионным органом решения без учета Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также без учета ч.3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. и без учета оборотов по транзитным счетам, является нарушением его права на реализацию пенсионного обеспечения.
С учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконным решения пенсионного органа от 13 августа 2021 г. N и от 27 августа 2015 г. N, включить периоды его работы в страховой стаж: с 23 августа 2005 г. по 31 января 2006 г. в качестве подземного проходчика на шахте ТОО "Укрказуголь" Республики Казахстан; с 1 февраля 2006 г. по 2 апреля 2007 г. в качестве подземного проходчика ТОО "Шахта Западная"; с 26 сентября 2009 г. по 21 августа 2010 г. в качестве подземного проходчика ТОО "Шахтостроитель" Республики Казахстан; с 2 сентября 2010 г. по 1 июля 2011 г. в качестве подземного проходчика шахты "Саранская" Угольного департамента АО "Арселор Миттал Темиртау" Республики Казахстан.
Также истец просил суд включить в стаж на соответствующих видах работ периоды: с 30 ноября 1992 г. по 1 марта 1993 г. в качестве подземного горнорабочего ШСУ "Карагандашахтопроходка" комбината "Карагандашахтострой" Республики Казахстан - календарно;
с 2 марта 1993 г. по 3 апреля 1995 г. в качестве подземного проходчика ШСУ "Карагандашахтопроходка" комбината "Карагандашахтострой" Республики Казахстан - из расчета год за год и три месяца;
с 1 января 1998 г. по 9 февраля 2005 г. в качестве подземного проходчика на шахте им. Кузембаева Угольного департамента АО "Арселор Миттал Темиртау" Республики Казахстан - из расчета год за год и три месяца;
с 21 февраля 2005 г. по 11 августа 2005 г. в качестве подземного проходчика ООО "Мечелуглересурс" - из расчета год за год и три месяца;
с 23 августа 2005 г. по 31 января 2006 г. в качестве подземного проходчика на шахте ТОО "Укрказуголь" Республики Казахстан из расчета год за год и три месяца;
с 1 февраля 2006 г. по 2 апреля 2007 г. в качестве подземного проходчика ТОО "шахта Западная" - из расчета год за год и три месяца;
с 26 сентября 2009 г. по 18 ноября 2009 г, с 28 ноября 2009 г. по 17 февраля 2010 г, с 18 марта 2010 г. по 21 августа 2010 г. в качестве подземного проходчика ТОО "Шахтростроитель" Республики Казахстан - из расчета год работы за 9 месяцев;
с 2 сентября 2010 г. по 1 июля 2011 г. в качестве подземного проходчика шахты "Саранская" Угольного департамента АО "Арселор Миттал Темиртау" Республики Казахстан - из расчета год за год и три месяца, назначить досрочную страховую пенсию по старости по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с даты возникновения права, а также взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 9 июня 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, суд признал решения ГУ - УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области- Кузбасса (межрайонное) от 27 августа 2015 г. N, от 13 августа 2021 г. N незаконными, возложил на ОПФР по Кемеровской области обязанность включить в страховой стаж истца периоды работы: с 23 августа 2005 г. по 31 января 2006 г. в качестве подземного проходчика на шахте ТОО "Укрказуголь" Республики Казахстан: с 1 февраля 2006 г. по 2 апреля 2007 г. в качестве подземного проходчика ТОО "Шахта Западная": с 26 сентября 2009 г. по 21 августа 2010 г. в качестве подземного проходчика ТОО "Шахтостроитель" Республики Казахстан; с 2 сентября 2010 г. по 1 июля 2011 г. в качестве подземного проходчика шахты "Саранская" Угольного департамента АО "Арселор Миттал Темиртау" Республики Казахстан.
Также суд возложил на ответчика обязанность включить в стаж истца на соответствующих видах работ по п.11 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды его работы:
с 30 ноября 1992 г. по 1 марта 1993 г. в качестве подземного горнорабочего ШСУ "Карагандашахтопроходка" комбината "Карагандашахтострой" Республики Казахстан - календарно;
с 2 марта 1993 г. по 3 апреля 1995 г. в качестве подземного проходчика ШСУ "Карагандашахтопроходка" комбината "Карагандашахтострой" Республики Казахстан - из расчета год за год и три месяца;
с 1 января 1998 г. по 9 февраля 2005 г. в качестве подземного проходчика на шахте им. Кузембаева Угольного департамента АО "Арселор Миттал Темиртау" Республики Казахстан - из расчета год за год и три месяца;
с 21 февраля 2005 г. по 11 августа 2005 г. в качестве подземного проходчика ТОО "Мечелуглересурс" - из расчета год за год и три месяца;
с 23 августа 2005 г. по 31 января 2006 г. в качестве подземного проходчика на шахте ТОО "Укрказуголь" Республики Казахстан из расчета год за год и три месяца;
с 1 февраля 2006 г. по 2 апреля 2007 г. в качестве подземного проходчика ТОО "шахта Западная" - из расчета год за год и три месяца;
с 26 сентября 2009 г. по 18 ноября 2009 г, с 28 ноября 2009 г. по 17 февраля 2010 г, с 18 марта 2010 г. по 21 августа 2010 г. в качестве подземного проходчика ТОО "Шахтростроитель" Республики Казахстан - из расчета год работы за 9 месяцев;
с 2 сентября 2010 г. по 1 июля 2011 г. в качестве подземного проходчика шахты "Саранская" Угольного департамента АО "Арселор Миттал Темиртау" Республики Казахстан - из расчета год за год и три месяца.
Суд возложил на ответчика обязанность назначить Б.А.В. страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 сентября 2016 г, взыскав с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 сентября 2022 г. решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 9 июня 2022 г. изменено в части, с принятием в отмененной части нового решения, которым на ответчика возложена обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 14 мая 2021 г. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Б.А.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 сентября 2022 г, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права и процессуального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы доводов апелляционной жалобы, пенсионный орган в апелляционной жалобе указывал только на несогласие включения в специальный стаж истца периодов его работы в Республике Казахстан, в отношении даты назначения истцу досрочной страховой пенсии доводов не было приведено. Кроме того, указывает, что право на пенсию у него возникло в 2016 году, что подтверждено выводами судов обеих инстанций, следовательно, назначение пенсии с момента возникновения права является правомерным, учитывая его первоначальное обращение за пенсией в 2015 году.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы жалобы заслуживают внимания.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции и они выразились в следующем.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 4 июня 2015 г. истец обратился в пенсионный орган г. Междуреченска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ГУ - УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от 27 августа 2015 г. N истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ: на дату обращения - 4 июня 2015 г. стаж на соответствующих видах работ составил 21 год 04 месяца 14 дней - работника неведущих профессий.
Не включены в страховой стаж периоды работы: с 1 сентября 2006 г. по 30 ноября 2006 г, с 1 марта 2007 г. по 2 апреля 2007 г. - в качестве подземного проходчика в ТОО "Шахта Западная"; с 26 сентября 2009 г. по 30 сентября 2009 г, с 1 ноября 2009 г. по 30 ноября 2009 г, с 1 января 2010 г. по 31 марта 2010 г, с 1 мая 2010 г. по 31 мая 2010 г, с 1 июля 2010 г. по 21 августа 2010 г. - в качестве подземного проходчика в ТОО "Шахтостроитель", так как не подтвержден факт уплаты страховых взносов за данные периоды в Государственный центр по выплате пенсии Республики Казахстан.
14 мая 2021 г. истец повторно обратился в ГУ - УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ГУ - УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от 13 августа 2021 г. N ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, установлено, что стаж составляет 15 лет 04 месяца 11 дней работника неведущих профессий.
Не включены в подсчет стажа на соответствующих видах работ периоды: с 30 ноября 1992 г. по 3 апреля 1995 г. (2 года 4 месяца 4 дня) - в качестве подземного горнорабочего, подземного проходчика ШСУ "Карагандашахтопроходка" комбината "Карагандашахтострой" Республики Казахстан, так как на запросы но факту проверки документов, направленные в компетентные органы Республики Казахстан, в установленный срок ответы не поступили;
с 1 января 1998 г. по 9 февраля 2005 г. (7 лет 1 месяц 9 дней) в качестве подземного проходчика на шахте им. Кузембаева Угольного департамента АО "Арселор Миттал Темиртау" Республики Казахстан;
с 21 февраля 2005 г. по 11 августа 2005 г. (5 месяцев 19 дней) в качестве подземного проходчика ТОО "Мечелуглересурс";
с 23 августа 2005 г. по 31 января 2006 г. (5 месяцев 8 дней) в качестве подземного проходчика на шахте ТОО "Укрказуголь" Республики Казахстан;
с 1 февраля 2006 г. по 2 апреля 2007 г. (1 год 2 месяца 2 дня) в качестве подземного проходчика ТОО "Шахта Западная";
с 26 сентября 2009 г. по 18 ноября 2009 г, с 28 ноября 2009 г. по 17 февраля 2010 г, с 18 марта 2010 г. по 21 августа 2010 г. (10 мес.26 дней) в качестве подземного проходчика ТОО "Шахтростроитель" Республики Казахстан;
с 2 сентября 2010 г. по 1 июля 2011 г. (10 месяцев) в качестве подземного проходчика шахты "Саранская" Угольного департамента АО "Арселор Миттал Темиртау" Республики Казахстан в связи с отменой в Республики Казахстан института досрочных пенсий;
с 14 декабря 2011 г. по 31 декабря 2011 г. (18 дней) - в качестве проходчика ООО "Сибшахторудстрой", так как предприятием не сданы индивидуальные сведения, также имеются отвлечения от основной работы (20 дней), простои (11 дней), отпуск без сохранения заработной платы (2 мес.21 день).
Из записей трудовой книжки усматривается, что Б.А.В. с 30 ноября 1992 г. осуществлял трудовую деятельность в качестве подземного горнорабочего ШСУ "Карагандашахтопроходка" комбината "Карагандашахтострой", 2 марта 1993 г. переведен подземным проходчиком ШСУ "Карагандашахтопроходка", уволен 3 апреля 1995 г.
В период с 1 января 1998 г. по 9 февраля 2005 г. работал в качестве подземного проходчика на шахте им. Кузембаева Угольного департамента АО "Миттал Стал Темиртау", где неоднократно переводился подземным проходчиком 5 разряда на различные участки, уволен 9 февраля 2005 г.
С 21 февраля 2005 г. принят в качестве подземного проходчика ТОО "Мечелуглересурс", уволен 11 августа 2005 г.
23 августа 2005 г. принят в качестве подземного проходчика на шахте ТОО "Укрказуголь", уволен 31 января 2006 г.
1 февраля 2006 г. принят в качестве подземного проходчика ТОО "Шахта Западная", уволен 2 апреля 2007 г.
С 26 сентября 2009 г. трудоустроен в качестве подземного проходчика ТОО "Шахтростроитель", уволен 21 августа 2010 г.
2 сентября 2010 г. принят в качестве подземного проходчика шахты "Саранская" Угольного департамента АО "Арселор Миттал Темиртау", уволен 1 июля 2011 г.
Сведения о периоде работе истца с 30 ноября 1992 г. по 3 апреля 1995 г. в качестве подземного горнорабочего, подземного проходчика ШСУ
"Карагандашахтопроходка" комбината "Карагандашахтострой" Республики Казахстан подтверждаются архивными справками Государственного архива г.Караганды от 29 декабря 2014 г.
По данным архивной справки "АрселорМиттал Темиртау" от 11 мая 2018 г. Б.А.В. действительно работал на шахте имени 50 лет СССР Угольного Департамента "Испат Кармет" с 1 июля 1996 г. по 9 февраля 2005 г. в качестве подземного проходчика 6, 5 разрядов, различных участков. Административными, учебными и отпусками без содержания не пользовался. Справка дана для подтверждения подземного стажа работы с полным рабочим днём под землёй.
Из справки от декабря 2014 года, уточняющей особый характер работы ТОО "Укрказуголь", следует, что Б.А.В. работал в ТОО "Укрказуголь" с 23 августа 2005 г. по 31 января 2006 г. в качестве подземного проходчика по ремонту стволов полный рабочий день. Работа предусмотрена Списком N1 раздел 1 подраздел I пункт 1010100а, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10. Основания выдачи справки: личные карточки по учету кадров, приказы по шахте 2005-2006 гг, табеля учета рабочего времени, лицевые счета начисления заработной платы.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы в ТОО "Шахта Западная", Б.А.В. работал на шахте "Западная" с 1 февраля 2006 г. по 2 апреля 2007 г. в качестве проходчика по ремонту вертикальных стволов с полным рабочим днем на подземных работах. Работа предусмотрена Списком N1 раздел 1 подраздел 1 утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, код профессии 1010300а-17491. Основания выдачи справки: личные карточки по учету кадров, приказы по шахте 2006-2007 гг, штатное расписание, табеля учета рабочего времени, лицевые счета начисления заработной платы, журнал спусков в шахту.
Справками от 13 июня 2018 г, 28 июня 2018 г, 8 апреля 2022 г, уточняющими особый характер ТОО "Шахтостроитель", подтверждается, что истец работал в качестве подземного проходчика на участке ГПУ (горнопроходческий) с 26 сентября 2009 г. по 21 августа 2010 г, с полным рабочим днем под землей, которому предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы с 19 ноября 2009 г. по 27 ноября 2009 г, с 18 февраля 2010 г. по 17 марта 2010 г.
В соответствии с архивной справкой "АрселорМиттал Темиртау" от 31 декабря 2014 г. Б.А.В. действительно работал на шахте "Саранская" с 2 сентября 2010 г. по 1 июля 2011 г. подземным проходчиком 5 разряда участка УВГ1. Административными, учебными и отпусками без содержания не пользовался. Справка дана для подтверждения подземного стажа работы с полным рабочим днем под землей. Основание: личные карточки по учёту кадров, книги приказов, липовые счета начисления заработной платы за 2010-2011 годы.
Из данных о стаже, представленных пенсионным органом, следует что спорные периоды работы Борисова А.В. в Республике Казахстан не включены в стаж на соответствующих видах работ и в страховой стаж, за исключением части периода с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. (4 года 1 день), учтенных ответчиком как обычные условия труда.
При этом из данных о стаже, сформированных по состоянию на 2015 год. следует, что в стаж на соответствующих видах работ включен период работы с 1995 года по 2005 год в Республике Казахстан- 9 лет 08 месяцев 10 дней.
Согласно информации Центрального филиала НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" от 18 мая 2018 г. по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 1 января 1998 г. согласно Закону Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", с этого времени Центральный вариант ведет учет поступающих взносов.
Уплата работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в отношении Б.А.В. за период с 19 февраля 1998 г. по 23 августа 2011 г. подтверждается оборотами по транзитным счетам.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства по делу, пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения Б.А.В. спорных периодов как в стаж на соответствующих видах работ в Республике Казахстан, так и в страховой стаж (общий трудовой), исходя из документального подтверждения выполнения Б.А.В. работ в качестве подземного горнорабочего, подземного проходчика, которые предусмотрены соответственно Списком работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481, Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 с учетом занятости полный рабочий день на подземных работах.
При этом суд посчитал необходимым включить периоды работы с 26 сентября 2009 г. по 18 ноября 2009 г, с 28 ноября 2009 г. по 17 февраля 2010 г, с 18 марта 2010 г. по 21 августа 2010 г. в качестве подземного проходчика ТОО "Шахтростроитель" Республики Казахстан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, но не учитывать их в подсчет стажа на соответствующих видах работ, исходя из п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, поскольку у истца отсутствует полный год подземной работы, подлежащий включению в стаж за 9 месяцев.
Разрешая требования в части назначения досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции учел, что по данным пенсионного фонда стаж истца на дату первоначального обращения - 4 июня 2015 г. на соответствующих видах работ в неведущих профессиях составляет 21 год 04 месяца 14 дней, с учетом включенных спорных периодов в календарном исчислении и в исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца (без подсчета периода работы в ТОО "Шахтростроитель") составляет 25 лет 00 месяцев 00 дней на 1 сентября 2016 г, в связи с чем возложил на ответчика обязанность по досрочному назначению Б.А.В, страховой пенсии старости по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с даты возникновения права на досрочную страховую пенсию - 1 сентября 2016 г, признав решения ответчика от 27 августа 2015 г. N, от 13 августа 2021 г. N незаконными.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части включения спорных периодов работы в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ согласился, дополнительно отметив, что спорные периоды работы истца - с 23 августа 2005 г. по 31 января 2006 г.; с 1 февраля 2006 г. по 2 апреля 2007 г.; с 2 сентября 2010 г. по 1 июля 2011 г. подлежат включению в страховой стаж, так как данные периоды работы повреждаются достоверными доказательствами, представленными в материалы дела, - справками работодателя, трудовой книжкой, оснований которым не доверять не имеется.
Отклоняя доводы пенсионного органа об отмене на территории Республики Казахстан с 1 января 1998 г. института досрочных пенсий, суд апелляционной инстанции указал, что это обстоятельство не имеет значения, поскольку вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а истец проживает на территории Российской Федерации.
Указанными выше справками работодателей подтверждается особый характер работы и условия труда Б.А.В. в спорные периоды, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии в условиях полного рабочего дня.
Факт уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в спорные периоды подтверждается справкой Центрального филиала некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения, согласно которой за Б.А.В. перечислялись обязательные пенсионные взносы, а также непосредственно оборотами на транзитные счета вкладчика с 1998 года по 2011 год.
Суд апелляционной инстанции отметил, что включение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, спорных периодов работы истца в Республике Казахстан соответствует принципу правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с даты возникновения права на досрочную страховую пенсию с 1 сентября 2016 г. исходя из того, что па дату первоначального обращения - 4 июня 2015 г. стаж истца на соответствующих видах работ в неведущих профессиях составлял 21 год 04 месяца 14 дней, и с учетом включенных спорных периодов в календарном исчислении и в исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца (за исключением периода работы в ТОО "Шахтростроитель"), требуемый стаж - 25 лет был достигнут на дату 1 сентября 2016 г.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что суд первой инстанции не привел соответствующий требованиям закона расчет исчисления стажа Б.А.В,, дающего право на досрочное назначение пенсии соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и не рассчитал его продолжительность.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда пришла к выводу о том, что судом первой инстанции неверно определен стаж истца на соответствующих видах работ в неведущих профессиях - 21 год 04 месяца 14 дней, исходя из решения пенсионного органа от 27 августа 2015 г.
Руководствуясь положениями ст.22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, материалами дела, суд апелляционной инстанции установил, что в льготном исчислении бесспорный стаж истца на соответствующих работах составляет 18 лет 7 месяц 1 день на 4 июня 2015 г. (учитывая период с 15 мая 2007 г. по 1 августа 2007 г. (1 год работы за 9 месяцев).
При этом согласно решению пенсионного органа об отказе в установлении пенсии от 13 августа 2021 г, на дату обращения за пенсией (14 мая 2021 г.) стаж Б.А.В. на соответствующих видах работ составил 15 лет 04 месяца 11 дней, с невключением периодов работы истца в Республике Казахстан.
Учитывая, что бесспорный стаж истца, учтенный ответчиком на дату повторного обращения, составляет 15 лет 04 месяца 11 дней, с учетом включенных по решению суда периодов работы в календарном и льготном исчислении - 14 лет 6 месяцев 13 дней, общий специальный стаж истца на 14 мая 2021 г. составляет 29 лет 10 месяцев 24 дня.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости назначения истцу досрочной пенсии по старости по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с даты его повторного обращения в Пенсионный фонд - 14 мая 2021 г, поскольку на указанную дату им выработан требуемый стаж.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции нормы материального права применены неправильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно п. 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подп. "а" п. 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подп. "б" п. 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подп. "в" п. 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подп. "г" п. 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены п.п. 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н (действовал до 1 января 2022 г.) утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно п. 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подп. "а" п. 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подп. "б" п. 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" п. 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п. 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (п. 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно п. 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п. 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г..(даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г..стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г..(даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г..должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, в данном случае из Республики Казахстан, судом апелляционной инстанции учтены не были. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: наличие у Б.А.В. подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 11 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ судом не устанавливались.
Как усматривается из протокола заседания Комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27 августа 2015 г. N 477 не включены в страховой стаж истца периоды его работы с 1 сентября 2006 г. по 30 ноября 2006 г, с 1 марта 2007 г. по 2 апреля 2007 г. в качестве подземного проходчика в ТОО "Шахта Западная", с 26 сентября 2009 г. по 30 сентября 2009 г, с 1 ноября 2009 г. по 30 ноября 2009 г, с 1 января 2010 г. по 31 марта 2010 г, с 1 мая 2010 г. по 31 мая 2010 г, с 1 июля 2010 г. по 21 августа 2010 г. - в качестве подземного проходчика в ТОО "Шахтостроитель", так как нет факта уплаты страховых взносов за эти периоды в Государственный центр по выплате пенсий Республики Казахстан.
Между тем, согласно имеющейся в деле информации Центрального филиала НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" от 18 мая 2018 г. по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения уплата работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в отношении Б.А.В. за период с 19 февраля 1998 г. по 23 августа 2011 г. подтверждается оборотами по транзитным счетам.
Судом апелляционной инстанции не устанавливались юридически значимые обстоятельства, связанные с осуществлением пенсионным органом проверки представленных документов, на основании каких документов пенсионный орган в 2015 году пришел к выводу о том, что не имеется факта уплаты страховых взносов за вышеуказанные периоды. В протоколе судебного заседания суда первой инстанции имеются пояснения представителя ответчика о том, что по направленным пенсионным органом в Республику Казахстан запросам ответов в течение трех месяцев не было получено. Однако, указанные пояснения письменными доказательствами не подтверждены, судом не предложено представить стороне ответчика указанные доказательства.
Из материалов дела также усматривается, что по запросу ГУ -Управления пенсионного фонда Кемеровской области от 16 апреля 2018 г. был получен ответ из Центрального филиала Некоммерческого акционерного общества " Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения (л.д. 26).
Также в деле имеются справки, подтверждающие подземный стаж работы датированные 11 мая 2018 г. и 28 июня 2018 г. (л.д.31-32).
Между тем, судом не установлено на каком основании пенсионным органом в апреле 2018 года направлялся запрос в отношении истца, по заявлению которого в 2015 году было принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии. Когда пенсионному органу были представлены справки от 11 мая 2018 г. и от 28 июня 2018 г.
Исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Суд апелляционной инстанций оставил без внимания взаимосвязанные положения ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и п. 19 Правил N 884н, по смыслу которых гражданин вправе обратиться в пенсионный орган за назначением страховой пенсии ранее возникновения у него права на пенсию (до наступления пенсионного возраста), при этом назначение гражданину пенсии будет осуществляться пенсионным органом со дня возникновения у него права на пенсию, что гарантирует своевременное пенсионное обеспечение.
Суд апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Б.А.В. об отмене решения пенсионного органа от 27 августа 2015 г. об отказе ему в установлении страховой пенсии по старости, о включении периодов работы в специальный стаж, назначении страховой пенсии по старости со дня возникновения права, изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, не применил, в связи с чем не установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснил, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления Б.А.В. о назначении пенсии от 4 июня 2015 г, приведшие к несвоевременному получению им страховой пенсии по старости, было ли разъяснено истцу какие документы ему необходимо представить для подтверждения стажа, когда у него возникает право на досрочную страховую пенсию по старости.
В силу ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзц. 2 ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Б.А.В, возражений ответчика относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Б.А.В. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (4 июня 2015 г.) вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить с целью включения в его страховой и специальный стаж периодов работы, не включенных пенсионным органом, указал ли пенсионный орган в решении от 27 августа 2015 г. (либо в других документах, направленных истцу) на необходимость дополнительно представить истцу недостающие документы для назначения страховой пенсии; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанций о том, что не имеется оснований, предусмотренных действующим законодательством, для удовлетворения исковых требований Б.А.В. о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права нельзя признать соответствующими нормам пенсионного законодательства.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 сентября 2022 г. нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Б.А.В, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 сентября 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.