Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N75RS0001-02-2022-002951-34 (2-2460/2022) по иску И.А.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, перерасчете размера пенсии, возложении обязанности выплатить пенсию
по кассационной жалобе И.А.В. на решение Центрального районного суда г. Читы от 26 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
И.А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее- ОПФР по Забайкальскому краю) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, перерасчете размера пенсии, возложении обязанности выплатить пенсию.
В обоснование заявленных требований указал, что с 23 января 2017 г. он является получателем пенсии, которая назначена ему досрочно по достижении возраста 55 лет на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах, продолжительность его страхового стажа составляет 32 года 10 мес. 3 дн, продолжительность специального стажа составляет 22 года 1 мес. 7 дн, на 1 января 2002 г. специальный стаж по данным пенсионного органа составил 15 лет 7 мес. 13 дн, при общем страховом стаже 19 лет 10 мес. 9 дн.
По подсчетам истца специальный стаж до 1 января 2002 г. по пенсионному законодательству, действовавшему во время приобретения такого стажа, составил 16 лет 6 мес. 1 день.
Пенсионным органом периоды работы истца с 20 декабря 1993 г. по 8 августа 1994 г, с 23 января 1995 г. по 30 июня 1995 г. учтены как обычные условия труда, что составило 1 год 27 дн, исключены отпуска без содержания и вынужденный отпуск с оплатой по минимуму согласно архивной справке от 11 ноября 2010 г. NИ-1155. Неучтенный специальный стаж составил 10 мес. 18 дн.
В эти периоды истец работал машинистом экскаватора на руднике открытых горных работ, что подтверждается записью в трудовой книжке. Полагает, что в специальном стаже истца до 1 января 2002 г. ответчиком необоснованно не учтены периоды, составляющие в общей сложности 10 мес. 18 дн, специальный стаж с учетом этих периодов составит 16 лет 6 мес. 1 день.
Ответчиком при подсчете его стажа неправомерно применены Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516, которые приняты в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а не в период действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", как и постановление Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N29.
Ответчик произвел расчет пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применив для расчета общий страховой стаж, без учета положений п. 9 этой нормы. В результате пенсия оказалась значительно меньше той, на которую истец рассчитывал и имел право, что значительно ухудшило условия реализации прав на пенсионное обеспечение.
Указывает, что обязательное наличие полного общего страхового стажа в размере 25 лет на 1 января 2002 г. для мужчин, выходящих на пенсию досрочно по п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", для применения п. 9 ст. 30 указанного закона, не является обязательным условием, а специальный или общий страховой стаж является не взаимосвязанными между собой величинами. При этом должен быть выбран наиболее выгодный вариант расчета. Дополнительное условие в виде обязательного наличия общего страхового стажа в размере 25 лет для лиц, претендующих на досрочное назначение пенсии по п. 1 ст. 27 указанного закона, относится не к дате 1 января 2002 г, а к дате возникновения права на страховую пенсию, то есть к моменту достижения застрахованным лицом возраста досрочного выхода на пенсию. В случае истца это - 23 января 2017 г.
Истец просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж по Списку N2 период его работы с 20 декабря 1993 г. по 8 августа 1994 г. - 7 мес. 19 дн, период с 23 января 1995 г. по 30 июня 1995 г. - 5 мес. 8 дн, возложить на ответчика обязанность учесть специальный стаж до 1 января 2002 г. в количестве 16 лет 6 мес. 1 день по Списку N2 (ч. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях"), возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с 23 января 2017 г. в соответствии с п. 3 и п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с увеличением стажевого коэффициента до 0, 59 за имеющийся специальный стаж в размере 16 лет 6 мес. 1 день, обязать ответчика выплатить сумму недополученной пенсии с 23 января 2017 г.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 26 июля 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 26 июля 2022 г, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, И.А.В. ставит вопрос об отмене судебных актов как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, И.А.В. с 23 января 2017 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
На момент назначения страховой пенсии по старости ответчиком был определен страховой стаж И.А.В. продолжительностью 32 года 10 мес. 3 дня, продолжительность стажа в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ составила 15 лет 7 мес. 13 дней.
Обращаясь в суд, истец, указывал, что пенсионным органом неправомерно стажевый коэффициент был исчислен из страхового стажа, необоснованно пенсионным органом не включены вышеуказанные периоды его работы в специальный стаж.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п.п. 3, 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установил, что стажевый коэффициент истца не подлежит увеличению, поскольку учитывается стаж, выработанный по состоянию на 1 января 2002 г, при наличии страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ; требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии, то есть в данном случае 25 лет страхового стажа и не менее 12 лет 6 мес. стажа на соответствующих видах работ. Поскольку на 1 января 2002 г. И.А.В. не имеет продолжительности страхового стажа не менее 25 лет, суд не усмотрел оснований для исчисления размера пенсии истца с учетом стажевого коэффициента, исчисленного от стажа на соответствующих видах работ.
Также суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований возлагать на ответчика обязанность по учету стажа по Списку N2 в количестве
16 лет 6 мес. I день, а так же по осуществлению перерасчета пенсии (конвертации пенсионных прав) по п. 9 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в. Российской Федерации".
Не усмотрел суд первой инстанции правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в специальный стаж истца в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периодов его работы с 20 декабря 1993 г. по 8 августа 1994 г, с 23 января 1995 г. по 30 июня 1995 г. при отсутствии подтверждения занятости полный рабочий день.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указав, что в соответствии с требованиями п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" стажевый коэффициент для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст.ст. 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст.ст. 27- 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20.
В п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в ст. 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В подп. 7 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии" разъяснено, что право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в п. 1 ст. 27 и ст. 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3).
Подпунктом 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку оценка пенсионных прав осуществляется на 1 января 2002 г, то стаж указанного вида и указанной продолжительности должен быть выработан на эту дату. В данном случае у истца отсутствует одно из необходимых условий - наличие на 1 января 2002 г. страхового стажа 25 лет.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчик правомерно произвел определение расчетного размера страховой пенсии в порядке п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с применением стажевого коэффициента 0, 55 с учетом отношения имеющегося у истца неполного стажа к полному, составляющему 25 лет.
Отклоняя доводы истца о том, что ответчиком не учтены в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды его работы с 20 декабря 1993 г. по 8 августа 1994 г. и с 23 января 1995 г. по 30 июня 1995 г, суд апелляционной инстанции основывался на сведениях архивной справки от 11 ноября 2010 г. NИ-1155, в которой указано, что истец с 1 марта 1993 г. по 8 августа 1994 г. осуществлял трудовую деятельность в должности машиниста экскаватора рудника открытых работ в Жирикенском ГОКе, с 23 января 1995 г. по 8 апреля 1996 г. осуществлял трудовую деятельность в аналогичной должности. Имеется указание о нахождении истца в отпусках без сохранения заработной платы с 11 ноября 1993 г. по 12 ноября 1993 г, с 3 июля 1995 г. по 5 июля 1995 г, в вынужденном отпуске с отплатой по минимуму с 20 декабря 1993 г. по 14 января 1994 г, с 21 февраля 1994 г. по 28 февраля 1994 г, с 1 апреля 1994 г. по 5 мая 1994 г.
Архивной справкой от 10 декабря 2010 г. NИ-2269 подтверждается что документы по начислению заработной платы за период с января 1994 года по июнь 1995 года сданы не были.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу ч. 2 указанной статьи закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с подп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с п. 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (далее - Разъяснение N5), применяющимися с 1 января 1992 г, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Аналогичные требования содержат п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; засчитываются в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
На основании анализа приведенных правовых норм, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что работа, дающая право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 января 1992 г. подлежит включению в специальный стаж только при условии выполнения должностных обязанностей в течение полного рабочего дня.
С учетом установленных обстоятельств, наличия сведений о нахождении истца в отпусках без сохранения заработной платы, вынужденном отпуске с сохранением минимальной оплаты труда, в отсутствие документов по начислению заработной платы или каких-либо иных допустимых доказательств занятости истца на вредных и тяжелых работах в течение полного рабочего дня, оснований для включения в стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периодов работы с 20 декабря 1993 г. по 8 августа 1994 г, с 23 января 1995 г. по 30 июня 1995 г. не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили следующие нормы материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 1 ст. 4 указанного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом.
Со дня вступления в силу вышеуказанного закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Положения ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Пунктом 1 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (редакция от 4 июня 2014 г, с изменениями от 19 ноября 2015 г.) предусмотрено, что в случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа
Из п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные п.п. 3 и 4 ст. 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзц. 7 п. 3 и абзц. 4 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Таким образом, как правильно указано судами, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. Период учебы не включается в стаж по данному варианту.
В силу п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере. Период учебы включается в стаж.
В силу п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в ст. 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Как разъяснено в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в п. 1 ст. 27 и ст. 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Вопреки доводам кассатора, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии по состоянию до 1 января 2002 г.
Установив, что истец имел неполный трудовой стаж на 1 января 2002 г, суды пришли к выводу о том, что пенсионным органом правильно производится расчет страховой части пенсии пропорционально фактически имеющемуся общему трудовому стажу до 1 января 2002 г. Стажевый коэффициент определен в размере 0, 55 (в связи с отсутствием требуемого общего трудового стажа 25 лет для мужчин). При этом применение стажевого коэффициента с учетом специального стажа работы возможно при условии, если по состоянию на 1 января 2002 г. граждане имеют требуемый по данному основанию страховой стаж (25 лет для мужчин) и стаж на соответствующих видах работ (12 лет и 6 месяцев для мужчин).
Суд апелляционной инстанции проверил расчет, произведенный ответчиком, подробно привел указанный расчет, пришел к выводу о том, что размер пенсии истца определен пенсионным органов верно в соответствии с представленными документами и требованиями законодательства, корректировался с учетом поступления страховых взносов, индексации.
Установив, что размер получаемой истцом пенсии произведен ответчиком в полном соответствии с нормами действующего законодательства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести корректировку стажа с учетом стажа на соответствующих видах работ в соответствии с п. 3 и п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", произвести перерасчет размера страховой пенсии истца с учетом стажевого коэффициента 0, 59 (с применением при конвертации пенсионных прав стажа на соответствующих видах работ).
В кассационной жалобе истец подробно приводит нормы права, регулирующие спорные отношения, дает им субъективное толкование, делая выводы о неправильном расчете его пенсии пенсионным органом.
Учитывая, что доводы кассатора повторяют доводы иска, апелляционной жалобы, сводятся к субъективному толкованию вышеуказанных норм права, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела не допущено, следует решение Центрального районного суда г. Читы от 26 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г оставить без изменения, кассационную жалобу И.А.В. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 26 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу И.А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.