Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Леонтьевой Т.В, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2409/2022, УИД: 42RS0009-01-2022-003043-15 по иску Николенко Александра Николаевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении период работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Николенко Александра Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 октября 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения истца Николенко А.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Николенко А.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 31 августа 1998 г, просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту также ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, пенсионный орган) N от 23 марта 2022 г. об отказе в установлении пенсии, включить периоды его работы с 6 февраля 1989 г. по 24 февраля 1999 г. (10 лет 00 мес. 19 дней) в качестве слесаря - ремонтника в СП "Сибцемремонт" в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права.
Требования мотивированы тем, что 10 марта 2022 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа от 23 марта 2022г. N в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа (имеется стаж 8 лет 7 мес. 15 дней, при требуемом стаже 12 лет 6 мес.).
В его специальный стаж необоснованно не зачтены периоды работы с 6 февраля 1989 г. по 24 февраля 1999 г. (10 лет 19 дней) в качестве слесаря- ремонтника СП "Сибцемремонт".
СП "Сибцемремонт" производило ремонт технологического и обеспыливающего оборудования на Топкинском цементном заводе.
Несмотря на то, что в настоящее время добыча и производство цемента осуществляется ООО "Топкинский цемент", которое не является правопреемником ранее существовавших предприятий, технологический процесс производства цемента не изменился с момента введения завода в эксплуатацию в 1965 году.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 12 июля 2022 г. постановлено:
Исковые требования Николенко Александра Николаевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области- Кузбассу от 23 марта 2022 г. N об отказе в назначении Николенко Александру Николаевичу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу зачесть Николенко Александру Николаевичу в стаж на соответствующих видах работ период работы с 6 февраля 1989г. по 24 февраля 1999г. в качестве слесаря- ремонтника в СП "Сибцемремонт" и назначить Николенко Александру Николаевичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права на пенсию".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 октября 2022 г. постановлено:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 12 июля 2022 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Николенко Александра Николаевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии отказать.
В кассационной жалобе истец Николенко А.Н. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 октября 2022г, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм пенсионного законодательства.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истца Николенко А.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Николенко А.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 31 августа 1998 г, обратился 10 марта 2022 г. в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области -Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу N от 23 марта 2022 г. в назначении досрочной страховой пенсии Николенко А.Н. по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано со ссылкой на то, что стаж истца на соответствующих видах работ по Списку N 2 составляет 8 лет 7 месяцев 15 дней, отсутствует документальное подтверждение занятости на соответствующих видах работ при требуемом стаже 12 лет 6 месяцев.
Не включен в стаж работы по Списку N 2 период с 6 февраля 1989 г. по 24 февраля 1999 г. (10 лет 19 дней) - работа в качестве слесаря-ремонтника СП "Сибцемремонт", поскольку Списком N 2 (раздел XVII "Производство строительных материалов", подраздел 1 "Производство цемента") предусмотрены слесари-ремонтники, занятые ремонтом и обслуживанием технологического и обеспыливающего оборудования. Представленными документами полная занятость (не менее 80% рабочего времени) Николенко А.Н. на ремонте и обслуживании технологического и обеспыливающего оборудования не подтверждается.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции применил к спорным правоотношениям положения пункта 7 Разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 29, и указал, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
Суд указал, что предприятия СП "Сибцемремонт", АП "Сибцемремонт", АО "Сибцемремонт", в которых работал истец в спорный период, производило ремонт технологического и обеспыливающего оборудования. В настоящее время данные предприятия не существуют, архивы не сохранились, ООО "Тонкинский цемент" не является их правопреемником, что лишает истца возможности предоставить справку, уточняющую характер выполняемой в спорный период работы. Фактически в спорный период истец работал в должности слесаря-ремонтника, занятого ремонтом и обслуживанием технологического и обеспыливающего оборудования, на условиях полного рабочего дня.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласился.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют документы, выданные в установленном порядке работодателем, государственными (муниципальными) органами, а после 31 августа 1998 г. - сведения из индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица, подтверждающие, что Николенко А.Н. в спорный период работал полный рабочий день в должности, предусмотренной Списком N2 от 22 августа 1956 г. N 1173 - до 1 января 1992 г, и Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10 - после 1 января 1992 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции, незаконными.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Список N 2 от 22 августа 1956 г. N1173 в разделе XVIII. "Производство строительных материалов", подраздел 1 "Производство цемента" не предусматривает профессию "слесарь-ремонтник".
Подразделом 1 "Производство цемента" Раздела ХVП "Производство строительных материалов" Списка N 2 от 26 января 1991 г. N 10 предусмотрены слесари-ремонтники, занятые ремонтом и обслуживанием технологического и обеспыливающего оборудования (шифр 2180100а-18559).
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с тяжелыми условиями труда имеют, в том числе, мужчины, проработавшие постоянно не менее 12 лет 6 месяцев при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет в должности слесаря-ремонтника, занятого ремонтом и обслуживанием технологического и обеспыливающего оборудования.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Аналогичные положения содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 названного Порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми и вредными условиями труда.
Согласно пункту 3 указанного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 раздела II).
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Судом установлено и из записей в трудовой книжке следует, что Николенко А.Н. 6 февраля 1989 г. на основании приказа N принят на работу в СП "Сибцемремонт" слесарем-ремонтником по 3 разряду на Топкинский ремонтный участок N 1. 25 февраля 1991 г. СП "Сибцемремонт" переименовано в a/о "Сибцемремонт". 19 октября 1994 г. в связи с реорганизацией Арендное предприятие "Сибцемремонт" переименовано в a/о "Сибцемремонт". На основании приказа N от 6 марта 1997 г. участки РМУ N 1, 3 путем присоединения переименованы в Ремонтно-механическую базу. Приказом N от 6 марта 1997 г. истец переведен на РМБ слесарем-ремонтником по 3 разряду. На основании приказа N от 24 февраля 1999 г. уволен в связи с переводом на ОАО "Топскинский цемент".
Аналогичные сведения содержатся в архивной справке от 10 марта 2022 г. N, выданной архивным отделом Администрации Топкинского муниципального округа.
Согласно архивной справке от 10 марта 2022 г. N, выданной архивным отделом Администрации Топкинского муниципального округа о переименовании ЗАО "Сибцемремонт", с 1966 года - "Сибцемремонт" треста "Востокспеццемремонт" Министерства промышленности строительных материалов; с 20 марта 1975 г. переименовано в специализированное предприятие "Сибспеццемремонт-1" треста "Востокспеццемремонт" Министерства промышленности строительных материалов на основании приказа МПСМ N от 12 марта 1975 г. и треста "Востокспеццемремонт" 28 от 20 марта 1975 г.; с 10 июня 1988 г. переименовано в специализированное предприятие "Сибцемремонт" (СП "Сибцемремонт") на основании Постановления Совета Министров СССР от 12 апреля 1988 г. N 457 и приказа N от 10 июня 1988 г. МПСМ СССР; с 25 февраля 1991 г. переименовано в Арендное предприятие "Сибцемремонт" (АП "Сибцемремонт") приказ N от 25 февраля 1991 г.; с 24 февраля 1993 г. переименовано в Акционерное Общество "Сибцемремонт" (АО "Сибцемремонт") решение N от 24 февраля 1993 г, свидетельство N серия N; с 16 марта 1998 г. переименовано в Закрытое Акционерное Общество "Сибцемремонт" (ЗАО "Сибцемремонт") согласно Уставу и свидетельству о государственной регистрации юридического лица N от 16 марта 1998г.
Таким образом, материалы дела не содержат документов, выданных в установленном порядке работодателем, государственными (муниципальными) органами, а после 31 августа 1998г. - сведения из индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица, подтверждающие, что Николенко А.Н. в спорный период работал полный рабочий день в должности, предусмотренной Списком N2 от 22 августа 1956г. N1173-до 1 января 1992г, и Списком N 2 от 26 января 1991г. N10- после 1 января 1992г.
В пункте 5 Разъяснений "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10" (вместе с разъяснением Госкомтруда СССР от 28 февраля 1991 г. N 5), утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 28 февраля 1991г. N 52, указано, что работникам специализированных предприятий, организаций, цехов, участков и других структурных подразделений (ремонтных, ремонтно-строительных, монтажных и др.), занятым полный рабочий день непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Списками для данного производства, льготные пенсии следует назначать по соответствующим разделам Списков N 1 и 2, как и работникам производственных структурных подразделений.
В этих случаях стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, исчисляется по общим правилам, если работники специализированных предприятий, организаций, цехов и других структурных подразделений постоянно заняты на работах, дающих право на эту льготу (пункт 3 настоящего разъяснения). Если же указанные работники постоянно на этих работах не заняты, специальный (льготный) стаж исчисляется по фактически отработанному времени.
В пункте 3 Письма Росархива от 14 марта 2005 г. N "О направлении рекомендаций по подготовке архивных справок и ответов на типовые запросы социально-правового характера, выдаваемых архивными учреждениями Российской Федерации" предусмотрено, что архивные справки, подтверждающие работу в особых (вредных) условиях труда согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (приложения 6, 6.1, 6.2) выдаются на основании личных карточек, лицевых счетов, платежных ведомостей, приказов по личному составу (о приеме, переводе, увольнении), штатного расписания, карт технологических процессов, книг записи работ и отработанного времени рабочими в цехах с вредными условиями труда, дающих право на льготную пенсию, подземных табелей и других.
Для установления в полном объеме указанных в Разъяснении от 28 февраля 1991 г. N обстоятельств, имеющих значение для дела, судом апелляционной инстанции сделан запрос в архивный отдел Администрации Топкинского муниципального округа о предоставлении поименных списков работников, занятых на рабочих местах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение "Сибцемремонт", карт технологического процесса, разработанных в "Сибцемремонт", книг записей и отработанного времени в цехах с вредными условиями труда в "Сибцемремонт".
Управляющему директору ООО "Топкинский цементный завод" также сделан запрос о предоставлении договоров, заключенных с 10 июня 1988 г. с СП "Сибцемремонт", с 25 февраля 1991 г. - с АП "Сибцемремонт", с 24 февраля 1993 г. - с АО "Сибцемремонт" на выполнение работ по ремонту (обслуживанию) технологического и обеспылевающего оборудования на Топкинском цементном заводе, сведения о том, как регистрировались данного предприятия, работавшие на участках и цехах Топкинского цементного завода.
Однако, указанные в запросах документы суду апелляционной инстанции предоставлены не были со ссылкой на то, что такие документы на архивное хранение не передавались, и на их отсутствие.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, а также дополнительно истребованные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что Николенко А.Н. в оспариваемые периоды осуществлял работу слесаря-ремонтника, занятого ремонтом и обслуживанием технологического и обеспыливающего оборудования в особых условиях труда в течение полного рабочего дня.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанций неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, в связи с чем не являются основанием для отмены судебного акта в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Николенко Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.