Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 54RS0010-01-2021-011933-39 (2-1526/2022) по иску М.В.З. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о назначении пенсии, по кассационной жалобе представителя М.В.З. - К.М.Н, действующей на основании доверенности, на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
М.В.З. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее- ОПФР по Новосибирской области) о назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что 4 октября 2021 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.).
Решением пенсионного органа от 15 октября 2021 г. в назначении досрочной пенсии отказано, при этом в стаж не были включены периоды его работы :
- в Дорогинском детском доме/Дорогинском детском доме- школе/Дорогинском филиале ГОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, Областной детский дом с 1 октября 1993 г. по 20 мая 2003 г, с 21 мая 2003 г. по 16 августа 2004 г. - в должности фельдшера, так как наименование учреждения не предусмотрено Списками от 6 сентября 1991 г. N464, от 22 сентября 1999 г. N1066, от 29 октября 2002 г. N781;
на Станции скорой медицинский помощи - 31 мая 2010 г, 18 июня 2010 г, 13 ноября 2012 г, 14 июля 2017 г. - иные периоды, как непоименованные Правилами от 11 июля 2002 г. N516 и не предусмотренные Правилами от 29 октября 2002 г. N781. Величина ИПК составляет 97, 597.
С указанным решением истец не согласен, несмотря на то, что детский дом не является лечебным учреждением, фельдшер выполняет те же обязанности, что и в медицинских учреждениях системы здравоохранения, поименованных в Списке, а потому указанный период подлежит зачету в льготный стаж.
Просил признать незаконным решение пенсионного органа от 15 октября 2021 г. N об отказе М.В.З, в назначении досрочной страховой пенсии по старости - незаконным; включить в его специальный трудовой стаж следующие периоды работы: с 1 октября 1993 г. по 20 мая 2003 г, с 21 мая 2003 г. по 16 августа 2004 г. в должности фельдшера в Дорогинском детском доме/Государственном образовательном учреждении Дорогинском детском доме-школе/Дорогинском филиале ГОУ для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей "Областной детский дом", в льготном исчислении 1 год за год и 3 месяца, возложить на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 4 октября 2021 г.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 мая 2022 г. в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 августа 2022 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 мая 2022 г. оставлено без изменения.
Представитель М.В.З. - К.М.Н. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального права, в части отказа в удовлетворении ее требований.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, 4 октября 2021 г. М.В.З. обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Решением от 19 марта 2020 г. в назначении досрочной страховой пенсии по стрости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ ему в связи с отсутствием необходимого стажа отказано.
При этом из специального стажа ответчиком исключены в том числе периоды работы истца :
- с 1 октября 1993 г. по 20 мая 2003 г, 21 мая 2003 г. по 16 августа 2004 г. - в должности фельдшера в Дорогинском детском доме/ГОУ Дорогинском детском доме-школе/ Дорогинском филиале ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Областной детский дом".
Согласно трудовой книжке М.В.З. работал с 1 октября 1993 г. по 20 мая 2003 г, с 21 мая 2003 г. по 16 августа 2004 г. в должности фельдшера в Дорогинском детском доме/Государственном образовательном учреждении Дорогинском детском доме-школе/Дорогинском филиале ГОУ для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей "Областной детский дом".
Из справки ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Областной детский дом" от 16 августа 2004 г, следует, что М.В.З. с 11 марта 1991 г. работал фельдшером по специальности "Лечебное дело" в ГОУ "Дорогинский детский дом" Черепановского района Новосибирской области.
1 июня 1999 г. ГОУ "Дорогинский детский дом" реорганизован в ГОУ "Дорогинский детский дом-школа.
15 апреля 2001 г. ГОУ "Дорогинский детский дом-школа" реорганизован путем присоединения к ГОУ "Областной детский дом" в Дорогинский филиал Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Областной детский дом".
20 мая 2003 г. истец переведен на должность фельдшера круглосуточного дежурства из Дорогинского филиала в ГОУ "Областной детский дом".
20 мая 2003 г. М.В.З. принят в порядке перевода из Дорогинского филиала фельдшером круглосуточного дежурства 9 разряда ЕТС в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Областной детский дом".
16 августа 2004 г. уволен по собственному желанию п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из архивной справки государственного казенного учреждения Новосибирской области "Государственный архив Новосибирской области" от 22 апреля 2022 г. N, следует, что в имеющихся на хранении в архиве документах ГОУ "Областной детский дом" (Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Областной детский дом" Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области), в приказах по личному составу содержатся сведения о том, что М.В.З. - фельдшеру Дорогинского филиала установлена надбавка из надтарифного фонда пропорционально отработанным дням (приказ о 20 января 2003 г. N). М.В.З. ? массажисту Дорогинского филиала установлена надбавка к должностному окладу фельдшера Областного детского дома в размере 30% от основной ставки за медицинский стаж свыше 5 лет при условии добросовестного отношения и выполнения своих обязанностей, отсутствии дисциплинарных взысканий (приказ от 20 января 2003 г. N); М.В.З. принят в ГОУ "Областной детский дом" в порядке перевода из Дорогинского филиала фельдшером круглосуточного дежурства 9 разряда ЕТС на 1 ставку с 20 мая 2003 (приказ от 20 мая 2003 г. N); М.В.З. - фельдшеру производить доплату в размере 30% от основной ставки за медицинский стаж с 20 мая 2003 (приказ от 20 мая 2003 г. N); М.В.З. - фельдшер круглосуточного дежурства, направлен на курсы усовершенствования по циклу "Охрана здоровья детей и подростков" с сохранением среднемесячной заработной платы с 27 апреля по 3 июня 2004 г. (приказ от 26 апреля 2003 г. N); М.В.З. - фельдшер круглосуточного дежурства уволен 16 августа 2004 г. по собственному желанию (приказ от 12 августа 2004 г. N).
Согласно Социального паспорта Областного детского дома тип и вид учреждения - Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Областной детский дом.
Структурные подразделения в том числе, Дорогинский филиал - р.п. Дорогино Черепановского района. Кроме того, поименовано как структурное подразделение Лечебно-оздоровительное отделение - ул. Урманова, 18 г. Новосибирск.
Целью создания Областного детского дома является обеспечение содержания, воспитания и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитация их и реализация программ дошкольного образования, начального общего образования в коррекционных классах для детей с ЗПР, способствование и координирование получения воспитанниками образовательного ценза, различных программ дополнительного образования, начального профессионального образования; оказание практической помощи учреждениям области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в осуществлении медицинской и социально-педагогической реабилитации воспитанников.
Согласно справке администрации р.п. Дорогино Черепановского района Новосибирской области от 12 мая 2022 г, МКУ ЦССУ "Дорогинский" (Дорогинский детский дом) располагается по адресу: ГСО, Черепановский район рабочий поселок Дорогино, ул. Светлая, 23.
Из Устава государственного образовательного учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Дорогинский детский дом-школа", Положения о Дорогинском филиале Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Областной детский дом", утвержденного 25 сентября 2001 г. следует, что целью создание филиала является: обеспечение содержания, воспитание и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитация их и реализация программ дошкольного образования, начального общего образования в коррекционных классах для детей с ЗПР, способствование и координирование получения воспитанниками образовательного ценза, различных программ дополнительного образования, начального профессионального образования. Основными задачами являются: обеспечение содержания, воспитания и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реабилитация воспитанников с учетом его индивидуальных особенностей состояния здоровья и способностей; оказание лечебно оздоровительной помощи; реализация программ дошкольного образования, начального общего образования в коррекционных классах для детей с ЗПР и др.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований пришел к выводу о том, что учреждение - Детский дом не входит в перечь учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
При этом исходил из того, что истцом доказательств, свидетельствующих об организации в Дорогинском филиале Государственного образовательного учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Областной детский дом" структурного подразделения, предусмотренного Правилами, представлено не было.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что Согласно действовавшему до 1 октября 1993 г. регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет) работа в должности фельдшера детского дома, включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Действовавшие впоследствии Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464), и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066), не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера в детских домах, равно как не предусматривает такую возможность и Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Истец полагал, что он осуществлял медицинскую деятельность в образованном в качестве структурного подразделения медицинском пункте учреждения - Дорогинском детском доме/ГОУ Дорогинском детском доме- школе/ Дорогинском филиале ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Областной детский дом", в подтверждение чего в материалы дела были представлены Уставы учреждения разных периодов действия, Положение об отделении организации медицинской помощи воспитанникам ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Дорогинский детский дом" Черепановского района Новосибирской области, утверждённое Директором ГОУ "Доронинский детский дом" без даты (далее - Положение).
Так, согласно Положению в учреждении предполагается организация медицинской помощи воспитанникам дошкольного и школьного возраста в государственном образовательном учреждении "Дорогинский детский дом" - Медицинский блок.
Указано, что медицинский блок является структурным подразделением Дорогинского детского дома, целью создания которого выступает оказание воспитанникам первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, травмах, охрана жизни и здоровья детей, контроль за организацией питания, диагностика ребенка, назначение лечения, лечение больного, в том числе диспансерного, организация и проведение противоэпидемиологических и профилактических мероприятий по охране жизни и здоровья детей.
Иных доказательств создания и функционирования медицинского пункта истцом не было представлено
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанции при разрешении спора правильно применили нормы материального права.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 г.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений Закона следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В целях реализации положений ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с пп. "н" п. 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 NО списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 21 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1991 г.
Вышеперечисленные Списки содержат перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью и расширительному толкованию не подлежит.
Суда правильно учтено, что согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных названным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно- эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В п. 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежит представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации - учреждения, не поименованного в Списке, но перечисленного в п. 6 в Правил.
Установив, что периоды работы истца в должности фельдшера в детском доме законодателем не предполагаются в качестве льготных, при этом работодателем место работы истца было указано корректно, не содержит неточностей, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец выполнял обязанности фельдшера, которые соответствуют обязанностям фельдшера в медицинском учреждении, о том, что решающее значение имеет вопрос о тождестве должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы, в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства от 29 октября 2002 г. N 781, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который правильно учел, что суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2017 г. N 47-КГ17- 17).
Из вышеуказанных Списков профессий и должностей работников здравоохранения предоставляющих право на пенсию за выслугу лет, действовавших в разные периоды следует, что основанием для назначения пенсии досрочно выступает совокупность двух условий - соответствующей должности и место работы.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций правильно учтено, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 1137-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 2041-О).
Вопреки доводам истца, выводы судов об основаниях отказа включения спорных периодов в специальный стаж истца подробно мотивированы со ссылкой на представленные доказательства и нормативные акты.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы в целом выражают несогласие с выводами судов, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ч. 2 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, поскольку ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 мая 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя М.В.З. - К.М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.