Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2149/2022 (УИД 22RS0015-01-2022-002926-63) по иску Гордиенко Елены Сергеевны к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, по кассационной жалобе краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гордиенко Елена Сергеевна (далее - Гордиенко Е.С, истец) обратилась в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" (далее - КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району", ответчик) о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка.
В обоснование своих требований указывала на то, что Гордиенко Е.С. является матерью троих несовершеннолетних детей: "данные изъяты"
16 июля 2021 г. Гордиенко Е.С. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка до достижения им трех лет.
Решением КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" от 30 июля 2021 г. N4566 Гордиенко Е.С. отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что суммарная площадь земельного участка истца превышает 0, 25 га, установленные для жителей города.
Вместе с тем, за период с 1 октября 2021 г. по 9 мая 2022 г. Гордиенко Е.С. была назначена указанная выплата.
Гордиенко Е.С. находит решение ответчика неправомерным.
Гордиенко Е.С. просила суд признать незаконным решение КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" от 30 июля 2021 г. N 4566 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет; обязать ответчика назначить и выплатить ей ежемесячную денежную выплату при рождении третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет за период с 16 июля 2021 г. по 30 сентября 2021 г.
Определением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 4 июля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району".
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 июля 2022 г. исковые требования Гордиенко Е.С. удовлетворены. Признано незаконным решение КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" от 30 июля 2021 г. N 4566 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет. На КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" возложена обязанность назначить и выплатить Гордиенко Е.С. ежемесячную денежную выплату при рождении третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет в установленном законом размере за период с 16 июля 2021 г. по 30 сентября 2021.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2022 г. решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 июля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Приведенным конституционным положениям корреспондируют нормы статьи 27 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1), которая признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнение ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.
В целях реализации демографической политики Российской Федерации пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Названная в Указе Президента Российской Федерации мера социальной поддержки установлена на территории Алтайского края Положением о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 11 июня 2014 г. N80 (далее - Положение).
В силу пункта 2.1 Положения (в редакции от 2 июля 2021 г.) ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается одному из родителей - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края (далее - "заявитель"), на каждого рожденного и совместно проживающего с ним третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Алтайском крае за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 3.6. Положения, действовавшим в редакции по состоянию на 16 июля 2021 г, основанием для отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты являлось наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки; земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), суммарная площадь которых превышает 0, 25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий -1 гектар.
На основании Указа Губернатора Алтайского края от 28 марта 2022 г. в подпункт "е" пункта 3.6 Положения внесены изменения, вступившие в силу с 1 апреля 2022 г, согласно которым основанием для отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты является наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков (за исключением земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, предоставленных уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки многодетной семьи или стоимость приобретения которых в полном объеме оплачена за счет денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение недвижимого имущества, и земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), суммарная площадь которых определяется по месту жительства (пребывания) заявителя и не должна превышать 0, 25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Гордиенко Е.С, проживающая с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", является матерью несовершеннолетних "данные изъяты"
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Гордиенко Е.С. принадлежит земельный участок "данные изъяты"
16 июля 2021 г. Гордиенко Е.С. обратилась в КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка до достижения им трех лет.
Письмом от 30 июля 2021 г. N 4566 КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" было отказано в предоставлении государственной услуги по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 3.8 Положения о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17 апреля 2014 г. N 184, в связи с наличием в собственности у заявителя земельного участка, суммарная площадь которого превышает 0, 25 гектара.
В ответе на жалобу Гордиенко Е.С. Министерство социальной защиты Алтайского края 29 апреля 2022 г. указано на отсутствие права на получение единовременной денежной выплаты в связи с наличием в собственности земельного участка площадью 3652 кв.м, что превышает установленные 0, 25 га для жителей города. При этом сообщено, что согласно внесенным изменениям в Положение, с 1 апреля 2022 г. при определении права на назначение выплаты не учитываются земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности.
Повторно истец обратилась с заявлением через Единый портал государственных и муниципальных услуг, ей была назначена выплата за период с 1 мая 2022 г. по 9 мая 2022 г. и произведена доплата за предыдущий период с 1 октября 2021 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности отказа в выплате ежемесячной денежной выплаты, поскольку как на момент обращения Гордиенко Е.С, так и после 1 апреля 2022 г. редакция Положения предусматривала исключения для отказа в выплате названной меры социальной поддержки при наличии у заявителя в общей долевой собственности земельного участка.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции дополнительно указал на то, что как в редакции Положения от 2 июля 2021 г, так и в редакции от 28 марта 2022 г. земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности заявителя, не подлежат учету при решении вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты, равно как и не могут служить основанием к отказу в выплате соответствующей меры социальной поддержки.
Фактически, в обеих редакциях Положения речь идет о перечислении 4-х видов земельных участков. При этом в редакции от 16 июля 2021 г. из-за несовершенства юридической техники в подпункте "е" пункта 3.6 Положения после слов: "за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков" поставлен союз "и", тогда в соответствии с логикой изложения соответствующего абзаца должен быть поставлен знак препинания - ";", фактически отделяющий один вид земельного участка от другого.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в обоих редакциях Положения о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 11 июня 2014 г. N80, как от 2 июля 2021 г, так и в редакции от 28 марта 2022 г. не подлежат учету при решении вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты, находящиеся в общей долевой собственности заявителя и членов его семьи земельные участки.
Указание в подпункте "е" пункта 3.6. Положения на то, что основанием для отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты являлось наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"...) не свидетельствует о том, что речь идет о находящихся в долевой собственности земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, в данном случае законодатель выделил отдельно все земельные участки, находящиеся в долевой собственности, поскольку по технике изложения не могут быть земельные участки и земли сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указывает на то, что регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, а не земельными участками и землями сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что имеющийся у истца в собственности земельный участок, находящийся в долевой собственности (1/3 доли) не подлежал учету при разрешении вопроса о наличии права на выплату ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, поскольку выражают несогласие с выводами судов, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи О.С. Андуганова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.