Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьева В.Н, судей Сулеймановой А.С, Репринцевой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи с обеспечивающим ее Омским районным судом Омской области гражданское дело N55RS0037-01-2021-000459-25 по иску прокурора Усть-Ишимского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, Комитету образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области о возложении обязанности, по кассационной жалобе Министерства строительства Омской области на решение Усть-Ишимского районного суда Омской области от 16 мая 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Репринцевой Н.Ю, выслушав объяснения представителя Министерства строительства Омской области-Бойченко Оксаны Валерьевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г.Кемерово, г.Новосибирске, г.Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Волковой Анны Геннадьевны, возражавшей против доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Ишимского района Омской области предъявил в суд иск в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, Комитету образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области о признании здания школы не отвечающим действующий строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим требованиям, возложении обязанности обеспечить наличие здания общеобразовательного учреждения для предоставления жителям посёлка Малая Бича, деревня Бакшеево, деревни Кайнаул Усть-Ишимского района Омской области общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В обоснование требований указал, что в результате проверки здания МБОУ "Малобичинская СОШ" установлено его несоответствие действующим строительным, градостроительным, санитарно- эпидемиологическим требованиям. Организация обучения в другом здании в посёлке Малая Бича, подвоз детей в другие образовательные учреждения соблюдением требований законодательства невозможны.
Решением Усть-Ишимского районного суда Омской области от 16 мая 2022 г. исковые требования удовлетворены: здание образовательного учреждения - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Малобичинская средняя общеобразовательная школа", расположенное по адресу: "адрес", признано не отвечающим действующим строительным, градостроительным, санитарно- эпидемиологическим требованиям. На Администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области, Комитет образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства Омской области возложена обязанность по обеспечению наличия здания общеобразовательного учреждения, отвечающего действующим строительным, градостроительным, санитарно- эпидемиологическим требованиям, для предоставления жителям посёлка Малая Бича, деревни Бакшеево, деревни Кайнаул Усть-Ишимского района Омской области общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в срок до 1 сентября 2024 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 августа 2022 г. решение Усть-Ишимского районного суда Омской области от 16 мая 2022 г. в части требований прокурора Усть-Ишимского района Омской области, предъявленных к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области отменено, принято в данной части новое решение. В удовлетворении требований прокурора Усть-Ишимского района Омской области к данным ответчикам отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство строительства Омской области просит отменить обжалуемые судебные постановления в части удовлетворения иска к ней, принять в данной части новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы указала, что обеспечения наличия здания образовательного учреждения - обязанность Усть-Ишимского муниципального района Омской области.
Письменные возражения на кассационную жалобу поступили от прокурора.
Участвующая в суде кассационной инстанции посредством использования системы видеоконференцсвязи представитель Министерства строительства Омской области-Бойченко О.В. поддержала доводы кассационной жалобы.
Прокурор Пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г.Кемерово, г.Новосибирске, г.Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации -Волкова А.Г. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судебными инстанциями установлено и из материалов дела следует, что МБОУ "Малобичинская СОШ" является некоммерческой организацией, бюджетным общеобразовательным учреждением, средней общеобразовательной школой (пункты 1.1, 1.3 Устава).
Учредителем МБОУ "Малобичинская СОШ" выступает Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области в лице Комитета образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области (пункт 1.2 Устава).
Собственником имущества учреждения является Администрация Усть- Ишимского муниципального района Омской области (пункт 1.7 Устава).
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 Устава за учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности закрепляется имущество на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется имуществом, закреплённым на праве оперативного управления, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника имущества.
Согласно пункту 2.1 Устава предметом деятельности учреждения является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ. Одной из основных целей и задач учреждения является создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей и работников во время образовательного процесса (пункт 2.2 Устава).
Из кадастрового паспорта здания следует, что школа представляет собой нежилое здание с кадастровым номером N (предыдущий номер 1576), 1954 года постройки, находится по адресу: "адрес" "адрес".
Согласно техническому паспорту на школу, составленному по состоянию на 3 апреля 2006 г, здание образовательного учреждения введено в эксплуатацию в 1954 г. (кроме литер А1 и А2, которые введены в эксплуатацию в 1980 г.), состоит из литер А (основное строение), А1 (пристройка на 1 и 2 этажах), А2 (пристройка 1 и 2 этажах), АЗ (пристройка 1 и 2 этажах). По состоянию на 2006 г. литера А имела износ 57 %, литера А1 - 36 %, литера А2 - 53 %.
В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 12 октября 2011 г. здание, инвентарный N, состоящее из литер A, Al, А2, АЗ, имеет физический износ строительных конструкций: литера А - 60 %, литера А 1 - 59 %, литера А2 - 41 %, литера АЗ - 57 %.
Здание школы используется для организации образовательного процесса, при этом в школе обучается с первого по одиннадцатый класс 102 учащихся, также осуществляют трудовую деятельность преподаватели и рабочий персонал.
На основании приказа Комитета образования Администрации Усть- Ишимского муниципального района Омской области от 12 марта 2021 г. N 39 в здании школы предоставляют основное общее и среднее общее образование для лиц из "адрес". Также имеются структурные подразделения МБОУ "Малобичинская СОШ": "Большебичинская СОШ", в которой с первого по девятый класс обучаются 28 учащихся, Большебичинский детский сад, который посещают 13 детей.
27 февраля 2018 г. комиссией в составе заместителя Главы муниципального района по вопросам строительства и жилищно- коммунального комплекса Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области Худорожкова А.Г, специалиста 1 категории отдела по вопросам строительства и ЖКХ Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области Ниязова Р.Х, начальника отдела земельно-имущественных отношений Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области Киселевой О.В, директора МБОУ "Малобичинская СОШ" Кошкиной В.М, директора МКУ "ЦФО и ХОУ в СО" Абрашина А.С. проведено обследование здания МБОУ "Малобичинская СОШ".
Согласно акту от 27 февраля 2018 г. здание МБОУ "Малобичинская СОШ" имеет физический износ строительных конструкций более 60 %. Срок эксплуатации деревянных зданий составляет 30 лет. Комиссия в целях обеспечения безопасности или создания нормальных условий для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей не рекомендовала здание школы для дальнейшей эксплуатации. В заключении комиссия отнесла здание школы к категории ограниченно пригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим проведению капитального ремонта.
На основании распоряжения заместителя Управления Роспотребнадзора по Омской области от 16 апреля 2021 г. N 201 была проведена выездная проверка МБОУ "Малобичинская СОШ", по результатам которой выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения (всего требований 37), 10 июня 2021 г. в адрес МБОУ "Малобичинская СОШ" вынесено предписание N 201, срок исполнения требований установлен до 20 августа 2021 г.
26 августа 2021 г. было вынесено решение о проведении внеплановой выездной проверки, на основании которого 15 сентября 2021 г. проведено обследование школы и выявлено частичное устранение требований, при этом для оставшихся требований (19) срок исполнения был предоставлен до 20 августа 2022 года.
27 августа 2021 г. комиссией, организованной в соответствии с распоряжением Администрации Усть-Ишимского муниципального района от 27 июля 2021 г. N 206-р проведена проверка готовности организации, осуществляющей образовательную деятельность, к новому 2021-2022 учебному году. В заключении комиссия указала, что МБОУ "Малобичинская СОШ" готово к новому 2021-2022 учебному году.
При этом 24 августа 2021 г. между Комитетом образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области в лице председателя Моржевиловой Т.В. и ООО "Стройкой" заключён договор N 37, на основании которого произведен осмотр здания школы специалистом ООО "СтройКон" и выявлены дефекты, в том числе и те, что были выявлены при осмотре здания комиссией в 2018 г. Установлено, что техническое состояние здания школы в соответствии с ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" оценивается как ограниченно-работоспособное, что регламентируется техническим состоянием фундаментов, наружных стен, перекрытий на отдельных участках и кровли, блоков литер А, А1, АЗ, которые возведены из деревянных конструкций. Причинами образования и прогрессирования дефектов повреждений являются: длительная эксплуатация при отсутствии обеспечения нормальных условий эксплуатации конструкций из древесины (исключение намоканий и увлажнений, качественное проветривание), а также отсутствие своевременных ремонтно-восстановительных работ и капитальных ремонтов. Обнаруженные дефекты носят массовый и прогрессирующий характер, технически для остановки процесса повреждений конструкций необходимо "перебрать" практически все здания с последующей заменой повреждённых конструкций, оголение брусчатых срубов и вскрытие перекрытий, может выявить еще больший объём повреждённых конструкций. В течение 2021-2022 учебного года необходимо прорабатывать вариант строительства здания новой школы или её перевод в другое здание. Для безопасного функционирования здания школы в 2021- 2022 учебном году необходимо выполнение следующих рекомендаций: исключить нахождение людей в блоке литера А1, исключить доступ людей в помещения блоков литер А, АЗ на участках, примыкающих к отклонениям стен от вертикали, назначить ответственное лицо, в обязанность которого будет входить еженедельный осмотр снаружи и изнутри строительных конструкций.
С учётом приведённого заключения 31 августа 2021 г. директором МБОУ "Малобичинская СОШ" был вынесен приказ N 50/1, которым назначены ответственные лица за проверку конструкций, а также исключено нахождение людей в помещениях, указанных в заключении ООО "Стройкой".
Из материалов дела также следует, что 26 августа 2021 г. прокуратурой Усть-Ишимского района с участием специалиста БУОО "Омский Центр кадастровой оценки и технической документации" была осуществлена выездная проверка - обследование МБОУ "Малобичинская СОШ", по результатам которой выявлено: деформация наружной деревянной стены, гниль в венцах бревенчатых стен, деформация внутренней деревянной стены, разрушение кирпичной кладки цоколя, уклон пола второго этажа. Техническое состояние специалистом было оценено как ограниченно-работоспособное, при этом данное состояние было описано следующим, образом: категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния.
Согласно ответу Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области и Администрации Большебичинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области на территории Большебичинского сельского поселения зданий, находящихся в муниципальной собственности, для организации общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования не имеется.
По сведениям ГП "Усть-Ишимское ДРСУ" от 8 сентября 2021 г. расстояние между селом Паново и посёлком Малая Бича составляет 33 км, между селом Скородум и посёлком Малая Бича - 39 км, между селом Никольск и посёлком Малая Бича - 57 км.
Определением суда назначена судебная строительно-техническая экспертиза, её проведение поручено БУОО "Омский центр кадастровой оценки и технической документации", по заключению которого, здание имеет бескаркасную схему с несущими стенами, фундамент ленточный кирпичный, на естественном основании, наружные стены из брусчатого сруба, кирпичные, внутренние несущие стены из брусчатого сруба, перегородки, перекрытия, балки перекрытий, лестницы деревянные, полы дощатые по лагам, окна деревянные. Крыша чердачная, двускатная с деревянными стропильными конструкциями, кровля из шифера по деревянной обрешетке, отопление водяное от индивидуальной котельной, водоснабжение из скважины, электроснабжение от централизованной сети, отмостка отсутствует. Здание функционально состоит из четырех блоков, блоки А, А2, АЗ двухэтажные, блок A одноэтажный, блоки литер А, А1, АЗ конструктивно возведены из деревянного бруса с дощатым перекрытием по деревянным балкам, наружные стены блока литеры А2 выполнены из кирпичной кладки с железобетонным перекрытием, стены из брусчатого сруба (литеры А, А1, АЗ) в местах сочленения выходят за вертикальную плоскость образуя контрфорсы, наружная поверхность стен обшита строганной доской.
Блок литеры А1 не обследовался экспертом в связи с необеспечением безопасности, был произведён осмотр его с земли, на момент обследования доступ в блок отсутствовал, он не использовался по назначению.
Согласно таблицам 3.1.11, 3.3.11, 3.4.11 экспертом приведён процент износа строения литеры А, А2, АЗ, согласно которому физический износ фундамента стен составил 70 %, наружной и внутренней отделки - 65 %, перекрытий, полов, ступеней - 60 %, окон, дверей - 55 %. В целом экспертом был определён физический износ строения на момент обследования: литера А - 62 %; литера А2 - 58 %; литера АЗ - 62 %.
Экспертом техническое состояние здания школы в соответствии "СП 13- 102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" оценивается как недопустимое состояние, то есть категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций); в соответствии с "Методика определения физического износа гражданских зданий. Москва, 1970г." оценивается как неудовлетворительное, эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта, при этом примерная стоимость капитального ремонта составляет от 38 до 90 процентов от восстановительной стоимости конструктивных элементов.
Помимо указанного экспертом было определено, что здание школы не соответствует требованиям статьи 7 главы 2; пунктов 3, 4 статьи 8 главы 2; статьи 10 главы 2; статьи 11 главы 2; статьи 12 главы 2; статьи 13 главы 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и "сужений", согласно которым не выполняются требования безопасных для жизни и здоровья человека условий пребывания в здании.
Также здание МБОУ "Малобичинская СОШ" не соответствует пункту 7.1.1 "СП 251.1325800.2016. Свод правил. Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования" объёмно-планировочные и конструктивные решения зданий общеобразовательных организаций должны обеспечивать соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий к сооружений".
Здание школы не соответствует пунктам 5.2.2, 5.2.3, 5.2.7 "СП I 2.13130.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты". Степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности здание школы не соответствует пункту 6.7.15 "СП 2.13130.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты.
Здание школы не соответствует пунктам 2.4.11, 2.5, 2.8.3 постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха в и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила... ").
Здание школы не соответствует п.п. 7.1.10, 7.2.17.2, 7.2.17.3, 7.2.17.5,. 9.2.2 "СП 251.1325800.2016. Свод правил. Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования".
Здание школы не соответствует СП 50.13330.2012 таблица 5. Разница температуры внутреннего воздуха и внутренней поверхности конструкции наружных стен при расчётной температуре внутреннего воздуха не должна превышать 4°С, для конструкций пола первого этажа - 2°С, для чердачного перекрытия - 3°С. Температура внутренней поверхности конструктивных элементов окон не должна быть ниже 3°С.
Обследовав строительные конструкции и здание школы в целом, эксперты пришли к выводу, что существующие конструкции фундаментов и несущих деревянных стен находятся в недопустимом техническом состоянии и в соответствии с пунктом 5.1. "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социальнокультурного назначения", утверждённого Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312 капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. Таким образом, необходимо произвести полную замену каменных фундаментов, несущих деревянных стен и тем самым "перебрать" всё здание с последующей заменой всех повреждённых конструкций; оголение брусчатых стен и вскрытие перекрытий, может выявить еще больший объём повреждённых конструкций. Сам по себе капитальный ремонт с экономической точки зрения не целесообразен.
Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая за основу выводы проведенной по делу судебной экспертизы, установил, что здание МБОУ "Малобичинская СОШ" не соответствует требованиям строительных норм и правил, его техническое состояние нарушает права обучающихся и работников образовательной организации на условия, обеспечивающие их жизнь и здоровье и удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность на Администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области, Комитет образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства Омской области по обеспечению наличия здания общеобразовательного учреждения, отвечающего действующим строительным, градостроительным, санитарно- эпидемиологическим требованиям, для предоставления жителям посёлка Малая Бича, деревни Бакшеево, деревни Кайнаул Усть-Ишимского района Омской области общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в срок до 1 сентября 2024 г.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с принятым решением суда по существу, отменил его в части удовлетворения требований к ответчикам- Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, указав, что суд первой инстанции, сославшись на общие нормы права, не указал, какие конкретно действия указанные ответчики должны осуществить для обеспечения наличия здания общеобразовательного учреждения в посёлке Малая Бича Усть-Ишимского муниципального района Омской области, при этом, Положение о Министерстве образования Омской области от 15 марта 2004 года N 63, Положение о Министерстве имущественных отношений Омской области от 10 февраля 2004 года N 26 не содержат полномочия по строительству здания школы.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Основания и мотивы, по которым судебные инстанции пришли к таким выводам, а также доказательства, принятые судами во внимание, подробно приведены в мотивировочной части судебных постановлений, и оснований считать их неправильными не имеется.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы судами обосновано возложена, в том числе, на Министерство строительства Омской области обязанность по обеспечению наличия здания общеобразовательного учреждения.
Согласно Положению о Министерстве строительства Омской области от 30 декабря 2021 года данное министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере строительства, производства строительных материалов, осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления Омской области по вопросам реализации на территории Омской области государственной политики в сфере строительства, соответственно, именно оно является лицом, ответственным за обеспечение наличия здания общеобразовательного учреждения в посёлке Малая Бича Усть-Ишимского муниципального района Омской области.
Постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 250-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие системы образования Омской области", целью которой является обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики; ответственным исполнителем является Министерство образования Омской области.
26 декабря 2017 года Правительством Российской Федерации издано постановление N 1642, которым утверждена государственная программа "Развитие образования".
Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" в целях повышения эффективности реализации Программы в соглашении предусматриваются обязательства субъекта Российской Федерации, в том числе, по обеспечению создания новых мест в общеобразовательных организациях путём строительства, приобретения (выкупа), реконструкции и (или) капитального ремонта не менее одного здания (пристроя к зданию) в соответствии с прогнозируемой потребностью, предусмотренной региональной программой, санитарно-
эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, включая оснащение новых мест средствами обучения и воспитания в соответствии с перечнем, указанным в Правилах (подпункт "б").
06 апреля 2022 года Правительством Омской области издано постановление N 161-п, которым постановление Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 250-п дополнено пунктом 1.7.1.5, а именно: в задачу 7 государственной программы Омской области "Развитие системы образования Омской области" "Создание новых мест общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях" включено мероприятие 5 - строительство общеобразовательной школы по улице Советская в посёлке Малая Бича Усть-Ишимского муниципального района Омской области. Мощность объекта - 130 учащихся, сметная стоимость - 276085715, 02 рубля, срок ввода в эксплуатацию - 2024 год. Исполнителем мероприятия является Министерство строительства Омской области.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судом первой и апелляционной инстанции обстоятельств по настоящему делу, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанции, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанции не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений, не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Ишимского районного суда Омской области от 16 мая 2022 г. в неотмененной части, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Соловьев
Судьи А.С. Сулейманова
Н.Ю. Репринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.