Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-571/2022 (УИД 70RS0001-01-2022-000205-08) по иску Сейдемановой Айнагуль Байсбековны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 21 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сейдеманова Айнагуль Байсбековна (далее - Сейдеманова А.Б, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее - ОПФР по Томской области, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывала на то, что решением Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N1 от 23 июня 2020 г. N2749 Сейдемановой А.Б. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием сведений, подтверждающих снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства в Республике Кыргызстан.
Данный отказ Сейдеманова А.Б. находит незаконным, поскольку она имеет гражданство Российской Федерации, на момент подачи заявления представила все необходимые документы, 1 августа 2011 г. была снята с регистрационного учета по адресу: "адрес"
Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
Сейдеманова А.Б. просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N1 от 23 июня 2020 г. N2749 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с 4 июня 2018 г, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Томска Томской области от 12 мая 2022 г. исковые требования Сейдемановой А.Б. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 21 сентября 2022 г. (с учетом определения от 29 ноября 2022 г. об исправлении описки) решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 12 мая 2022 г. отменено. Исковые требования Сейдемановой А.Б. удовлетворены частично. Решение Государственного учреждения - Центр предоставления услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области N1 от 23 июня 2020 г. N2749 об отказе Сейдемановой А.Б. в назначении досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным. Сейдемановой А.Б. назначена страховая пенсия по старости с 5 июня 2019 г. В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 января 2023 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N1 от 23 июня 2020 г. N2749 Сейдемановой А.Б. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием сведений, подтверждающих снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства в Республике Кыргызстан.
При подаче 5 июня 2019 г. заявления о назначении пенсии Сейдемановой А.Б. представлен паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства по адресу: "адрес".
В уведомлении от 26 июня 2019 г. указан страховой номер индивидуального лицевого счета N
По состоянию на 5 октября 2018 г, 20 октября 2018 г. Сейдеманова А.Б. на учете в Социальном фонде Кыргызской Республики не состояла и получателем пенсии не значилась.
Из справки Государственной регистрационной службы Правительства Республики Кыргызстан от 9 января 2019 г. следует, что Сейдеманова А.Б. выбыла с территории Кыргызской Республики с 1 сентября 2011 г. в Российскую Федерацию. Данный документ представлен ответчиком в ходе рассмотрения дела судом.
Из паспорта Сейдемановой А.Б. следует, что с 29 ноября 2011 г. она зарегистрирована по адресу: "адрес".
Отказывая Сейдемановой А.Б. в удовлетворении исковых требований о признании права на назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что истцом при обращении в пенсионный орган за назначением страховой пенсии не представлен документ, подтверждающий ее фактическое место жительства.
С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции проанализировал Приказ Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (действовавшего на момент рассмотрения пенсионным органом заявления истца о назначении пенсии, и утратившего силу 1 января 2022 г.), которым определено, что для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии.
Согласно пункта 53 указанного Перечня, документами, удостоверяющими личность, возраст и наличие гражданства Российской Федерации, в частности, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выданный Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом.
Пунктом 57 указанного Перечня также предусмотрено, что документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства.
В соответствии с пунктом 59.1 Перечня (введен приказом Минтруда России от 28 января 2019 г. N 43н) постоянное проживание в Российской Федерации гражданина Российской Федерации, имеющего подтвержденное регистрацией место жительства в Российской Федерации, подтверждается документами, предусмотренными пунктом 57 этого перечня, а в случае если гражданин Российской Федерации не имеет подтвержденного регистрацией места жительства в Российской Федерации, - документом, предусмотренным его пунктом 59.
Местом жительства в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции исходил из того, что для подтверждения факта постоянного проживания в Российской Федерации и назначения пенсии по старости являлось достаточным предоставление Сейдемановой А.Б. паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации ее по месту жительства.
Установив, что при обращении с заявлением о назначении пенсии по старости Сейдеманова А.Б. по состоянию на 5 июня 2019 г. достигла возраста для ее назначения, ею был представлен паспорт гражданина Российской Федерации с регистрацией по месту жительства, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, а также имелись сведения о том, что она снята с регистрационного учета в Республике Кыргыстан, и не является получателем пенсии в данной Республике, то суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у пенсионного органа отсутствовали правовые основания для отказа в назначении истцу пенсии по основаниям, приведенным в оспариваемом решении.
Доводы ответчика о продолжения работы Сейдемановой А.Б. в Республике Кыргызстан отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку по себе не может свидетельствовать об отсутствии постоянного проживания истца на территории Российской Федерации.
В связи с нарушением имущественных прав истца, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
С 1 января 2015 г. страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Из материалов дела следует, что истец в указанные периоды осуществлял трудовую деятельность в Кыргызской Республике.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР, утвержденных Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-369-18 от 31 января 1994 г, а также Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 99-р от 22 июня 2004 г. "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР" указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России N 203-16 от 29 января 2003 г.).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР, утвержденных Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-369-18 от 31 января 1994 г, установлено, что порядок пенсионного обеспечения, изложенный в настоящем письме, распространяется на граждан, постоянно проживающих (зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке) на территории России или признанных в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на нормах материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеприведенные правовые нормы, исходил из того, что в данном случае обстоятельствами, имеющими значение при назначении пенсии, являются гражданство и место жительства Сейдемановой А.Б.
При этом гражданство Российской Федерации Сейдемановой А.Б. подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации, в котором содержится отметка о регистрации по месту жительства.
Совокупностью указанных доказательств подтвержден факт гражданства Российской Федерации и факт проживания на территории Российской Федерации Сейдемановой А.Б. на момент подачи заявления о назначении пенсии, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что у пенсионного органа отсутствовали правовые основания для отказа в назначении пенсии.
Ссылка ответчика на сведения органов полиции о том, что истец фактически не проживает по месту регистрации, не опровергает выводов суда, при наличии регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, и отсутствии таковой на территории Кыргызской Республики.
Доводы кассационной жалобы ответчика о недостаточности у истца страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку данные обстоятельства не являлись основанием для отказа в назначении истцу пенсии, предметом проверки суда. Кроме того, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент в решении пенсионного органа от 23 июня 2020 г. N 2749 рассчитан в большем размере.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 21 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи О.С. Андуганова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.