N 88-1861/2023
г. Кемерово 20 января 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Татаринцева Е.В, рассмотрев гражданское дело N 04MS0040-01-2022-004854-74 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" к Бабичук Анне Константиновне о взыскании суммы задолженности за фактически оказанные региональным оператором услуги обращения с твердыми коммунальными отходами, по кассационной жалобе Бабичук А.К. на решение мирового судьи судебного участка N 6 Железнодорожного района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 24 июня 2022 г. и апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 31 августа 2022 г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (далее - ООО "ЭкоАльянс") обратилось в суд с заявлением о взыскании с ответчика Бабичук А.К. задолженности за фактически оказанные региональным оператором услуги обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период 1 апреля 2019 г. по 30 ноября 2020 г. в размере 2 731, 30 руб.
В обоснование исковых требований указало, что с 1 апреля 2019 г. в силу пунктов 4-5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации между ООО "ЭкоАльянс" и собственниками дома по "адрес", заключен договор оказания услуг по обращению с ТКО в виде открытия лицевого счета N.
Решением мирового судьи судебного участка N 6 Железнодорожного района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 24 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 31 августа 2022 г, исковые требования ООО "ЭкоАльянс" удовлетворены в полном объеме, с Бабичук А.К. взыскана задолженность за фактически оказанные региональным оператором услуги обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период 1 апреля 2019 г. по 30 ноября 2020 г. в размере 2 731, 3 руб, также расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, в размере 400 руб.
В кассационной жалобе Бабичук А.К. ставится вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права. Податель жалобы указывает, что суд неверно определилобстоятельства, имеющие значение для дела; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, отсутствуют; в иске отсутствует дата подачи иска, отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, не представлены документы на лиц, допущенных к сбору, транспортированию, размещению отходов 1-4 классов опасности, ходатайство ответчика об истребовании доказательств необоснованно отклонено судом, в нарушение пункта 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не были приняты видеофайлы, подтверждающие, что никакой мусор мусоровозы не забирали у их дома.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при принятии обжалуемого судебного постановления суд кассационной инстанции не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Республики Бурятия ООО "ЭкоАльянс" наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 марта 2019 г. N 3/21 "О единых тарифах на услугу регионального оператора ООО "ЭкоАльянс" по обращению с твердыми коммунальными отходами в 1 зоне Республики Бурятия на регулируемый период 2019-2022 годов" составляет 67, 76 руб. на одного человека.
Бабичук А.К. является собственником жилого дома по "адрес". На регистрационном учете по указанному адресу зарегистрировано 2 человека.
Истцом начислена ответчику плата за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 1 апреля 2019 г. по 30 ноября 2020 г. в размере 2 731, 3 руб.
Разрешая настоящий спор, мировой судья пришел к выводу о том, что ООО "ЭкоАльянс" представлены надлежащие доказательства по оказанию услуг по вывозу и утилизации отходов, в связи с чем отсутствие письменного договора с ответчиками на обращение с ТКО не свидетельствует о неосновательности начисления коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Суд апелляционной инстанции при пересмотре определения суда первой инстанции согласился с его выводами и правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции соглашается с обжалуемыми судебными постановлениями, полагая их основанным на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Бабичук А.К. об отсутствии оснований для взыскания задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с отсутствием договорных отношений с ООО "ЭкоАльянс" несостоятельны.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 ст. 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая, что Региональным оператором в Республики Бурятия по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО "ЭкоАльянс", суды пришли к верному выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
Достоверных доказательств того, что ответчики не принимали услуги истца по вывозу мусора, материалы дела не содержат.
Отсутствие письменного договора, вопреки доводам кассатора, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между сторонами, поскольку сложившиеся между сторонами отношения в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, рассматриваются как договорные.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов нижестоящих инстанций, соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение мирового судьи судебного участка N 6 Железнодорожного района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 24 июня 2022 г. и апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 31 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бабичук А.К. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Татаринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.