Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1433/2022 (УИД 42RS0019-01-2021-013189-71) по иску Воробьева Виталия Викторовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 15 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения представителя истца Андреевой О.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Воробьев Виталий Викторович (далее по тексту - Воробьев В.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее также - УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), ответчик) об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 11 июня 2021 г. истец обратился в УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 13 сентября 2021 г. N истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом указано, что не подлежат включению в стаж периоды работы с 19 февраля 1998 г. по 20 сентября 2018 г. (20 лет 7 месяцев 1 день) в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь" в связи с отсутствием правовых оснований (с 1 января 1998 г. в Казахстане упразднен институт досрочных пенсий), с 24 февраля 2018 г. по 28 октября 2018 г. (8 месяцев 4 дня), с 30 октября 2018 г. по 31 октября 2018 г. (1 день), 7 февраля 2002 г. (1 день) - периоды работы подтверждаются работодателем на общих основаниях, 29 октября 2018 г. "неопл", 6 августа 2021 г, 14 апреля 2021 г. "квалиф", всего ответчиком не было включено 23 года 25 дней.
Истец считает решение ответчика незаконным, поскольку в Республике Казахстан на Воробьева В.В. перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 19 февраля 1998 г. по 20 сентября 2018 г.
30 июля 2018 г. истцу выдана справка, подтверждающая подземный стаж с полным рабочим днем под землей в период с 1 июля 1996 г. по 31 декабря 2011 г.
С учетом изложенного просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 13 сентября 2021 г. N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы истца с 19 февраля 1998 г. по 20 сентября 2018 г. (20 лет 7 месяцев 1 день) в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь", с 24 февраля 2018 г. по 28 октября 2018 г. (8 месяцев 4 дня), с 1 мая 1996 г. по 18 февраля 1998 г. (1 год 9 месяцев 18 дней) в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь", обязать ответчика включить в специальный стаж Воробьева В.В. спорные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Определением судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 апреля 2022 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу).
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 15 июня 2022 г. признано незаконным решение УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 13 сентября 2021 г. N об отказе в назначении Воробьеву В.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, предусмотренную пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 1 мая 1996 г. по 18 февраля 1998 г. в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь", с 19 февраля 1998 г. по 31 августа 2018 г. в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь", на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы Воробьева В.В. с 1 мая 1996 г. по 18 февраля 1998 г. в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь", с 19 февраля 1998 г. по 31 августа 2018 г. в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь", а также обязанность назначить Воробьеву В.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 июня 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 сентября 2022 г. решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 15 июня 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу просит отменить решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 15 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 сентября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель истца - адвокат Андреева О..В, действующая по ордеру от 26 января 2023 г, возражала против доводов и требований кассационной жалобы, просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судами первой и апелляционной инстанций и они выразились в следующем.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, истец 11 июня 2021 г. обратился в УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 13 сентября 2021 г. N истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом указано, что не подлежат включению в стаж периоды работы с 1 мая 1996 г. по 18 февраля 1998 г. (01 год 09 месяцев 18 дней) в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь", с 19 февраля 1998 г. по 20 сентября 2018 г. (20 лет 7 месяцев 1 день) в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь" в связи с отсутствием правовых оснований (с 1 января 1998 г. в Казахстане упразднен институт досрочных пенсий), с 24 февраля 2018 г. по 28 октября 2018 г. (8 месяцев 4 дня), с 30 октября 2018 г. по 31 октября 2018 г. (1 день), 7 февраля 2002 г. (1 день) - периоды работы подтверждаются работодателем на общих основаниях, 29 октября 2018 г. "неопл", 6 августа 2021 г, 14 апреля 2021 г. "квалиф", всего ответчиком не было включено 23 года 25 дней.
Кроме того, в решении пенсионного органа указано, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникает при наличии 25 лет специального стажа, право на назначение досрочной страховой пенсии по стрости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возникнет при наличии 10 лет специального стажа по Списку N и 20 лет страхового стажа.
Сведениями архивной справки от 30 июля 2018 г. подтверждается, что по документам шахты имени 50 лет СССР Угольного департамента АО Испат Кармет значится Воробьев В.В. с 1 июля 1996 г. - подземный электрослесарь 4 разряда участка ВШТ, с 1 июля 1998 г. шахта имени 50 лет СССР объединена с шахтой имени Т.Кузембаева, объединенные шахты именовать шахтой им. Т.Кузембаева, приказ УД N от 16 июня 1998 г, с 2 июля 2001 г. - подземный электрослесарь 5 разряда участка ВШТ, приказ N от 2 июля 2001 г, с 1 января 2008 г. - по 31 декабря 2011 г. подземным электрослесарем 5 разряда участка рельсового транспорта, приказ N от 17 января 2008 г.
За проработанное время Воробьев В.В. учебными и отпусками без содержания не пользовался. Справка дана для подтверждения подземного стажа работы с полным рабочим днем под землей.
Из архивной справки от 30 марта 2021 г. выданной государственным архивом Карагандинской области следует, что в производственном объединении "Карагандауголь" на Воробьева В.В. имеется приказ от 11 июля 1991 г. N о принятии на шахту после окончания СПТУ-4 учащихся направления и распределить по участкам Воробьева В.В. - дежурным слесарем и по ремонту оборудования по 3 разряду на УПР по ТБ (так в документе) с 12 июля 1991 г.
Приказом от 14 мая 1992 г. N Воробьев В.В. принят поверхностным электрослесарем дежурного и по ремонту оборудования участка УПР по ТБ, уволен 11 мая 1992 г. в связи с призывом в ряды Советской Армии.
Приказом от 11 марта 1994 г. N Воробьев В.В. принят подземным эл. слесарем по 3 разряду и направлен на участок шахтного транспорта-1 с 9 марта 1994 г. для прохождения производственной практики по 16 марта 1994 г.
Приказом от 3 августа 1995г. N Воробьев В.В. уволен с должности подземного эл. слесаря УШТ-1 по собственному желанию. По личным счетам начисления заработной платы с 1991 г. по 1995 г. Воробьеву В.В. начислялась заработная плата в национальной валюте республики Казахстан.
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, Постановлением Правительства Казахстана от 1 ноября 1995 г. N и на основании приказа Министерства энергетики и угольной промышленности Республики Казахстан от 9 ноября 1995 г. N, Государственная холдинговая компания "Карагандауголь" была реорганизована в 2 государственных предприятия "Карагандашахтуголь" и "Карагандауглеразрезы". С 1 июля 1996 г. шахта "Сокурская" производственного объединения "Карагандауголь" входит в состав угольного департамента АО "Испат-Кармет". С 1 августа 1997 г. шахта "Сокурская" объединена с шахтой "Саранская", объединенную шахту стали именовать шахта "Саранская". Документы шахты "Сокурская" с 1943 г. по 1996 г. находятся на госхранении в госархиве г. Сарани, Карагандинской области, республики Казахстан.
В документах шахты имени "50-летия СССР" производственного объединение "Карагандауголь" на истца имеется приказ от 14 ноября 1995 г. N о принятии Воробьева В.В. подземным электрослесарем по 4 разряду и направлении на участок внутришахтного транспорта. По лицевым счетам начисленная заработная плата на Воробьева В.В. значится по апрель 1996 г, в апреле 1996 г. имеет 22 рабочих дня. По лицевым счетам начисленная заработная плата начислялась за 1995, 1996 годы в национальной валюте республики Казахстан. Лицевые счета начисления заработной платы в архив г. Сарани поступили по апрель 1996 г, приказы по личному составу, личные карточки по июнь 1996 г.
Из справки от 30 июля 2018 г. следует, что согласно постановлению Правительства Республика Казахстан от 1 ноября 1995 г. N и приказа Министерства энергетики и угольной промышленности от 9 ноября 1995 г. N "О реорганизации структуры Государственной холдинговой компании "Карагандауголь" на базе компании создано республиканское государственное "Карагандашахтуголь", в том числе и шахты имени 50 лет СССР, Т. Кузембаева, входящие в Республиканское государственное предприятие "Карагандашахтуголь", выкуплен АО "Испат-Кармет", на основании свидетельств Управления юстиции о государственной регистрации.
В материалы дела представлена архивная справка из объединенного архива республики Казахстан от 30 июля 2018 г, подтверждающая заработную плату Воробьева В.В. за период с 1996 г. по 2001 г.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о возможности включения в стаж Воробьева В.В. на соответствующих видах работ периодов работы с 1 мая 1996 г. по 18 февраля 1998 г. в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь", с 19 февраля 1998 г. по 31 августа 2018 г. в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь" и назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения 11 июня 2021 г.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во- первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.
Действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства - участника Соглашения, ограничивается только территориями государств - участников Соглашения. В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства - участники Соглашения, так и государства - участники Содружества.
Из смысла пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г, рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, вытекает, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств - участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.
Указанное толкование пункта 2 статьи 6 Соглашения дано Экономическим судом СНГ N от 7 апреля 2005 г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", вступившим в силу с 1 января 1998 г, определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, в частности в статьях 8 и 9 указаны категории граждан, имеющих право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов финансовой полиции государственной противопожарной службы; граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска; женщины, родившие 5 и более детей). Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, законодательством Республики Казахстан с 1 января 1998 года не предусмотрено.
Учитывая приведенное правовое регулирование при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж на работах с вредными условиями труда), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Вопреки позиции пенсионного органа о том, что в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. назначение досрочных пенсий за работу во вредных и опасных условиях отменено, судами учтены положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, в данном случае из Республики Казахстан, в связи с чем обоснованно указано, что вопросы в области пенсионного обеспечения истца разрешаются с учетом вышеуказанного Соглашения от 13 марта 1992 г. по законодательству Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно принята во внимание представленная справка от 5 августа 2018 г. N, содержащая сведения о работе Воробьева В.В. в качестве подземного электрослесаря полный рабочий день в подземных условиях, при подземной добыче угля, справка выдана на основании приказов за период с 1995-2008 годы, личной карточки "данные изъяты" архивной справки от 30 июля 2018 г, справки отдела кадров, при этом датирование справки 5 августа 2018 г. с учетом содержания сведения о работе истца по 31 августа 2018 г. обоснованно признано технической ошибкой (опиской), поскольку в справке указана дата увольнения истца 31 августа 2018 г. и ссылка на приказ об увольнении N от 10 августа 2018 г, что полностью соответствует записям в трудовой книжке истца и не противоречит сведениям об уплате страховых взносов за 2018 год, эта же справка была оценена пенсионным органом при обращении истца за назначением пенсии и послужила основанием для зачета Воробьеву В.В. в специальный стаж периодов работы в Казахстане в 1995-1996 годах.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о включении спорных периодов работы с 1 мая 1996 г. по 18 февраля 1998 г. и с 19 февраля 1998 г. до 1 января 2013 г. в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь" в специальный страховой стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая спор в части требований о включении в специальный страховой стаж периода работы истца с 1 января 2013 г. по 31 августа 2018 г, суды указали, что в этот период трудовая деятельность истца протекала на территории Республики Казахстан, за истца уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение, занятость истца на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости подтверждена совокупностью представленных доказательств, в связи с чем этот период подлежит включению в подсчет специального страхового стажа, тогда как возможность уплаты соответствующих страховых взносов при работе и проживании истца на территории Республики Казахстан не предусмотрена.
Частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в действующей редакции) предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
При этом редакция части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", действующая на момент принятия оспариваемого решения пенсионного органа, предусматривала возможность зачета в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работ при условии не только начисления, но и уплаты страховых взносов.
В Определении от 28 февраля 2017 г. N 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Таким образом, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с 1 января 2013 г. применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части пенсии, установленные частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" до 1 января 2017 г. и частями 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации после 1 января 2017 г.
Статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Следовательно, само Соглашение от 13 марта 1992 г. указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился пенсионер, то есть его нормы носят отсылочный характер и, соответственно, судам надлежит применять законодательство Российской Федерации, при этом обязательные профессиональные пенсионные взносы в Республике Казахстан носят компенсационный характер, имеют иную правовую природу, отличную от правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в Российской Федерации, целью которых является обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий по старости.
Поскольку в силу прямого указания пенсионного законодательства Российской Федерации начисление и уплата до 1 января 2023 г, а после - только начисление дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является обязательным условием для включения периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, доказательств, подтверждающих, что за период работы истца с 1 января 2013 г. по 31 августа 2018 г. начислялись и уплачивались дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование материалы дела не содержат, то следует признать не основанными на законе выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных исковых требований о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы истца с 1 января 2013 г. по 31 августа 2018 г, признании в этой части незаконным решения пенсионного органа и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение нельзя признать обоснованными в части признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении Воробьеву В.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 1 января 2013 г. по 31 августа 2018 г, включения в специальный стаж периода работы с 1 января 2013 г. по 31 августа 2018 г. в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь", назначения Воробьеву В.В. досрочной страховой пенсии по старости, в указанной части они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений в данной части и направления дела на новое рассмотрение в отмененной части в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела в отмененной части суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 15 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 сентября 2022 г. отменить в части признания незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 13 сентября 2021 г. N об отказе в назначении Воробьеву Виталию Викторовичу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 1 января 2013 г. по 31 августа 2018 г. в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь", включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы с 1 января 2013 г. по 31 августа 2018 г. в качестве подземного электрослесаря на Шахте "имени 50-летия СССР" ПО "Карагандауголь", назначения Воробьеву Виталию Викторовичу досрочной страховой пенсии по старости, в отмененной части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Новокузнецка
В остальной части решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 15 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.