Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1802/2022 (УИД 75RS0001-02-2022-000940-53) по иску Юрковской Елены Дмитриевны к Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Забайкальскому краю, Федеральной службе судебных приставов России о взыскании единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Юрковской Елены Дмитриевны на решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 5 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения представителя истца Юрковской Е.Д. - Вакиной Ю.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, участвовавшей в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юрковская Елена Дмитриевна (далее - Юрковская Е.Д, истец) обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - УФССП России по Забайкальскому краю), Федеральной службе судебных приставов России (далее - ФССП России) о взыскании единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывала на то, что Юрковская Е.Д. с 2001 г. работала в УФССП России по Забайкальскому краю на различных должностях федеральной государственной гражданской службы.
Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации ФССП России от 18 апреля 2013 г. N117 Юрковская Е.Д. была поставлена на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилья.
Приказом УФССП России по Забайкальскому краю N 615 от 26 мая 2020 г. Юрковская Е.Д. была уволена в соответствии с пунктом 8.2 части 1, части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 24 апреля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
На основании протокола комиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим субсидии на приобретение жилья N 2 от 20 августа 2020 г. приказом ФССП России от 18 сентября 2020 г. N679 Юрковская Е.Д. снята с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в связи с увольнением с федеральной государственной гражданской службы.
Юрковская Е.Д. обжаловала незаконное увольнение в суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 1 февраля 2021 г, оставленным без изменения определением судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2021 г, Юрковская Е.Д. восстановлена в должности федеральной государственной гражданской службы начальника Отдела организационно-контрольной работы УФССП России по Забайкальскому краю с 30 мая 2020 г.
Приказом УФССП России по Забайкальскому краю от 20 мая 2021 г. Юрковская Е.Д. вновь уволена с занимаемой должности, при этом каких-либо действий по восстановлению нарушенных прав истца и назначении на должность в органе принудительного исполнения работодателем предпринято не было, что повлекло за собой нарушение конституционных прав Юрковской Е.Д.
В 2006 году с помощью кредитных средств Юрковская Е.Д. приобрела жилое помещение, которое в ноябре 2020 года было признано аварийным. Администрация городского округа "Город Чита" расселила жильцов во временное жилье, истцу с членами семьи арендована однокомнатная квартира.
В результате действий ответчика Юрковская Е.Д. лишена возможности получить гарантированную государством социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Юрковская Е.Д. просила суд взыскать с ответчика единовременную субсидию на приобретение жилого помещения в размере 13500000 руб, а также компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 5 апреля 2022 г. исковые требования Юрковской Е.Д. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 сентября 2022 г. решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 5 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Юрковская Е.Д. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Юрковская Е.Д. с 2001 г. работала в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Читинской области, с 1 марта 2008 г. УФССП по Забайкальскому краю на различных должностях федеральной государственной гражданской службы, последняя занимаемая должности - начальник отдела организационно-контрольной работы.
Приказом ФССП России от 18 апреля 2013 г. N117 Юрковская Е.Д. принята на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Приказом УФССП России по Забайкальскому краю от 26 мая 2020 г. Юрковская Е.Д. освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1, части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 24 апреля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с 29 мая 2020 г.
На основании протокола комиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим субсидии на приобретение жилья N 2 от 20 августа 2020 г. приказом ФССП России от 18 сентября 2020 г. N679 Юрковская Е.Д. снята с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по подпункту "д" пункта 19 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, в связи с увольнением с федеральной государственной гражданской службы (.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 1 февраля 2021 г. Юрковская Е.Д. восстановлена в должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела организационно-контрольной работы УФССП России по Забайкальскому краю с 30 мая 2020 г.
20 мая 2021 г. Юрковская Е.Д. освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что истец утратила право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в связи с увольнением с государственной гражданской службы.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции дополнительно проверил доводы истца в той части, что в период с мая 2020 г, то есть с момента незаконного увольнения, по май 2021 г. единовременные выплаты были получены гражданскими служащими, вставшими на учет позже истца.
Судом апелляционной инстанции установлено, что за период с мая 2020 г. по май 2021 г. единовременная субсидия была выделена только одному государственному служащему - К, которая встала на учет ранее истца - ДД.ММ.ГГГГ
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, критерии очередности предоставления единовременной субсидии не определяют, в связи с чем оснований полагать, что в случае, если бы истец не была снята с учета, она бы в безусловном порядке до увольнения приобрела право на получение субсидии, не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2).
Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации").
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определив основные государственные гарантии гражданских служащих (статья 52), предусмотрел в статье 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий. В частности, согласно пункту 4 этой же статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, которыми установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим один раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее одного года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
Подпункт "д" пункта 19 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, устанавливающий, что увольнение гражданского служащего с гражданской службы является основанием снятия его с учета для получения единовременной выплаты, соответствует требованиям пункта 4 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", по смыслу которого единовременная субсидия на приобретение жилого помещения является дополнительной государственной гарантией и предоставляется гражданским служащим один раз в период прохождения ими гражданской службы, а не после увольнения со службы.
Поскольку решение жилищной комиссии и приказ об исключении истца из списка государственных гражданских служащих, состоящих в очереди на получение жилищной субсидии обусловлены его увольнением с гражданской службы, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно признал их соответствующими вышеназванным требованиям нормативных актов и постановилправильное по существу решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Юрковской Е.Д. о взыскании единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, суды обоснованно исходили из того, что единовременная выплата, предусмотренная Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, предоставляемой гражданским служащим с учетом их специального правового статуса, который утрачивается с момента увольнения.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 19 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, что соответствует требованиям пункта 4 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", по смыслу которого единовременная субсидия на приобретение жилого помещения является дополнительной государственной гарантией и предоставляется гражданским служащим один раз в период прохождения ими гражданской службы, а не после увольнения со службы.
Поскольку судом не установлено оснований для взыскания задолженности по выплате субсидии, в силу положений статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации оснований для взыскания компенсации морального вреда также не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцу не была направлена ответчиком копия решения о снятии ее с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, не влияют на факт утраты права на получения такой субсидии в связи с увольнением.
Довод кассационной жалобы об ухудшении у истца жилищных условий в период ее незаконного увольнения, также не свидетельствует о незаконности судебных актов.
Согласно Письму Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18 июня 2009 г. N 4090-17 "О применении федеральными государственными органами Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" Правилами не предусматривается формирование очереди из числа гражданских служащих, принятых на учет. Таким образом, дата постановки на учет гражданского служащего не является преимущественным основанием для предоставления единовременной выплаты. Комиссия готовит руководителю федерального государственного органа предложения о предоставлении единовременной выплаты гражданским служащим, состоящим на учете. Подготовка предложений о гражданских служащих, которым может быть представлена единовременная выплата, осуществляется Комиссией исходя из жилищных условий и результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", субсидия предоставляется при условии доведения целевых бюджетных ассигнований федеральному государственному органу
Согласно положениям пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном указанными Правилами.
Как установлено судами, в период прохождения истцом государственной гражданской службы руководителем федерального государственного органа не принималось решение о выплате Юрковской Е.Д. единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, а потому выводы судов об отказе во взыскании в пользу истца такой субсидии являются законными и обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 5 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Юрковской Елены Дмитриевны - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи О.С. Андуганова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.