Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-150/2022 (УИД 22RS0057-01-2022-000226-20) по иску Александровой Александры Николаевны к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Угловскому району", Министерству социальной защиты Алтайского края об отмене распоряжения об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка, признании права на получение ежемесячной выплаты на ребенка, по кассационной жалобе Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Угловского районного суда Алтайского края от 7 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 октября 2022 г, по кассационной жалобе краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Угловскому району" на решение Угловского районного суда Алтайского края от 7 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Александрова Александра Николаевна (далее - Александрова А.Н, истец) обратилась в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Угловскому району" (далее - КГКУ "Управление социальной защиты населения по Угловскому району") об отмене распоряжения об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка, признании права на получение ежемесячной выплаты на ребенка.
В обоснование своих требований указывала на то, что Александрова А.Н. является матерью "данные изъяты".
5 апреля 2021 г. Александрова А.Н. обратилась в КГКУ "Управление социальной защиты населения по Угловскому району" с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
Распоряжением КГКУ "Управление социальной защиты населения по Угловскому району" от 13 апреля 2022 г. Александровой А.Н. было отказано в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, поскольку среднедушевой доход семьи Александровых оказался выше прожиточного минимума, определенного в Алтайском крае.
Александрова А.Н. находит данный отказ незаконным.
Александрова А.Н. просила суд отменить распоряжение КГКУ "Управление социальной защиты населения по Угловскому району" от 13 апреля 2022 г. об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, обязать ответчика назначить данную выплату, признать за ней право на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет с даты подачи заявления.
Определением Угловского районного суда Алтайского края от 10 июня 2022 г. к участив деле а качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты Алтайского края; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Александров В.Н, Межрайонная ИФНС России по Алтайскому краю.
Решением Угловского районного суда Алтайского края от 7 июля 2022 г. исковые требования Александровой А.Н. удовлетворены частично. Признан незаконным отказ КГКУ "Управление социальной защиты населения по Невскому району", выданный в форме распоряжения по доходу N55630010483Д/1 от 13 апреля 2022 года, в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет по заявлению Александровой А.Н. За Александровой А.Н. признано право на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет - Александрову В.В. с даты подачи заявления, то есть с 5 апреля 2021 г. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 октября 2022 г. решение Угловского районного суда Алтайского края от 7 июля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Министерство социальной защиты Алтайского края, краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Угловскому району" просят об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационных жалоб судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Приведенным конституционным положениям корреспондируют нормы статьи 27 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1), которая признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнение ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (здесь и далее в редакции на момент возникновения спорных правоотношений на дату обращения истца с заявлением о назначении ежемесячной выплаты), в целях повышения доходов семей, имеющих детей, постановлено (согласно п.1) установить с 1 января 2020 г. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемую нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 данного Указа Президента Российской Федерации, ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В абзаце первом подпункта "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 Правительству Российской Федерации предписано до 1 апреля 2020 г. утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Правительством Российской Федерации 31 марта 2020 г. издано постановление N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
В пунктах 21, 24 данного постановления содержится перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.
В подпункте "л" постановления указаны доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе, созданного без образования юридического лица, которые при применении упрощенной системы налогообложения, учитываются в связи с представленными заявителем или членами его семьи документами о доходах за вычетом расходов.
Во исполнение Указа Президента, Губернатором Алтайского края 9 апреля 2020 г. издан Указ N 54 "Об утверждении Положения о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно" (далее - Положение).
Пунктом 2.2 вышеуказанного положения (в редакции, действующей с 1 апреля 2021 г. и на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что ежемесячная выплата назначается и осуществляется одному из родителей или иному законному представителю ребенка - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края (далее - "заявитель"), на каждого рожденного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в возрасте от 3 до 7 лет включительно в семьях, нуждающихся в социальной поддержке.
Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Алтайском крае на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - "величина прожиточного минимума на душу населения") (пункт 2.2.1).
В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 10 февраля 2021 г. N35 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по краю на 2021 год" по Алтайскому краю с 1 января 2021 г. установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в размере 10665 руб.
Согласно пункта 4.5 Положения, среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Подпунктом "к" пункта 4.4 Положения установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики.
В силу пункта 4.9 Положения доходы каждого члена семьи, в том числе от предпринимательской и иной деятельности, учитываются без уменьшения на величину расходов (за исключением случаев, установленных абзацем вторым пункта 4.7 настоящего Положения), на сумму выплачиваемых алиментов и иных удержаний по исполнительным листам, до вычета налогов и обязательных страховых платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзаца 2 пункта 4.7 настоящего Положения, в случае если заявитель или члены его семьи получили доходы, определенные в подпункте "к" пункта 4.4 настоящего Положения, осуществляя свою деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (в случае если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, заявитель или члены его семьи вправе представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов в сроки, установленные пунктами 3.5.1, 3.5.2 настоящего Положения. В таком случае управление социальной защиты населения при расчете среднедушевого дохода семьи использует документы (сведения), представленные заявителем или членами его семьи.
В силу пункта 3.3 Положения Управление социальной защиты населения либо многофункциональный центр запрашивают у Федеральной налоговой службы в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведения о доходах от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходах от осуществления частной практики.
В случае если в информации, представленной в рамках межведомственного электронного взаимодействия, отсутствуют сведения о доходах, указанных в подпунктах "к", "м" пункта 4.4 настоящего Положения, полученных в течение налогового периода, учитываются доходы, документы (сведения) о которых представлены заявителем или членами его семьи в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Положения и абзацем вторым настоящего пункта за расчетный период (абзац 3 пункта 4.7).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Александрова А.Н. и Александров В.Н. являются родителями "данные изъяты"
5 апреля 2021 г. Александрова А.Н. обратилась с заявлением о выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет в отношении ребенка "данные изъяты"
Решением КГКУ "Управление социальной защиты населения по Угловскому району" от 13 апреля 2022 г. отказано в назначении пособия, поскольку среднедушевой доход семьи выше прожиточного минимума. При исчислении суммы дохода семьи учтены налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 1 декабря 2019 г. по 1 ноября 2022 г, поданные главой крестьянского (фермерского) хозяйства (далее также КФХ), участником которого является Александров В.Н, а также пособия Александровой А.Н. за период с 1 февраля 2020 г. по 1 ноября 2020 г. по уходу за ребенком до 1, 5 лет, заработная плата и иные выплаты по месту работы.
По расчету ответчика среднедушевой доход на одного члена семьи Александровой А.Н. составил 20276, 52 руб, тогда как прожиточный минимум на душу населения в соответствующий период составил 10665 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что размер доходов семьи Александровой А.Н. не превышает установленную величину прожиточного минимума, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что доходы Александрова В.Н. при исчислении среднедушевого дохода семьи подлежат уменьшению на сумму расходов согласно представленным КФХ налоговым декларациям.
Согласно статье 15 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" размер и форма выплаты каждому члену КФХ личного дохода определяется соглашением между членами фермерского хозяйства.
Из соглашения от 1 января 2017 г. о создании крестьянского (фермерского) хозяйства следует, что главной крестьянского (фермерского) хозяйства является ИП ФИО15, членом данного хозяйства является Александров В.Н. При этом крестьянское фермерское хозяйство состоит только из двух членов, включая главу КФХ.
Пунктом 5.1 данного соглашения предусмотрено, что плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, распределяются между членами в равных долях.
Учитывая изложенное, суд перовой инстанции пришел к верному выводу о том, что доход Александрова В.Н. должен исчисляться в размере 50% от дохода крестьянского (фермерского) хозяйства ИП ФИО7
Ответчиком в порядке межведомственного информационного взаимодействия из МИФНС N 12 по Алтайскому краю были получены декларации за 2019-2020 гг, на основании которых произведен расчет полученного ФИО11 дохода.
Из представленной МИФНС N 12 по Алтайскому краю декларации налогоплательщика "данные изъяты"
Из представленной МИФНС N 12 по Алтайскому краю декларации налогоплательщика "данные изъяты"
Принимая во внимание, что доход Александрова В.Н. должен исчисляться в размере 50% от дохода крестьянского (фермерского) хозяйства за минусом суммы произведенных расходов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что среднемесячный доход Александрова В.Н. за период с 1 декабря 2019 г. по 30 ноября 2020 г. меньше прожиточного минимума в Алтайском крае.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований у ответчика для отказа истцу в выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет в отношении ребенка "данные изъяты"
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что при определении нуждаемости в социальной поддержке семье, имеющей детой от 3 до 7 лет учитываются доходы от предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства за вычетом расходов, являются правильными.
При этом суды сделали обоснованный вывод о том, что в силу пункта 3.3 Положения Управление социальной защиты населения либо многофункциональный центр запрашивают у Федеральной налоговой службы в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведения о доходах от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходах от осуществления частной практики.
При рассмотрении заявления истца ответчиком в порядке межведомственного информационного взаимодействия из МИФНС N 12 по Алтайскому краю были получены декларации за 2019-2020 гг. главы крестьянского (фермерского) хозяйства, где отражены как сведения о размере суммы полученного дохода, так и о размере суммы произведенных расходов хозяйства.
При наличии таких деклараций ответчик необоснованно не произвел вычет расходов крестьянского (фермерского) хозяйства для определения размера дохода супруга истца, что привело к неверному определению уровня обеспеченности и нуждаемости в социальной поддержке семьи истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Приведенные в кассационных жалобах доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Угловского районного суда Алтайского края от 7 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты Алтайского края, кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Угловскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи О.С. Андуганова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.