Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В. и Пластинина И.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-73/2022 по апелляционной жалобе Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 октября 2022 года, которым удовлетворён административный иск заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа о признании не действующим в части приказа Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 года N 5186 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа", Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя административного ответчика, Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа Галицкой Т.Б, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, представителя административного истца Курышкиной О.А, полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим со дня принятия приказ Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 года N 5186 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа" в части:
- включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения "Куноватский", в кварталах 80, 95-100, 102, 104, 105, 124-136, 138, 183-199, 245-252, 257-265, 307- 315, 323-329, 369-377, 387-393, 430-439, 450-455, 477-489, 498-504, 521-538, 545-550, 568-582, 584-587, 593-598, 600, 625-644, 646-652, 678-698, 701-703, 729, 731-735, 753-761, 788-791, 806-809, 821-823 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества, - включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения "Сынско-Войкарский", в кварталах 124, 133-135, 144-148, 157-161, 163, 175, 177, 188, 190, 201, 203, 212, 214, 224, 226, 236, 238 Мужевского участкового лесничества Ямальского лесничества.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в результате проведённой в Департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (до 25 мая 2022 года наименование: Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа) прокурорской проверки установлены нарушения законодательства при реализации полномочий по утверждению лесохозяйственных регламентов. В частности, установлено, что оспариваемым приказом утверждён Лесохозяйственный регламент Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в пункте 1.1.13 (Таблица N 3) "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" данного регламента регламентировано, что леса в границах Ямальского лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные:
- к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки кварталов под NN 80, 95-100, 102, 104, 105, 124-136, 138, 183-199, 245-252, 257-265, 307- 315, 323-329, 369-377, 387-393, 430-439, 450-455, 477-489, 498-504, 521-538, 545-550, 568-582, 584-587, 593-598, 600, 625-644, 646-652, 678-698, 701-703, 729, 731-735, 753-761, 788-791, 806-809, 821-823 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества, на территории которых расположена особо охраняемая природная территория государственного природного заказника регионального значения "Куноватский", созданного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2017 года N 489-П, общей площадью 252 860, 57 га, площадь земель лесного фонда, занимаемая заказником, составляет 147 000 га; при этом регламентом к эксплуатационным лесам отнесены леса на площади 130 535 га;
- к эксплуатационным лесам также отнесены лесные участки кварталов под NN 124, 133-135, 144-148, 157-161, 163, 175, 177, 188, 190, 201, 203, 212, 214, 224, 226, 236, 238 Мужевского участкового лесничества Ямальского лесничества, на территории которых расположена особо охраняемая природная территория государственного природного заказника регионального значения "Сынско-Войкарский", созданного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2017 года N126-П, общей площадью 292 049 га; площадь земель лесного фонда, занимаемая заказником, составляет 99 867 га; к эксплуатационным лесам регламентом отнесены леса на площади 48 875 га.
Административный истец ссылается на то, что отнесение оспариваемым правовым регулированием лесных кварталов, включённых в состав заказников (особо охраняемых природных территорий), к эксплуатационным лесам не соответствует положениям действующего законодательства.
Решением Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 октября 2022 года административное исковое заявление заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворено: суд признал не действующим с даты вступления в законную силу решения суда пункт 1.1.3 "Распределение лесов по целевому назначению" приказа Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 года N5186, утвердившего Лесохозяйственный регламент Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в части включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения "Куноватский", в кварталах 80, 95-100, 102, 104, 105, 124-136, 138, 183-199, 245-252, 257-265, 307- 315, 323-329, 369-377, 387-393, 430-439, 450-455, 477-489, 498-504, 521-538, 545-550, 568-582, 584-587, 593-598, 600, 625-644, 646-652, 678-698, 701-703, 729, 731-735, 753-761, 788-791, 806-809, 821-823 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества; включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения "Сынско-Войкарский", в кварталах 124, 133-135, 144-148, 157-161, 163, 175, 177, 188, 190, 201, 203, 212, 214, 224, 226, 236, 238 Мужевского участкового лесничества Ямальского лесничества.
В апелляционной жалобе Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт "к" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года N 297-П Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (после 25 мая 2022 года изменено наименование на Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа) входит в структуру исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.
Пунктом 1.1.22 Положения о Департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа к его государственным полномочиям отнесены разработка и утверждение лесного плана автономного округа и лесохозяйственных регламентов.
Руководствуясь вышеприведёнными положениями постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года N 297-П "О департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа", постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2022 года N 59-ПГ об изменении наименования, суд пришёл к верному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка его принятия, официального опубликования.
По данным основаниям оспариваемый приказ не оспаривается.
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-сайте Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа (том 2, л.д.23).
Оспариваемым приказом от 24 декабря 2018 года N 5186 утверждён лесохозяйственный регламент Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа (пункт 1) (том 1, л.д.18).
Пунктом 2 данного приказа постановлено установить срок действия лесохозяйственного регламента с 24 декабря 2018 года по 23 декабря 2028 года.
Лесохозяйственный регламент утверждён в составе: Главы 1, Главы 2, Главы 3, а также приложений в количестве 13 штук.
В Главе N 1 раздел N 1.1 "Краткая характеристика лесничества" отражено, что согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 марта 2017 года N 548-р площадь лесничества уменьшена на 6 га. Земли переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны безопасности и земель иного специального назначения для строительства автомобильной дороги.
Общая площадь территории Ямальского лесничества по данным ГЛР на 1 января 2018 года составляет 6920698 га (Карта-схема лесничества прилагается). Лесничество является структурным подразделением управления лесных отношений Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Структура лесничества и его границы определены в соответствии с приказом Рослесхоза от 30 марта 2010 года N 113 "О внесении изменений в приказ Рослесхоза от 7 мая 2008 года N 140 "Об определении количества лесничеств на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и установлении их границ".
В Таблице N 1 данного раздела указана структура лесничества.
В Таблице N 2 раздела N 1.1.2 "Распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам, лесным районам, а также зонам лесозащитного и лесосеменного районирования" Главы N 1 указаны сведения о распределении лесов лесничества по лесорастительным зонам и лесным районам.
В Разделе N 1.1.3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям земель" Главы N 1 отражено, что распределение площади лесов лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов выполнено в соответствии со статьями 10 и 102 Лесного кодекса Российской Федерации (Таблица N 3).
Также указано, что лесной фонд лесничества по целевому назначению распределён на защитные и эксплуатационные леса. Распределение лесов лесничества по целевому назначению утверждено приказом Рослесхоза от 3 июля 2014 года N 230 "Об отнесении лесов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ" (том 1, л.д.26).
Защитные леса занимают 3430638 га и представлены, среди прочего, следующими характеристиками:
- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, всего - 10665 га, в том числе:
- защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации - 10665 га, - ценные леса, всего - 3419973 га, в том числе:
- леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах - 3212953 га, - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов - 127396 га, - нерестоохранные полосы лесов - 79624 га.
Эксплуатационные леса занимают площадь 3490060 га.
Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов приведено в таблице N 3.
Из Таблицы N 3 Раздела N 1.1.3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям земель" Главы N 1 (том 1, л.д.27, л.д.140-141) усматривается, что к категории эксплуатационных лесов отнесены следующие:
- в границах Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества: леса, расположенные в кварталах 80, 95-100, 102, 104, 105, 124-136, 138, 183-199, 245-252, 257-265, 307- 315, 323-329, 369-377, 387-393, 430-439, 450-455, 477-489, 498-504, 521-538, 545-550, 568-582, 584-587, 593-598, 600, 625-644, 646-652, 678-698, 701-703, 729, 731-735, 753-761, 788-791, 806-809, 821-823;
- в границах Мужевского участкового лесничества Ямальского лесничества: леса, расположенные в кварталах 124, 133-135, 144-148, 157-161, 163, 175, 177, 188, 190, 201, 203, 212, 214, 224, 226, 236, 238.
Из схематической карты распределения территории Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа по лесорастительным зонам и лесным районам усматривается, что:
- эксплуатационные леса защитных лесов Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества в кварталах 80, 95-100, 102, 104, 105, 124-136, 138, 183-199, 245-252, 257-265, 307- 315, 323-329, 369-377, 387-393, 430-439, 450-455, 477-489, 498-504, 521-538, 545-550, 568-582, 584-587, 593-598, 600, 625-644, 646-652, 678-698, 701-703, 729, 731-735, 753-761, 788-791, 806-809, 821-823, расположены в границах государственного природного заказника регионального значения "Куноватский", - эксплуатационные леса защитных лесов в кварталах 124, 133-135, 144-148, 157-161, 163, 175, 177, 188, 190, 201, 203, 212, 214, 224, 226, 236, 238 Мужевского участкового лесничества Ямальского лесничества расположены в границах государственного природного заказника регионального значения "Сынско-Войкарский" (том 1, л.д.190).
Аналогичные сведения следуют из Карты-схемы подразделения лесов Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (том 1, л.д.191).
Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа 27 февраля 2017 года утверждено постановление N 126-п "О государственном природном заказнике регионального значения "Сынско-Войкарский", пунктом 1 которого создан государственный природный заказник регионального значения "Сынско-Войкарский" на площади 292 049 га (том 1, л.д.159-164).
Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа 29 мая 2017 года утверждено постановление N 489-п "О государственном природном заказнике регионального значения "Куноватский", пунктом 1 которого создан одноимённый государственный природный заказник регионального значения (том 1, л.д.165-170).
Решением Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора от 26 января 2022 года N 022 решено провести проверку в отношении Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (пункт 1); целью проверки определено: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (пункт 2).
Пунктом 3 данного решения указаны основания проверки: обращение представителя отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" по вопросу неотнесения лесов, находящихся на особо охраняемых природных территориях, к защитным лесам (том 1, л.д.171).
По результатам проведения прокурорской проверки первым заместителем прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа 29 апреля 2022 года вынесено представление об устранении нарушений закона N 7/3-14-2022, из которого следует, что в структуре Лесохозяйственного регламента имеется таблица 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов", согласно которой леса в границах Ямальского лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные. К эксплуатационным лесам отнесены лесные участки кварталов под NN 80, 95-100, 102, 104, 105, 124-136, 138, 183-199, 245-252, 257-265, 307- 315, 323-329, 369-377, 387-393, 430-439, 450-455, 477-489, 498-504, 521-538, 545-550, 568-582, 584-587, 593-598, 600, 625-644, 646-652, 678-698, 701-703, 729, 731-735, 753-761, 788-791, 806-809, 821-823 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества. На территории указанных лесных участков расположена особо охраняемая природная территория государственного природного заказника регионального значения "Куноватский", который был создан постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2017 года N 489-П. Указанным постановлением также утверждены положение о государственном природном заказнике регионального значения "Куноватский" и описание его границ. Общая площадь заказника составляет 252 860, 57 га. Площадь земель лесного фонда, занимаемая заказником, составляет 147 000 га. При этом регламентом к эксплуатационным отнесены леса на площади 130 535 га. Также к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки кварталов под NN 124, 133-135, 144-148, 157-161, 163, 175, 177, 188, 190, 201, 203, 212, 214, 224, 226, 236, 238 Мужевского участкового лесничества Ямальского лесничества.
На территории указанных лесных участков расположена особо охраняемая природная территория государственного природного заказника регионального значения "Сынско-Войкарский", который был создан постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2017 года N126-П. Указанным постановлением также утверждены положение о государственном природном заказнике регионального значения "Сынско-Войкарский" и описание его границ. Общая площадь заказника составляет 292 049 га. Площадь земель лесного фонда, занимаемая заказником, составляет 99 867 га. При этом к эксплуатационным лесам регламентом отнесены леса на площади 48 875 га. Отнесение лесных кварталов, включённых в состав заказников, к эксплуатационным лесам противоречит положениям действующего законодательства (том 1, л.д.203-207).
В данном представлении также указано, что в соответствии с положением государственный природный заказник регионального значения "Куноватский" имеет биологический (ботанический и зоологический) профиль и предназначен для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях. Государственный природный заказник регионального значения "Сынско-Войкарский" имеет биологический и зоологический профиль и предназначен для сохранения и восстановления популяции сиговых видов рыб, а также охраны мест нереста, охраны редких и исчезающих видов животных и растений. Таким образом, цели освоения, предусмотренные для эксплуатационных лесов, не соответствуют целям создания указанных заказников.
Отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплуатационным произведено департаментом на основании приказа Рослесхоза от 27 августа 2012 года N 373 "Об отнесении лесов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ". В связи с тем, что федеральным законодательством не предусмотрено отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплуатационным лесам, а приказ Рослесхоза от 27 августа 2012 года N 373 "Об отнесении лесов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ" в установленном порядке не публиковался и применению не подлежит, лесохозяйственный регламент в части отнесения лесов, расположенных на территориях государственных природных заказников регионального значения "Куноватский" и "Сынско-Войкарский", к эксплуатационным, утверждён департаментом с нарушением требований действующего законодательства. В результате неправомерного отнесения лесохозяйственным регламентом Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа лесных участков, включённых в состав государственных природных заказников регионального значения "Куноватский" и "Сынско-Войкарский", к эксплуатационным лесам, которое не соответствует цели создания заказников, на их территории фактически разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определённых законодательством для особо охраняемых природных территорий.
В ответ на данное представление Департаментом природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа подготовлено письмо от 3 июня 2022 года /N 89-27/01-04-07/23187 (том 1, л.д.208-213).
Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия учитывает, что отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, состоящим из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на таких принципах, как устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; использование лесов с учётом их глобального экологического значения, а также с учётом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (пункты 1, 3 - 5 части 1 статьи 1 поименованного кодекса).
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с составляемым на срок до десяти лет обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесохозяйственным регламентом лесничества, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором наряду с другими вопросами в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются возрасты рубок, расчётная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешённого использования; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 2 и 4, пункты 2 и 4 части 5, части 6 и 7 статьи 87, часть 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утверждён приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 72 (далее Приказ Минприроды N 72).
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (часть 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации).
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений, что свидетельствует о том, что он является нормативным правовым актом. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).
В статье 2 названного Федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники, природные парки, памятники природы.
В соответствии со статьями 21, 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (часть 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как отмечено, государственный природный заказник регионального значения "Куноватский" имеет биологический (ботанический и зоологический) профиль, предназначен для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.
Государственный природный заказник регионального значения "Сынско-Войкарский" имеет биологический и зоологический профиль и предназначен для сохранения и восстановления популяции сиговых видов рыб, а также охраны мест нереста, охраны редких и исчезающих видов животных и растений.
Суд первой инстанции, установив указанные выше обстоятельства, верно указал, что поскольку цели освоения, предусмотренные для эксплуатационных лесов, не соответствуют целям создания указанных заказников, то отнесение лесных кварталов, включённых в состав заказников (особо охраняемых природных территорий), к эксплуатационным лесам противоречит положениям действующего законодательства.
Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Выделяются следующие категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с Положением о природном заказнике регионального значения "Куноватский" заказник имеет биологический и зоологический профиль и предназначен для сохранения и восстановления популяции сиговых видов рыб, а также охраны мест нереста, охраны редких и исчезающих видов животных и растений; образован для выполнения следующих задач: сохранение, восстановление и воспроизводство объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов, и поддержание экологического баланса; сохранение среды обитания и путей миграции объектов животного мира; проведение научных исследований; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение и развитие познавательного туризм (пункт 2.1), на территории заказника запрещается заготовка древесины (пункт 3.1).
Положением о природном заказнике регионального значения "Сынско-Войкарский" установлено тождественное правовое положение заказника, что и предыдущего.
Между тем, на территории лесничества не выделена категория защитных лесов "Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях", лесные участки, расположенные на таких территориях, отнесены к эксплуатационным лесам, что противоречит, как правильно указал суд, положениям статей 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в результате отнесения оспоренным лесохозяйственным регламентом лесных участков, включённых в состав природных заказников "Куноватский" и "Сынско-Войкарский", к эксплуатационным лесам, в границах названных особо охраняемых природных территорий разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определённых федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что противоречит целям создания заказника, природного парка и памятника природы и нарушает права лиц, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Доводам административного ответчика о том, что оспариваемый регламент принят во исполнение приказа Рослесхоза от 27 августа 2012 года N 373 "Об отнесении лесов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ", которым установлена принадлежность лесных участков лесов Ямальского лесничества к категории эксплуатационных лесов, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласиться у судебной коллегии не имеется, поскольку правового значения данные доводы не имеют, установлено противоречие оспариваемых норм нормам, имеющим большую юридическую силу, чем указанный Регламент.
Более того, объектом судебного нормоконтроля в настоящем случае является оспариваемый регламент, а не приказ Рослесхоза от 27 августа 2012 года N 373 "Об отнесении лесов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ".
Доводы департамента об установлении в Разделе 1.2 "Виды разрешённого использования лесов" Главы N 1 лесохозяйственного регламента Ямальского лесничества на территориях, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, ограничений, установленных положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, границ особо охраняемых природных территорий с перечнем лесных кварталов, верно признаны не имеющими правового значения. Отнесение лесов природных заказников к эксплуатационным лесам запрещено вышеизложенными положениями федерального законодательства.
Не является основанием для отмены решения суда и довод департамента о наличии полномочий по отнесению земель лесного фонда к защитным лесам и эксплуатационным лесам у Федерального агентства лесного хозяйства, а оспариваемый лесохозяйственный регламент устанавливает только лишь принадлежность вышеуказанных лесных участков лесов на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства, поскольку не опровергает вывод суда о противоречии оспариваемого акта нормам, имеющим большую юридическую силу.
По аналогичным основаниям отклоняются доводы административного ответчика о том, что оспариваемый регламент не является актом об отнесении лесов к эксплуатационным и защитным.
Довод о необоснованном отказе в привлечении к участию в деле Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза), несостоятелен, поскольку в данном случае судом разрешался вопрос законности нормативного правового акта по иску прокурора, поданного в соответствии со статьёй 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке абстрактного нормоконтроля, при рассмотрении которого судом дана оценка его законности вне привязки к конкретным правоотношениям, конкретным нарушениям прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, судом проверен оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Довод жалобы ответчика о том, что действующее федеральное законодательство допускает на территории защитных лесов заготовку древесины, а также предоставление земельных участков в таких лесах в аренду в указанных целях, со ссылкой на апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2022 года N АПЛ22-28, является необоснованным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права. Более того, в указанном судебном акте сформулирован вывод о несостоятельности тождественных доводов.
В данном случае установлено, что цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий; императивные нормы о недопустимости отнесения лесных участков, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплуатационным лесам, изложены в положениях статей 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
Поскольку при рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о допущенном административным ответчиком превышении пределов предоставленных ему федеральным законодателем полномочий, в результате чего в границах природных заказников "Куноватский" и "Сынско-Войкарский" оказались разрешены виды использования эксплуатационных лесов без соблюдения ограничений, определённых федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, правильными являются выводы суда о том, что указанные последствия вступили в противоречие с целями создания заказников и нарушают права Российской Федерации в области государственной политики защиты особо охраняемых природных территорий, а также права лиц, постоянно или временно проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, вывод суда о противоречии оспариваемого регламента требованиям федерального законодательства в обжалуемом судебном акте обоснован и мотивирован.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводов суда они не опровергают, в связи с чем не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.