Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" на решение Амурского областного суда от 22 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" о признании не действующим в части приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2020 года N 158-пр/в "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021-2025 гг.; о внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области".
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" ФИО3, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царёвой М.Г, полагавшей, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - ООО " "данные изъяты"", Общество) обратилось Амурский областной суд с административным исковым заявлением о признании приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее - Управление, тарифный орган) от 18 декабря 2020 года N 158-пр/в "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021-2025 гг, о внесении изменений в приказы управления регулирования цен и тарифов Амурской области" (далее - Приказ от 18 декабря 2020 года N 158-пр/в) не действующим в части тарифов водоотведения для потребителей ООО " "данные изъяты"" на период 2021 - 2025 годов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленные Приказом от 18 декабря 2020 года N 158-пр/в тарифы в сфере водоотведения для потребителей ООО " "данные изъяты"" не обеспечивают покрытие финансовых затрат Общества на осуществление регулируемой деятельности, поскольку Управление при определении величины необходимой валовой выручки административного истца на 2021 год (первый год долгосрочного периода регулирования) необоснованно отклонило либо существенно скорректировало в сторону снижения заявленные Обществом расходы: на приобретение сырья; на оплату труда; на текущий ремонт; на капитальный ремонт; а также не включило дополнительные расходы, понесённые Обществом в 2020 году.
Решением Амурского областного суда от 22 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года, административное исковое заявление ООО " "данные изъяты"" удовлетворено частично:
- признан недействующим со дня принятия Приказ от 18 декабря 2020 года N158-пр/в в части размера тарифов на водоотведение для потребителей ООО " "данные изъяты"" на период с 2021-2025 гг.;
- на Управление возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- указано на необходимость опубликовать сообщение о принятом судебном решении на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
11 ноября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Общества, поданная 25 октября 2022 года через Амурский областной суд, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в той части, в которой в удовлетворении административного искового заявления было отказано, в связи несоответствием выводов судов в данной части обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объёме.
По существу в кассационной жалобе ООО " "данные изъяты"" выражает несогласие с выводами судов нижестоящих инстанций, изложенных в мотивировочной части обжалуемых судебных актов, которые касаются признания законной и обоснованной произведённой тарифным органом корректировки необходимой валовой выручки Общества по расходам на оплату труда (в части установления разрядов слесарей аварийно-восстановительных работ); по расходам, возникшим у административного истца в период с начала осуществления регулируемой деятельности в 2020 году и до утверждения тарифа на 2020 год (с 1 мая 2020 года по 28 июля 2020 года).
Представитель Управления, извещённого о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Амурского областного суда от 22 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года в обжалуемой части по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5, частью 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания пунктов 1.1, 3.30.3 Положения об Управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 22 декабря 2008 года N 491, следует, что данное Управление является исполнительным органом исполнительной власти Амурской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, ООО " "данные изъяты"" осуществляет деятельность в сфере водоотведения - эксплуатацию канализационных сетей в городе "адрес", которые были приобретены Обществом по договору купли-продажи недвижимого имущества от 14 августа 2019 года.
30 апреля 2020 года ООО " "данные изъяты"" обратилось в Управление с заявлением об установлении тарифов на транспортировку сточных вод на 2021 год.
Тарифным органом открыто дело N/в об установлении тарифов в сфере водоотведения (тарифов на транспортировку сточных вод) на 2021 год для потребителей ООО " "данные изъяты"" в городе Тында Амурской области.
По результатам проведенной экспертизы экономической обоснованности заявленных Обществом расходов на осуществление регулируемой деятельности Управлением определена необходимая валовая выручка административного истца на 2021 год в размере 15767500 рублей и объём транспортировки сточных вод на 2021 год равный 1987, 28 тыс. куб. м, из отношения которых рассчитан тариф на водоотведение для потребителей ООО " "данные изъяты"" на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 7, 74 руб./куб. м, и на период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 8, 13 руб./куб. м.
Приказом от 18 декабря 2020 года N 158-пр/в, размещённым 23 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, установлены тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021-2025 гг.
В соответствии с Приложением N 17 к Приказу от 18 декабря 2020 года N 158-пр/в тариф в сфере водоотведения для потребителей ООО " "данные изъяты"" (г. Тында) утверждён в размере 7, 74 руб./куб. м. в период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года и 8, 13 руб./куб. м. в период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года. Кроме того, утверждены тарифы на последующие периоды до 2025 года включительно.
Части 2 и 6 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ предусматривают, что порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается Основами ценообразования; такие тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учётом объёмов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования.
Из содержания пункта 24 Основ ценообразования следует, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
При определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из источников информации, перечисленных в пункте 22 Основ ценообразования.
При определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчётности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ ценообразования).
К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; нормативный уровень прибыли; показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии), которые, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования (пункты 79, 79(1) Основ ценообразования).
В силу пункта 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы (за исключением расходов по сомнительным долгам), определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 41, 42 (за исключением расходов по сомнительным долгам), 48 - 52 Основ ценообразования.
Пункт 80 Основ ценообразования предусматривает, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Амурский областной суд и судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, обосновано указали в решении и апелляционном определении, что Приказ от ДД.ММ.ГГГГ N-пр/в принят уполномоченным органом государственной власти "адрес" с соблюдением порядка его принятия и опубликования.
Между тем суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ, Основ ценообразования, Правил регулирования, Методических указаний, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что тарифный орган при определении необходимой валовой выручки Общества на 2021 год необоснованно снизил расходы административного истца: на приобретение горюче-смазочных материалов (масла и смазки) для целей эксплуатации принадлежащих Обществу транспортных средств; на оплату основного производственного и административно-управленческого персонала в связи с неправильным расчётом численности указанного персонала; на социальные нужды; на текущий ремонт; неправомерно исключил расходы Общества на осуществление доплат за вредные условия труда.
При таких обстоятельствах, со ссылкой на положения пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, части 4 статьи 216 КАС РФ, суды нижестоящих инстанций признали Приказ от ДД.ММ.ГГГГ N-пр/в не действующим со дня принятия в части размера тарифов на водоотведение для потребителей ООО " "данные изъяты"" на период с 2021-2025 гг, возложив на тарифный орган обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций согласились с обоснованностью исключения Управлением из необходимой валовой выручки Общества на 2021 года заявленных им расходов на оплату труда слесарям аварийно-восстановительных работ, а также расходов Общества на осуществление регулируемой деятельности в период с мая по июль 2020 года.
Поскольку кассационная жалоба ООО " "данные изъяты"" не содержит каких-либо доводов, касающихся несогласия административного истца с обжалуемыми судебными актам в той части, в которой в административное исковое заявление было удовлетворено, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности указанной части решения и апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Что касается обжалуемой части судебных актов Амурского областного суда и судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, то судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 22 Правил регулирования для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесённых в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил регулирования, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.
По делу установлено, что ООО " "данные изъяты"" при подаче тарифной заявки указало в качестве подлежащих включению в необходимую валовую выручку расходы в сумме 2173 209 рублей, которые были фактически понесены им на осуществление регулируемой деятельности в мае - июле 2020 года.
В то же время, как установили суды, ООО " "данные изъяты"" осуществляло деятельность по водоотведению с 29 июля 2020 года, тогда как документов, доказывающих фактическое несение расходов на регулируемую деятельность в период до указанной даты, со стороны Общества представлено не было (до 28 июля 2020 года организацией, оказывающей услуги водоотведения в городе Тында Амурской области, являлось акционерное общество " "данные изъяты"").
Доводы кассационной жалобы в этой части сводятся к несогласию с выводами судов, которое основано на субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем такие доводы не могут являться основанием для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
В силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделён.
Соглашаясь с произведённым тарифным органом снижением расходов Общества на оплату труда основного производственного персонала в связи с корректировкой разрядов слесарей аварийно-восстановительных работ, суды сослались на положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 18 сентября 1984 года N, согласно которому слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда осуществляет выполнение работ по ремонту водопроводных сетей диаметром свыше 300 мм. до 900 мм, тогда как слесарь аварийно-восстановительных работ 3-го разряда осуществляет выполнение работ по ремонту водопроводных сетей диаметром до 300 мм.
Оценив содержание представленного ООО " "данные изъяты"" технического паспорта принадлежащих ему канализационных сетей, определив протяженность таких сетей диаметром свыше 300 мм. и до 900 мм, а также протяженность сетей диаметром до 300 мм, суды (как и Управление) пришли к выводу, что экономически обоснованными являются расходы Общества на оплату труда слесарей аварийно-восстановительных работ из расчёта двух единиц слесарей 4-го разряда и трёх единиц слесарей 3-го разряда.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с указание судов на то, что общая численность слесарей аварийно-восстановительных работ с учётом протяжённости канализационных сетей Общества должна составлять пять единиц, однако оплата труда таких слесарей, находящихся в трудовых отношениях с административным истцом, должна производиться исходя из уже присвоенных им разрядов, которые могут быть выше 3-го разряда. В данном случае ООО " "данные изъяты"", действуя как добросовестный работодатель и руководствуясь положениями трудового законодательства, не вправе как производить оплату труда слесарям ниже присвоенного им разряда, так и уводить работников в связи с тем, что им поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов.
Из содержания положений статей 135, 143, 150 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, когда слесарю аварийно-восстановительных работ поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных ему разряда, работодатель обязан выплатить ему межразрядную разницу. При таких обстоятельствах соответствующие расходы Общества подлежали включению в необходимую валовую выручку на 2021 год.
Между тем указанный неверный вывод судов не привёл к принятию по делу незаконного и необоснованного решения, поскольку Приказ от 18 декабря 2020 года N 158-пр/в в оспариваемой части признан не действующим со для принятия.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения решения и апелляционного определения в обжалуемой части по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену принятых по делу судебных актов, также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского областного суда от 22 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.