Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" на решение Холмского городского суда Сахалинской области от 30 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 30 августа 2022 года, принятые по административному делу N 2-461/2022 по административному иску исполняющего обязанности Холмского городского прокурора к администрации муниципального образования "Холмский городской округ", Департаменту финансов администрации муниципального образования "Холмский городской округ", Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 1 "Солнышко" города Холмска Муниципального образования "Холмский городской округ" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности Холмского городского прокурора обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц, в котором просил возложить на администрацию муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - Администрация), Департамент финансов администрации муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - Департамент финансов), Департамент образования администрации муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - Департамент образования) обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать и провести работы по капитальному ремонту здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N "Солнышко" города Холмска Муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - МБДОУ N "Солнышко" города Холмска), расположенного по адресу: "адрес", Холмск, "адрес"; возложить на МБДОУ N "Солнышко" "адрес" обязанность принять меры по обеспечению безопасного проведения учебного процесса, безопасного пребывания в учебной организации учащихся МБДОУ N "Солнышко" "адрес", расположенного по адресу: "адрес", до момента окончания ремонтных работ.
В обоснование требований указано, что по результатам прокурорской проверки исполнения законодательства об образовании, о техническом регламенте безопасности зданий установлено, что здание детского сада N "Солнышко" города Холмска находится в ненадлежащем техническом состоянии, что может угрожать безопасности жизни и здоровью несовершеннолетних граждан, обучающихся в организации. Согласно заключению обследования технического состояния здания детского сада N от ДД.ММ.ГГГГ, состояние несущих и ограждающих конструкций здания - неудовлетворительное, повреждения и деформация конструктивных элементов свидетельствуют о значительном снижении несущей способности и эксплуатационной пригодности конструкций. Категория технического состояния здания - предаварийное.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Сахалинской области.
Решением Холмского городского суда Сахалинской области от 30 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 30 августа 2022 года, требования прокурора удовлетворены.
На Администрацию, Департамент финансов, Департамент образования возложена солидарная обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать и провести работы по капитальному ремонту здания МБДОУ N "Солнышко" города Холмска, расположенного по адресу: "адрес"; на МБДОУ N "Солнышко" "адрес" возложена обязанность принять меры по обеспечению безопасного проведения учебного процесса, безопасного пребывания в учебной организации учащихся МБДОУ N "Солнышко" "адрес", расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования "Холмский городской округ", поданная через Холмский городской суд Сахалинской области, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения.
В кассационной жалобе административный ответчик указывает, что судами не приняты во внимание их пояснения в части невозможности исполнения решения суда в рамках местного бюджета, не учтены положения договора N от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МБДОУ N "Солнышко" города Холмска, повреждение и деформация конструктивных элементов здания не относится к капитальному ремонту. Судами не учтено наличие соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о софинансировании мероприятий, направленных на реализацию программы "Развитие образования в муниципальном образовании "Холмский городской округ" на 2015-2025 годы", заключенное между администрацией и Министерством образования Сахалинской области.
16 ноября 2022 года судьей судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции гражданское дело передано в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2022 года кассационная жалоба администрации муниципального образования "Холмский городской округ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Разрешая заявленные прокурором требования, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу, что выявленные в результате обследования технического состояния здания детского сада дефекты и повреждения носят существенный характер, несвоевременное принятие мер к их устранению может привести к чрезвычайной ситуации, учитывали, что неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, устранения выявленных дефектов и повреждений, возникших в ходе эксплуатации здания, может повлечь существенное нарушение прав учащихся и воспитанников, причинить вред их жизни и здоровью.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Согласно пункту 13 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 указанного Федерального закона N273-ФЗ охрана здоровья обучающихся, в том числе, включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона N273-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 36 Федерального закона N384-ФЗ, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно- технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Холмской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, о техническом регламенте безопасности зданий, в ходе проверки установлено, что здание МБДОУ N "Солнышко" "адрес" находится в ненадлежащем техническом состоянии, что может угрожать безопасности жизни и здоровью несовершеннолетних граждан, обучающихся в организации.
Согласно пункту 1.4 Устава МБДОУ N "Солнышко" "адрес" учредителем и собственником имущества детского сада является администрация МО "Холмский городской округ". Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования МО "Холмский городской округ". Функции и полномочия собственника имущества осуществляет Департамент по управлению имуществом МО "Холмский городской округ". Воспитанники учреждения имеют право на охрану жизни и здоровья. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем и приобретенных учреждением за счет средств, выделяемых ему учредителем на приобретение такого имущества. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Из заключения ООО "Сахалинстройконтроль" от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что техническое состояние несущих и ограждающих конструкций здания - неудовлетворительное. Повреждения и деформации конструктивных элементов свидетельствуют о значительном снижении несущей способности и эксплуатации непригодности конструкций. Категория технического состояния здания - предаварийное. Здание, в том числе входящие в его состав сети и системы инженерно-технического обеспечения, а также связанные со зданием процессы эксплуатации, не соответствуют минимально необходимым требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ (в редакции от 2 июля 2013 года) "Технический регламент безопасности зданий и сооружений". Рекомендовано провести восстановление и усиление несущих и ограждающих конструкций здания в соответствии с указанными мероприятиями. При производстве работ необходимо предусмотреть комплекс мероприятий для соблюдения правил техники безопасности. После проведения реконструкции рекомендовано провести энергетическое обследование объекта в целях получения объективных данных показателей энергетической эффективности и определения потенциала по энергосбережению ресурсов.
Управлением образования в 2019 году составлен сводный сметный расчет стоимости капитального ремонта детского сада, Из бюджета муниципального образования Холмский городской округ денежные средства на проведение капитального ремонта здания детского сада не выделялись.
Учитывая указанные выше положения действующего законодательства, установив неудовлетворительное состояние здания детского сада, что влечет нарушение прав воспитанников и посетителей учреждения на безопасное пребывание, охрану здоровья и жизни, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о возложении на Администрацию, Департамент финансов, Департамент образования обязанности профинансировать и провести работы по капитальному ремонту здания МБДОУ N "Солнышко" города Холмска; а на МБДОУ N "Солнышко" города Холмска - обязанности принять меры по обеспечению безопасного проведения учебного процесса, безопасного пребывания в учебной организации учащихся указанного учреждения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства по делу, исследовали их с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судами приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и произведенной ими оценкой доказательств, что в силу статьи 328 КАС РФ не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Холмского городского суда Сахалинской области от 30 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 30 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.