Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 11 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 20 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" о признании действий незаконными и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя ФИО1 - ФИО8, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" ФИО4, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО5 обратилась во Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" (далее - Управление Росреестра по "адрес"), в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просила: признать незаконными действия Управления Росреестра по "адрес", выразившееся в принятии 17 апреля 2019 года решения о внесении записи о государственном кадастровом учёте земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1178 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", без изменения сведений о границах и площади земельного участка с кадастровым номером N, из которого при разделе был образован земельный участок с кадастровым номером N; обязать административного ответчика внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части изменения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N (1772 кв. м.), из которого был образован земельный участок с кадастровым номером N (1178 кв. м.).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений "адрес" (далее - Департамент) от 29 марта 2019 года N-пр из земельного участка с кадастровым номером N площадью 2950 кв. м. путём раздела образован земельный участок площадью 1178 кв. м, который 17 апреля 2019 года поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера N.
Между тем, несмотря на произведённый раздел земельного участка с кадастровым номером N, в Едином государственном реестре недвижимости остались сведения о его прежней площади - 2950 кв. м, что, по мнению административного истца, препятствует ему приобрести в собственность оставшуюся часть указанного земельного участка площадью 1772 кв. м.
Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 11 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 20 июля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 было отказано.
17 ноября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная 11 ноября 2022 года через Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Помимо представителя административного истца и представителя административного ответчика, иные участвующие в деле лица и их представители, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 11 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 20 июля 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По общему правилу, земельные участки, из которых при разделе образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают своё существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (пункт 2 статьи 11.2, пункт 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В то же время, из данного правила существуют исключения: так, подпунктом 1 пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлён, в изменённых границах.
При этом из содержания части 4 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) следует, что сведения об изменённых границах исходного земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости при государственной регистрацией прав на земельные участки, образованные из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона Приморского края от 3 декабря 2018 года N 402-КЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений" органы местного самоуправления Владивостокского городского округа с 1 мая 2019 года уполномочены в пределах границ Владивостокского городского округа на принятие решений о предоставлении заявителям земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. До указанной даты уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, расположенными во Владивостокском городском округе, являлся Департамент.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, распоряжением Департамента от 29 марта 2019 года N 532-пр ФИО1 и ФИО9 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1178 кв. м. на кадастровом плане территории, образуемого путём раздела земельного участка с кадастровым номером N из земель населённых пунктов, местоположение участка: "адрес", в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1); ФИО1 и ФИО9 поручалось проведение работ по образованию земельного участка в соответствии с утверждённой схемой, для чего они наделялись правом без доверенности обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта земельного участка; также в данном распоряжении Департамента имелось указание на то, что земельный участок с кадастровым номером N сохраняется в изменённых границах площадью 1772 кв. м.
Образованный в соответствии с утверждённой схемой земельный участок площадью 1178 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: "адрес", поставлен на государственный кадастровый учёт 17 апреля 2019 года с присвоением ему кадастрового номера N. Права на данный земельный участок не зарегистрированы.
Кроме того, в Едином государственном реестре недвижимости сохранились сведения об исходном земельном участке с кадастровым номером N, площадью 2950 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учёт 25 декабря 2005 года.
ФИО1 обращалась в Управление муниципальной собственности "адрес" (далее - УМС "адрес") с заявлением о предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1772 кв. м. для дальнейшей эксплуатации принадлежащей ей части жилого дома - "адрес" края (кадастровым номером N), в удовлетворении которого письмом от 30 июля 2020 года N за подписью заместителя начальника УМС "адрес" ФИО6 было отказано на основании пункта 6 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации со ссылкой на то, что границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером N.
26 июля 2021 года ФИО1 подала в Управление Росреестра по "адрес" обращение, в котором просила изменить сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером N.
В ответе на данное обращение от 21 сентября 2021 года N административный ответчик со ссылкой на положения частей 4 и 14 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ разъяснил истцу, что 17 апреля 2019 года при постановке на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером N оснований для изменения сведений о границах и площади исходного земельного участка с кадастровым номером N не имелось, поскольку кадастровый учёт образуемого земельного участка осуществлялся без одновременной регистрации прав.
Считая совершённые 17 апреля 2019 года Управлением Росреестра по "адрес" действия незаконными и нарушающими его права, ФИО1 обратилась в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что совершённые 17 апреля 2019 года Управлением Росреестра по "адрес" действия по постановке на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером N без изменения сведений о границах и площади исходного земельного участка с кадастровым номером N совершены в пределах полномочий органа регистрации прав, и нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, данные действия не противоречат.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в решении и апелляционном определении, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды нижестоящих инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
В силу части 2 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.
Частью 14 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусмотрено, что, если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учёте без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учётом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, на основании решения которого был образован данный земельный участок.
Государственный кадастровый учёт измененных земельных участков в результате выдела доли в натуре в счет доли в праве общей собственности или раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, в результате которых такие земельные участки сохраняются в измененных границах, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учётом и государственной регистрацией прав на земельные участки, образованные из указанных земельных участков (часть 4 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Согласно части 15 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учёта земельного участка, указанного вчасти 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учёта, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, земельных участков, указанных в части 18настоящей статьи.
Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, поскольку 17 апреля 2019 года при постановке на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером N права на него не регистрировались, орган регистрации прав обоснованно сохранил в Едином государственном реестре недвижимости неизменёнными сведения о земельном участке с кадастровым номером N. Такие действия Управления Росреестра по "адрес" согласуются с указанными выше положениями частей 4 и 14 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, прав и законных интересов ФИО1 они не нарушают.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которой уже была дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных актах. Само по себе несогласие с такой оценкой, как и несогласие с выводами судов нижестоящих инстанций по установленным фактическим обстоятельствам дела, в силу положений частей 2 и 3 статьи 328 КАС РФ не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения административного спора, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к принятию незаконного и необоснованного решения, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 11 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 20 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.