Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.Г.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Партизанского районного суда Приморского края от 9 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 августа 2022 года, принятые по административному делу N 2-513/2021, по административному иску военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор 75 военной прокуратуры гарнизона, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации обеспечить ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в срок 4 месяца с момента вступления решения в законную силу; возложить на ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации обязанность установить в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: N по "адрес" края, коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в срок 4 месяца с даты его получения.
В обоснование требований прокурор указал, что Министерству обороны Российской Федерации принадлежит многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", военный городок N, войсковая часть N, управление которым осуществляет ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации. В результате проверки требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что вышеуказанный дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, что нарушает интересы Российской Федерации по стимулированию энергоснабжения и повышению энергетической эффективности, а также жилищные права граждан, проживающих в названном многоквартирном доме.
Решением Партизанского районного суда Приморского края от 9 июня 2021 года административное исковое заявление военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона удовлетворено.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность обеспечить ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России в лице его филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России по Восточному военному округу коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в срок 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России по Восточному военному округу возложена обязанность установить в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в срок 4 месяца с даты его получения.
27 июня 2022 года определением судьи Приморского краевого суда дело передано в судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 августа 2022 года решение Партизанского районного суда Приморского края от 9 июня 2021 года оставлено без изменения.
25 ноября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства обороны РФ, поданная через Партизанский районный суд Приморского края 14 ноября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны РФ ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права. Полагает, что Минобороны России не является надлежащим ответчиком, поскольку в целях содержания (эксплуатации) военных объектов и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ создано ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, которое является получателем бюджетных средств по статьям расходов сводной бюджетной сметы Минобороны России в отношении объектов, закрепленных за ним праве оперативного управления, вправе заключать контракты на проведение работ; которое в соответствии с соответствующим Регламентом проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков обязано провести обследование указанного дома, сформировать заявочный план ремонта, согласовать его с командующим войсками военного округа и направить представителю государственного заказчика, то есть соблюсти установленную процедуру для выполнения необходимых работ.
Согласно контракту, заключенному Минобороны России с ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ приняло на себя обязательства по управлению жилыми домами Минобороны России, в том числе и указанного в иске жилого дома. Кроме этого, на момент рассмотрения административного дела в апелляционной инстанции, вышеуказанный многоквартирный дом на основании приказа Департамента военного имущества Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ передан в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс", однако указанное лицо не было привлечено у участию в деле.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2022 года кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные ответчики в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
В данном случае нарушения норм процессуального и материального права, влекущие отмену принятых по делу судебных актов, допущены судами первой и апелляционной инстанции.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в срок до 1 июля 2012 года на собственников многоквартирных домов возложена обязанность по оснащению домов общедомовыми (коллективными) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод указанных приборов в эксплуатацию.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354).
Как следует из материалов дела и установлено судами, 75 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения собственником многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", военный городок N, войсковая часть N требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жилищных прав граждан, по результатам которой выявлено, что здание является собственностью Минобороны России и стоит на балансе ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России. Собственником специализированного жилого фонда является Министерсто обороны Российской Федерации.
В соответствии с договором N-УЖФ-ВВО-1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России приняло на себя обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества и ремонт в жилом фонде, закрепленном за Министерством обороны Российской Федерации, а также обязался предоставить коммунальные услуги гражданам, проживающим в специализированном жилом фонде Министерства обороны Российской Федерации.
Многоквартирный жилой, расположенный по адресу: "адрес", военный городок N, войсковая часть N с ДД.ММ.ГГГГ передан в управление и эксплуатацию ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации.
Удовлетворяя требования военного прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что многоквартирный жилой дом входит в состав специализированного жилищного фонда Минобороны России и в нем отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, пришел к выводу, что обязанность по обеспечению таким прибором ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу лежит на Министерстве обороны Российской Федерации, как собственнике специализированного жилищного фонда, а установка и обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации, в чьем управлении находится многоквартирный жилой дом, в связи с чем, возложили на Министерство обороны Российской Федерации обязанность обеспечить ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу общедомовым прибором учета, а на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в качестве управляющей организации дома возложили обязанность осуществить установку общедомового прибора учета после его получения.
С указанными выводами нижестоящих судов судебная коллегия кассационного суда согласиться не может, поскольку они постановлены при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооружённых Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации.
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооружённых Силах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Минобороны России, Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3).
Согласно Уставу основной целью ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации является решение задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил, а также управление и распоряжение имуществом Вооруженных сил по решениям Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" (в редакции приказа от 30 июля 2018 года N 2025), учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию), проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование; осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по его эксплуатации (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также - Руководство), которое определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре. ЖКС несет ответственность за: правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и осуществляет: выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (пункты 15 и 16 Руководства).
Пунктом 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) отнесена к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Согласно пункту 3 статьи 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, и предоставляет суду право в целях правильного разрешения административного дела по своей инициативе истребовать доказательства (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 КАС РФ).
Вместе с тем в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, возложив на Минобороны России обязанность обеспечить ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу общедомовым прибором учета, не приняли во внимание положения действующего законодательства, не учли организационную структуру Минобороны России и наделение специальными полномочиями структурных подразделений Минобороны России, а также не установили к какому виду работ относится установка коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не определили надлежащее лицо, непосредственно ответственное за производство таких работ, не учли соответствующие полномочия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по проведению капитального ремонта переданного им в оперативное управление многоквартирного жилого дома, в то время как в силу пп.68 п.7 Положения само Министерство обороны Российской Федерации только организует выполнение работ по капитальному ремонту принадлежащих ему объектов.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствует.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что ниже стоящие суды допустили существенное нарушение норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного ответчика, в связи с чем, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть изложенное выше, разрешить административное дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Партизанского районного суда Приморского края от 9 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 августа 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Партизанский районный суд Приморского края.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.