Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 30 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Губернатора Приморского края ФИО2 о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Лесозаводского городского округа Приморского края ФИО1.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы представителя Губернатора Приморского края - ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Губернатор Приморского края ФИО2 (далее - Губернатор) в порядке части 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) обратился в Лесозаводский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Лесозаводского городского округа Приморского края ФИО1 в связи с неисполнением им обязанностей, предусмотренных действующим законодательством о противодействии коррупции.
Решением Лесозаводского районного суда Приморского края от 30 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Приморского краевого суда от 7 сентября 2022 года, административные исковые требования Губернатора удовлетворены: прекращены досрочно полномочия депутата Думы Лесозаводского городского округа Приморского края ФИО1 по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
25 ноября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная 9 ноября 2022 года через Лесозаводский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
ФИО1, представители Департамента по профилактике коррупционных правонарушений и иных правонарушений Приморского края (далее - Департамент), Думы Лесозаводского городского округа Приморского края, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Лесозаводского районного суда Приморского края от 30 мая 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 сентября 2022 по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, в соответствии с решением территориальной избирательной комиссии города Лесозаводска Приморского края от 11 сентября 2018 года N ФИО1 избран депутатом Думы Лесозаводского городского округа Приморского края по одномандатному избирательному округу N.
В силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ), депутат представительного органа муниципального образования обязан ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей в порядке, установленном действующим законодательством.
На основании приказа Губернатора от 29 ноября 2021 года N-мк Департаментом проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Думы Лесозаводского городского округа Приморского края ФИО1 на себя и членов его семьи, соблюдения им ограничений и запретов, исполнения обязанностей, установленных федеральными законами за три предшествующих года.
Письмом Департамента от 29 ноября 2021 года NПД административный ответчик был уведомлен о проведении соответствующей проверки.
По результатам проверки установлено, что в представленных справках за 2018-2020 годы отражены недостоверные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутата ФИО1 и его супруги. Так, за отчётный период 2018 года в справке указаны неверные сведения о дате открытия счёта в Приморском филиале акционерного общества " "данные изъяты""; за отчётный период 2019 года в сведениях о доходах супруги указан доход от продажи легкового автомобиля марки "Lexus LX570", 2008 года выпуска, государственный регистрационный N, в размере 100 000 рублей, что не соответствует рыночной стоимости данного автомобиля; за отчётный период 2020 года не представлены сведения о пяти открытых счетах в Приморском филиале акционерного общества " "данные изъяты""; в сведениях о доходах супруги за 2020 год не отражён доход, полученный ею в виде пособия на ребёнка от Министерства труда и социальной политики Приморского края в размере 733 рублей 84 копеек, неверно указаны сведения о доходе, полученном супругой от размещения денежных средств в кредитных организациях (указан доход в 4 копейки вместо необходимых 11 рублей 26 копеек), в связи с чем общий доход супруги за 2020 год занижен на сумму 745 рублей 6 копеек.
Доклад о результатах проведённой проверки от 27 января 2022 года Департамент представил Губернатору, который 31 марта 2022 года направил через организацию почтовой связи в Лесозаводский районный суд Приморского края административное исковое заявление о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Лесозаводского городского округа Приморского края ФИО1
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ), Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Согласно частям 4 и 5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (часть 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Из содержания частей 7.2 и 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены, в том числе, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ и другими федеральными законами, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления.
Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатами представительного органа муниципального образования, регулируется Законом Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ "О порядке исполнения гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции отдельных обязанностей, запретов и ограничений, проверки их соблюдения" (далее - Закон Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ проверка соблюдения ограничений, запретов, исполнения обязанностей, связанных с противодействием коррупции, может быть проведена за три календарных года по решению Губернатора Приморского края; решение Губернатора Приморского края о проведении проверки принимается отдельно в отношении каждого лица, претендующего на замещение должности, лица, замещающего должность, и оформляется в письменной форме.
Органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на проведение таких проверок, является Департамент, положение о котором утверждено постановлением Администрации Приморского края от 6 ноября 2015 года N-па.
Согласно части 4 статьи 2 Закона Приморского края от 25 мая 2017 N 122-КЗ, лицо, замещающее муниципальную должность, ежегодно, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным, а лицо, замещающее должность главы местной администрации по контракту, - ежегодно, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным, представляет: 1) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; 2) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об их имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; 3) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода (с 1 января по 31 декабря), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) срок предоставления соответствующих сведений за 2019 год был установлен не позднее 1 августа 2020 года.
В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 N 122-КЗ
проверка осуществляется уполномоченным органом самостоятельно в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о её проведении (срок проверки может быть продлён Губернатором до 90 дней).
По результатам проведения проверки уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней представляет Губернатору доклад о результатах проведения проверки, который должен содержать одно из следующих предложений: об отсутствии оснований для применения к лицу, замещающему должность, мер юридической ответственности; о применении к лицу, замещающему должность, мер юридической ответственности; о представлении материалов проверки в отношении лица, замещающего должность, в президиум комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Приморском крае; о направлении результатов проверки в отношении лица, претендующего на замещение должности, в орган, уполномоченный принимать решение о назначении (избрании) лица на должность (часть 16 статьи 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ).
В силу части 17 статьи 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 N 122-КЗ
при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены федеральными законами, Губернатор не позднее трёх месяцев со дня представления уполномоченным органом доклада о результатах проверки обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении указанного лица иной меры ответственности - в орган, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования и досрочно прекращая полномочия депутата Думы Лесозаводского городского округа Приморского края ФИО1, Лесозаводский районный суд Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, Закона Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что предоставление депутатом представительного органа муниципального образования ФИО1 недостоверных сведений о доходе его супруги - ФИО6, полученного в 2019 году от продажи автомобиля марки "Lexus LX570", 2008 года выпуска, государственный регистрационный N (доход от продажи автомобиля указывался в размере 100000 рублей, тогда как минимальная рыночная стоимость аналогичного автомобиля составляет 1900000 рублей), является существенным нарушением требований антикоррупционного законодательства и достаточным основанием для досрочного прекращения полномочий данного депутата. Также суды нижестоящих инстанций указали, что порядок и сроки проведения проверки сведений, предоставленных административным ответчиком, были соблюдены; административное исковое заявление подано Губернатором в суд с соблюдением трёхмесячного срока, исчисляемого со дня представления ему уполномоченным органом доклада о результатах проверки.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.
Из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 декабря 2012 года N 34-П и в Определении от 26 января 2017 года N 104-О, следует, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, в свою очередь гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.
Таким образом, гражданин Российской Федерации, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
В данном случае, как верно указали суды, предоставление депутатом Думы Лесозаводского городского округа Приморского края ФИО1 недостоверных сведений о доходе его супруги за 2019 год, являлось достаточным основанием для досрочного прекращения его депутатских полномочий в судебном порядке.
Доводы кассационной жалобы о том, что доход, полученный от продажи автомобиля марки "Lexus LX570", 2008 года выпуска, государственный регистрационный N, соответствует его стоимости, указанной в договоре купли-продажи транспортного средства; что стоимость данного автомобиля была фактически зачтена в стоимость приобретения другого автомобиля марки "INFINITI QX80"; что допущенные административным ответчиком нарушения являются несущественными; что Губернатором пропущен срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, - по существу сводятся к неверному субъективному толкованию норм материального права и к иной оценке имеющихся в деле доказательств; такие доводы не могут повлечь отмену обжалуемых решения и апелляционного определения в кассационном порядке, так как они не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего административного спора, имели бы юридическое значение для его правильного разрешения, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы выводы судебных инстанций.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, верно применили нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 30 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.