Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Тыгдинского сельсовета на решение Магдагачинского районного суда Амурской области от 8 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 6 сентября 2022 года, принятые по административному делу N 2-194/2022, по административному иску прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Тыгдинского сельсовета о возложении обязанности, Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Тыгдинского сельсовета (далее - Администрация), в котором учетом уточнений просил возложить на Администрацию обязанность обеспечить устранение нарушений Правил противопожарного режима в Российской Федерации: обновить противопожарную минерализованную полосу с восточной стороны села, обозначенную на карте-схеме противопожарной защиты села Тыгда под N, шириной не менее 10 метров; обеспечить звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре северо-восточную часть территории населенного пункта в районе улиц: "адрес"; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Магдагачинского района по информации ОНД и ПР по Магдагачинскому району ГУ МЧС России по Амурской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения пожарной подготовки населенных пунктов, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования Тыгдинского сельсовета допущены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; допущено длительное неисполнение своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского населенного пункта, что ведет к существенному нарушению предусмотренных законом прав неограниченного круга лиц на защиту жизни, здоровья, имущества от пожаров, а также создает угрозу возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
Решением Магдагачинского районного суда Амурской области от 8 июня 2022 года требования прокурора области удовлетворены. На Администрацию возложена обязанность обеспечить устранение нарушений Правил противопожарного режима в Российской Федерации: обновить противопожарную минерализованную полосу с восточной стороны села, обозначенную на карте-схеме противопожарной защиты села Тыгда под N шириной не менее 10 метров; обеспечить звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре северо-восточную часть территории населенного пункта в районе улиц "адрес". Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 6 сентября 2022 года решение Магдагачинского районного суда Амурской области от 8 июня 2022 года изменено, абзац второй резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "возложить на администрацию Тыгдинского сельсовета обязанность обеспечить устранение нарушений Правил противопожарного режима в Российской Федерации: обновить противопожарную минерализованную полосу с восточной стороны "адрес" шириной не менее 10 метров в соответствии с пунктом 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 гола N 1479; обеспечить звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре северо-восточную часть территории населенного пункта села "адрес" в районе улиц: "адрес"". В остальной части решение оставлено без изменения.
1 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования Тыгдинского сельсовета, поданная через Магдагачинский районный суд "адрес", в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений на том основании, что судебные акты приняты с нарушением норм материальных норм.
В кассационной жалобе и в дополнении к ней административный ответчик ссылается на то, что защита населения от чрезвычайных ситуаций относится к полномочиям муниципального района. Земельные участки по плану мероприятий по противопожарной защите являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и расположены за границами населенного пункта, на кадастровом учете не состоят, собственником и распорядителем земельных участков является администрация "адрес". Кроме того, противопожарная минерализованная полоса с восточной стороны села отсутствует в связи с заболоченностью данной местности и технической невозможностью провести минерализованную полосу.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2022 года кассационная жалоба администрации муниципального образования Тыгдинского сельсовета передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные ответчики в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения главного государственного инспектора Магдагачинского района по пожарному надзору от 23 марта 2022 года N 30, во исполнение приказа МЧС России от 28 февраля 2022 года N 137 "О реализации в системе МЧС России протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 19 января 2022 года N ПР-195 по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период" Отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Магдагачинскому району в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Тыгдинского сельсовета, по результатам которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые нашли отражение в акте выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ N.
Установлено, что в нарушение пункта 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, противопожарная минерализованная полоса с восточной стороны села, обозначенная на карте-схеме противопожарной защиты села Тыгда под N, не обновлена, не соответствуют установленной ширине не менее 10 метров; противопожарная минерализованная полоса с южной стороны села, обозначенная на карте-схеме противопожарной защиты "адрес" под N, не обновлена, не соответствуют установленной ширине не менее 10 метров; в нарушение пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, территории общего пользования, обозначенные на карте-схеме противопожарной защиты села Тыгда под N ("адрес" под N ("адрес"), под N ("адрес"), под N (окраина "адрес"), под N (район "адрес"), а также территории общего пользования, не обозначенные на карте-схеме противопожарной защиты села Тыгда, не убраны от сухой растительности; в нарушение подпункта 7 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" северо-восточная часть территории населенного пункта в районе улиц: "адрес" не обеспечена звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре; в нарушение пункта 53 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, неисправен (на стадии подключения) источник противопожарного водоснабжения, накопительная ёмкость объемом 10 куб.м, расположенная по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ОНД и ПР по Магдагачинскому району УНПР ГУ МЧС России по Амурской области администрации Тыгдинского сельсовета выдано предписание N об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с истечением срока исполнения выданного предписания органа государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ N на основании решения главного государственного инспектора Магдагачииского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N, согласованного с прокурором Амурской области ДД.ММ.ГГГГ, Отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Магдагачинскому району ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная внеплановая проверка в отношении администрации Тыгдинского сельсовета, по результатам которой установлено и следует из акта выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ N, что требования ранее выданного предписания исполнены не в полном объеме, а именно: противопожарная минерализованная полоса с восточной стороны села, обозначенная на карте-схеме противопожарной защиты "адрес" под N, обновлена частично (имеются участки заросшие сухой травой), не соответствует установленной ширине не менее 10 метров; территории общего пользования, обозначенные на карте-схеме противопожарной защиты "адрес" под N (район 1-я "адрес"), под N (район "адрес" под N (район "адрес"), под N (окраина "адрес"), под N (район "адрес"), а также территории общего пользования, не обозначенные на карте-схеме противопожарной защиты "адрес", не убраны от сухой растительности; северо-восточная часть территории населенного пункта в районе улиц: 1 "адрес" не обеспечена звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре.
По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ ОНД и ПР по Магдагачинскому району УНПР ГУ МЧС России по Амурской области администрации Тыгдинского сельсовета вновь выдано предписание N об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности послужили основанием для обращения прокурора Магдагачииского района в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к Администрации об их устранении.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующее законодательство, регулирующим спорные правоотношения, установив наличие нарушений в деятельности администрации Тыгдинского сельсовета по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта муниципального образования, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Тыгдинского сельсовета обязанности обеспечить устранение имеющихся нарушений Правил противопожарного режима.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, проверяя законность судебного акта суда первой инстанции, установил, что суд первой инстанции не индивидуализировал каким-либо образом карту-схему противопожарной защиты "адрес", которой следует руководствоваться при исполнении решения, путем указания на дату ее утверждения либо иным образом. На момент рассмотрения дела судом первой инстанции данная карта-схема в материалах дела отсутствовала.
Также суд апелляционной установил, что ДД.ММ.ГГГГ главой Магдагачинского района утверждены новые план мероприятий по противопожарной защите "адрес" и карта-схема противопожарной защиты "адрес", которыми необходимость создания (обновления) противопожарной минерализованной полосы с восточной стороны "адрес" не предусмотрена, под N обозначена минерализованная полоса с южной стороны села.
Установив вышеизложенное, суд апелляционной инстанции в целях обеспечения возможности исполнения решения суда, пришел к выводу об изменении решения суда первой инстанции, указав на необходимость обновления минерализованной полосы с восточной стороны "адрес" шириной не менее 10 метров в соответствии с п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под обязательными требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под первичными мерами пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров
В соответствии с пунктами 1, 2, 7 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЭ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Согласно статьей 10 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 8 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится наряду с иными, в том числе: организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре (статья 19 Федерального закона N69-ФЗ), обеспечение связи и оповещения населения о пожаре (пункт 7 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; руководители органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона N 123-ФЗ ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: устройство противопожарных преград; устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности зданий и сооружений; применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре; применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре; применение огнепреграждающих устройств в оборудовании; применение установок пожаротушения.
В силу пункта 7 части 1 статьи 37 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарные минерализованные полосы относятся к противопожарным преградам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).
В соответствии с пунктом 63 указанных Правил противопожарного режима в Российской Федерации N 1479 в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Проанализировав действующее законодательство, установив, что администрацией Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области не предпринимаются надлежащие своевременные меры по организации и по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта муниципального образования, суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора и возложении обязанностей на административного ответчика.
При этом суды правомерно исходили из того, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к полномочиям сельского поселения, лицом ответственным за обеспечение пожарной безопасности на территории сельского поселения является орган местного самоуправления, пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Доказательств невозможности исполнения решения суда в связи с тем, что минерализованная полоса проходит по заболоченной местности не представлено.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и произведенной ими оценкой доказательств, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магдагачинского районного суда Амурской области от 8 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 6 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Тыгдинского сельсовета - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.