Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 30 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Горюшина Андрея Николаевича к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, заинтересованное лицо УФСИН России по Хабаровскому краю, о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Горюшин А.Н. обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении его горячим водоснабжением в камере в периоды с 01 апреля 2019 года по 07 октября 2021 года, с 28 февраля 2021 года по 30 июня 2022 года; возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения путём обеспечения административного истца горячим водоснабжением; взыскать с административного ответчика в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в размере 70 000 рублей.
Определением судьи от 06 июня 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Хабаровскому краю.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 30 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 октября 2022 года, административные исковые требования Горюшина А.Н. удовлетворены частично: признаны незаконными и нарушающими права осужденного Горюшина А.Н. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении горячим водоснабжением в период с 01 апреля 2019 года по 06 октября 2021 года и с 28 февраля 2021 года по 30 июня 2022 года в камере содержания осужденного; с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Горюшина А.Н. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 01 апреля 2019 года по 06 октября 2021 года включительно, с 28 февраля 2021 года по 30 июня 2022 года в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
08 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 01 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстнации и, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, по мнение кассаторов, проектной документацией исправительного учреждения не предусмотрена непрерывная круглосуточная подача горячего водоснабжения в камеры содержания. Ссылка судов на Инструкцию по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённую приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-ДСП, Свод правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённого приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N1454/пр, является несостоятельной, поскольку данные нормативные правовые акты должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение здания, помещений. Подводка горячей воды к умывальникам в камерах не была предусмотрена на момент строительства колонии. Действующее законодательство, регламентирующее права осужденных, не устанавливает обязанность исправительного учреждения обеспечить осужденных горячей водой в камере. Теплоснабжающей организацией в посёлке Эльбан Амурского района Хабаровского края является ФИО5, которая оказывает услуги горячего водоснабжения. С 07 октября 2021 года в камеры и душевые исправительного учреждения началась подача горячей воды, забор которой производился из открытой системы отопления ООО ФИО5, но после поступления жалоб со стороны осужденных на качество подаваемой горячей воды, 28 февраля 2022 года поставка горячей воды в камере была прекращена на основании решения руководства ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, для исключения угрозы их здоровью.
Полагают, что требования в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворено при недоказанности факта нарушения условий содержания.
Определением председателя судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2022 года кассационная жалоба ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, до начала судебного заседания ходатайств об обеспечении их участия с использованием системы видеоконференц-связи не заявили, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
При этом, в силу пункта 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает необходимым проверить также законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по административным делам судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 октября 2022 года, которым обжалуемое решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Инструкцию по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённую приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-ДСП, СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утверждённый и введённый в действие приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр, Положение о ФСИН России, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, установили, что в камере ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где содержался осужденный Горюшин А.Н, в период с 01 апреля 2019 года по 06 октября 2021 года отсутствовало горячее водоснабжение, с 07 октября 2021 года в камеры и душевые исправительного учреждения началась подача горячей воды, забор которой производился из открытой системы отопления ООО ФИО5, но после поступления многочисленных жалоб со стороны осужденных на качество подаваемой горячей воды, 28 февраля 2022 года поставка горячей воды в камере была прекращена на основании решения руководства ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, для исключения угрозы их здоровью, и пришли к обоснованному выводу о том, что в отношении осужденного Горюшина А.Н. исправительным учреждением нарушены условия его содержания.
Данные обстоятельства послужили основанием для взыскания в пользу административного истца с Российской Федерации в лице ФСИН России компенсации за нарушение условий содержания за период с 01 апреля 2019 года по 06 октября 2021 года включительно, за период с 28 февраля 2021 года по 30 июня 2022 года, в размере 10 000 рублей. А также суд первой инстанции указал, что имеется решение Амурского городского суда Хабаровского края от 14 января 2021 года, которым на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России уже возложена обязанность по обеспечению горячим водоснабжением жилых камер исправительного учреждения, предназначенных для размещения осужденных к пожизненному лишению свободы.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассаторами не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассаторов, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассаторов, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 30 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.