Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу АО "Сахатранснефтегаз" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 05 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению АО "Сахатранснефтегаз" к Управлению Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) об оспаривании в части предписания от 14 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя АО "Сахатранснефтегаз" ФИО7, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
АО "Сахатранснефтегаз" обратилось в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просило признать незаконным и отменить пункты 1, 3 (частично), пункт 4 предписания Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) от 14 февраля 2022 года N 01пр-АВ/2022.
В обоснование заявленных требований указало, что в период с 01 по 14 февраля 2022 года Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) была проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Сахатранснефтегаз" (далее - Общество), по итогам которой 14 февраля 2022 года составлен акт N 01-ЛВ/2022 и выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований N 01пр-АВ/2022. По результатам рассмотрения жалобы на вышеуказанное предписание Центральным аппаратом Росприроднадзора принято решение об отмене пунктов 2, 3 (частично), пунктов 5 - 10 предписания; кроме пунктов 1, 3 (частично), пункта 4 предписания, с которыми Общество также не согласно.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2022 года признаны незаконными и отменены пункты 1 и 3 в части графика поверки в составе Технического регламента УКПГ Среднетюнгского ГКМ, пункт 4 предписания N 01пр-АВ/2022 от 14 февраля 2022 года Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 05 сентября 2022 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2022 года отменено в части и вынесено новое решение, которым отказано в удовлетворении административного иска АО "Сахатранснефтегаз" в части признания незаконным пункта 1 предписания от 14 февраля 2022 года N 01пр-АВ/2022 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. В остальной части решения суда оставлено без изменения.
15 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба АО "Сахатранснефтегаз", поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 05 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 05 сентября 2022 года в части отказа в удовлетворении административного иска о признании незаконным пункта 1 предписания от 14 февраля 2022 года N 01пр-АВ/2022 и принятии в этой части нового решения о признании незаконным и отмене указанного пункта 1 предписания.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, согласно Лицензии ЯКУ 02347 НЭ и Дополнению к технологической схеме разработки локального участка Среднетюнгского газоконденсатного месторождения Республики Саха (Якутия) на локальном участке Среднетюнгского газоконденсатного месторождения добывается свободный газ исключительно категории С1 (разведанные), добыча других категорий запасов на данном локальном участке не осуществляется. Однако, надзорный орган при выдаче предписания и суд апелляционной инстанции при вынесении решения не приняли во внимание пункт 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утверждённых приказом Минприроды России от 14 июня 2016 года N 356, согласно которому показателями, характеризующими выполнение недропользователем обязанностей в части обеспечения соблюдения требований технических проектов, являются годовые уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утверждённые для категории А + В1, то есть совокупности (суммы) запасов по категориям А (разрабатываемые, разбуренные) и В1 (разрабатываемые, неразбуренные, разведанные). Требования пункта 5.6 вышеуказанных Правил не распространяются в отношении АО "Сахатранснефтегаз". Суд апелляционной инстанции при определении годового уровня добычи газа не принял во внимание формулировку пункта 5.1 Лицензии на право пользования недрами ЯКУ 02347 НЭ, согласно которому уровень добычи углеводородного сырья дословно указан в лицензии в следующей редакции "Годовой уровень добычи газа устанавливается до 50 млн.куб.м в год". Следовательно, Общество осуществляет добычу газа строго в пределах уровня, указанного в Лицензии.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2022 года, от 10 января 2023 года кассационная жалоба АО "Сахатранснефтегаз" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи с Якутским городским судом Республики Саха (Якутия).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя АО "Сахатранснефтегаз" ФИО9, устные и письменные возражения представителя Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) ФИО10, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Удовлетворяя административные исковые требования АО "Сахатранснефтегаз" в полном объёме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые пункты предписания не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: пункт 1 предписания, ввиду того, что добыча газа должна быть в пределах 50 млн.куб.м, а не ровно 50 млн.куб.м; пункт 3 предписания в части отсутствия графика поверки манометров, установленных на трубном и затрубном пространстве устьевой обвязки скважины, поскольку данные графики манометров имеются у Общества; пункт 4 предписания, в виду того, что не представлены доказательства, что имеется Технологический регламент установки газа, предусматривающий, что эксплуатация установок подготовки газа производится на обустроенной площадке с готовыми подъездными путями, а защита территории за площадкой скважины обеспечивается за счёт поддержания в исправном состоянии обваловки по периметру скважины с целью предупреждения слива талых, дождевых и технических вод на территорию площадки.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суд апелляционной инстанций, отменяя решение суда первой инстанции в части и отказывая в удовлетворении заявленных требований АО "Сахатранснефтегаз" о признании незаконным пункта 1 предписания от 14 февраля 2022 года N 01пр-АВ/2022, сославшись на положения Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утверждённых приказом Минприроды России от 14 июня 2016 года N 356, ГОСТ Р 58367-2019 Национальный стандарт Российской Федерации "Обустройство месторождении нефти на суши. Технологическое проектирование", ГОСТ Р 58367-2019 Национальный стандарт Российской Федерации "Проектирование и освоение газовых, газоконденсатных, нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений.
Движение геолого-технологической информации в процессе добычи углеводородного сырья и оптимизации разработки месторождений", исходил из того, что уровень фактической годовой добычи газа АО "Сахатранснефтегаз" в 2021 году (4, 072 млн.куб.м) был ниже установленного действующим техническим проектом "Дополнение к технологической схеме разработки Среднетюнгского газоконденсатного месторождения Республики Саха (Якутия)", согласованного Протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 25 декабря 2014 года N 6168, согласно которому уровень добычи в 2021 году составлял 50 млн.куб.м (пункт 8.1), и пришёл к правильному выводу о том, что пункт 1 предписания является законным и обоснованным, ввиду того, что Обществом нарушен пункт 5.6 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утверждённых приказом Минприроды России от 14 июня 2016 года N 356, в соответствии с которым АО "Сахатранснефтегаз" должно было подготовить и утвердить новый технический проект или дополнение к утверждённому техническому проекту в установленном порядке, поскольку имело место отклонение уровня фактической годовой добычи газа в сторону уменьшения от проектной величины сверх допустимых значений на основании зарегистрированного уведомления, указанного в пункте 5.5 настоящих Правил.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем АО "Сахатранснефтегаз", в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемом судебном акте выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судом не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемом судебном постановлении.
Ссылки в кассационной жалобе на пункт 5.1 Лицензии на право пользования недрами и пункт 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утверждённых приказом Минприроды России от 14 июня 2016 года N356, отношения к оспариваемому предписанию не имеют, поскольку согласно пункта 1 предписания Обществу вменяется невыполнение Дополнения к технологической схеме разработки Среднетюнгского газоконденсатного месторождения Республики Саха (Якутия)", согласованного Протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 25 декабря 2014 года N 6168, а не Лицензии.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемого судебного постановления, так как не содержат правовых оснований к его отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судом доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов суда по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по делу судебного постановления.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 05 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Сахатранснефтегаз" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления оспариваемого апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.