Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аминова Андрея Владимировича на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 08 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Аминова Андрея Владимировича к ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) о признании представлений, постановления о признании злостным нарушителем незаконными.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Аминов А.В. обратился в Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконными постановление врио.начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 08 сентября 2020 года о признании его злостным нарушителем, представление дисциплинарной комиссии ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 08 августа 2020 года N 27 о признании его злостным нарушителем, представление врио. начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 10 сентября 2020 года о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы.
В обоснование заявленных требований указал, что нарушена процедура признания его злостным нарушителем, что дисциплинарной комиссией не выполнены требования пункта 6 Положения. А также, что заявление об отказе от работы не имеет даты, что по состоянию здоровья он не мог выполнять порученную работу.
Решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 08 июня 2022 года, в удовлетворении административного иска Аминову А.А. отказано.
15 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Аминова А.В, поданная через Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) 23 ноября 2022 года (сдана в администрацию исправительного учреждения), в которой ставится вопрос об отмене оспариваемых судебных актов и удовлетворении административного иска.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судом при установлении пропуска срока на обращение в суд не исследованы его (Аминова А.В.) доводы об отсутствии необходимых документов, сведений о праве обжалования, а также об отсутствии средств на оплату госпошлины. Довод суда о том, что он (Аминов А.В.) был ознакомлен с представлением врио. начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 10 сентября 2020 года, является голословным, ничем не подтверждён. Судом не учтено, что дата отказа от работы в заявлении осталась "открытой". Судом не были проверены на законность правила признания его злостным нарушителем. Судом апелляционной инстанции необоснованно указан довод со ссылкой на Типовое положение о дисциплинарной комиссии исправительного центра от 19 ноября 2020 года N 287, которое на момент признания его злостным нарушителем не действовало.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2022 года кассационная жалоба Аминова А.В. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи в суд не направили, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Принимая оспариваемые судебные акты об отказе в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения КАС РФ, УИК РФ, Типового положения о дисциплинарной комиссии исправительного центра, утверждённого приказом Минюста России от 19 ноября 2020 года N 287, исходили из того, что постановлением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2020 года не отбытая часть наказания в виде лишения свободы, назначенная по приговору Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2011 года, Аминову А.В. заменена на принудительные работы на срок 9 лет 9 месяцев 14 дней с удержанием 15% из заработка в доход государства; 10 июня 2020 года Аминов А.В. прибыл в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), где был трудоустроен в котельную; факт совершения Аминовым А.В. злостного нарушения порядка и условий отбывания наказания принудительных работ в виде отказа от работы подтверждён представленными в материалы дела доказательствами, в том числе его письменными заявлением и объяснением от 08 сентября 2020 года, и пришли к обоснованным выводам, что оспариваемые представления и постановление приняты в соответствии с требованиями УИК РФ, что постановление соответствует тяжести и характеру нарушения, дисциплинарная ответственность применена с учётом обстоятельств совершения правонарушения, личности осужденного и его поведения, что отсутствует нарушение прав и свобод административного истца при вынесении постановления о признании его злостным нарушителем. Также суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотиву пропуска административным истцом срока на обращение в суд.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции Аминовым А.В, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Довод кассационной жалобы на необоснованную ссылку суда апелляционной инстанции на Типовое положение о дисциплинарной комиссии исправительного центра от 19 ноября 2020 года N 287, которое на момент признания его злостным нарушителем не действовало, не влечёт отмену обжалуемого судебного акта, поскольку вышеуказанное Положение издано в связи с утратой силы аналогичного Типового положения о дисциплинарной комиссии исправительного центра, утверждённого приказом Минюста России от 06 августа 2014 года N 165, содержащего аналогичные нормы.
Довод кассационной жалобы об отсутствии доказательств его ознакомления с представлением врио. начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 10 сентября 2020 года о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы опровергается материалами дела, а именно постановлением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2020 года, которым было удовлетворено оспариваемое представление врио. начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 10 сентября 2020 года и Аминову А.В. заменено неотбытое наказание в виде принудительных работ на лишение свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, и при рассмотрении которого Аминов А.В. участвовал в судебном заседании. Постановление Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2020 года вступило в законную силу, и Аминов А.В. убыл из ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) для дальнейшего отбывания назначенного наказания.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассаторов, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Вывод судов о пропуске Аминовым А.В. срока на обращение в суд с настоящим административным иском, судебная коллегия суда кассационной инстанции находит правильным, поскольку оспариваемые постановление и представления были приняты в августе-сентябре 2020 года в период нахождения Аминова А.В. в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), с ноября 2020 года по постановлению Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2020 года Аминов А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республики Саха (Якутия), а в суд с настоящим административным исковым заявлением он обратился 15 декабря 2021 года. Доказательств, препятствующих с ноября 2020 года обратиться в суд в трёхмесячный срок, Аминовым А.В. не представлено.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 08 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Аминова Андрея Владимировича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.