Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кравченко А.И, судей Бузьской Е.В, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством проведения видеоконферец-связи гражданское дело по иску Котовой Екатерины Владимировны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о возложении обязанности включить периоды работы в стаж для досрочного назначения пенсии, назначении пенсии по старости
по кассационной жалобе Котовой Екатерины Владимировны на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, выслушав объяснения истца Котовой Е.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Исакову Г.Н, полагавшую о законности принятых судебных актов, судебная коллегия
установила:
Котова Е.В. обратилась в суд названным иском, указав, что истец обратилась в Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ в Хабаровском крае N2 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением N 285250/20 от 3 ноября 2020 года в назначении пенсии отказано.
Полагая, что ответчиком незаконно не зачтены в специальный стаж периоды работы истца в ОАО " "данные изъяты"" и период службы в Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуре, Котова Е.В. просила суд зачесть в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, период работы в ОАО " "данные изъяты"" и период службы в Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуре, возложить на ответчика обязанность назначить досрочную пенсию с момента обращения, то есть с 26 октября 2020 года.
Протокольным определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 25 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае N2 на его правопреемника Отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и ЕАО (далее - ОПФ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО).
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2022 года в удовлетворении исковых требований Котовой Е.В. отказано.
В кассационной жалобе Котова Е.В. просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что в трудовой книжке истца внесены записи о работе в ОАО " "данные изъяты"" и о службе в Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуре, что является надлежащим свидетельством подтверждения трудового стажа истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Полагает, что ее трудовой стаж составляет 28 лет и подлежит зачету в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Изучив доводы кассационной жалобы, материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24 октября 2020 года Котова Е.В. обратилась в ГУ - Центр ПФР N 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Решением Центра ПФР N 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае N 285250/20 от 3 ноября 2020 года Котовой Е.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с недостижением возраста, требуемого в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из указанного решения следует, что в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" право на установление пенсии у Котовой Е.В. наступит с 14 октября 2021 года (52 года + 18 месяцев), страховой стаж Котовой Е.В. составляет более 20 лет при требуемом стаже 20 лет, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 12 лет 24 дня при требуемом стаже 10 лет 8 месяцев.
При этом в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера не включены периоды службы с 5 марта 2001 года по 31 июня 2007 года и с 1 августа 2007 года по 24 июня 2011 года в органах внутренних дел, и периоды работы в ОАО " "данные изъяты"": с 13 декабря 2013 года по 1 июля 2014 года, с 22 июля 2014 года по 5 октября 2014 года, с 11 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года, с 6 января 2015 года по 11 января 2015 года, с 20 февраля 2015 года по 9 апреля 2015 года, с 12 апреля 2015 года по 11 мая 2015 года, с 16 мая 2015 года по 27 мая 2015 года, с 12 июня 2015 года по 4 сентября 2017 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", положениями Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", положениями Постановления Правительства РФ от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что работа истца в ОАО " "данные изъяты"" в спорные периоды должным образом не подтверждена.
Период работы в ОАО " "данные изъяты"" в г..Наколаевск-на-Амуре в том числе в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета не отражен, документов, выданных работодателем и (или) соответствующим архивным отделом в подтверждение страхового стажа и стажа в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, не имеется, в то время как спорные периоды работы имели место после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, страховой стаж подлежит подтверждению лишь на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период. Так же при отсутствие правовых оснований для зачета периодов службы истца в органах прокуратуры в специальный стаж, и учитывая, что истец обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости до достижения установленного действующим в период обращения законодательством возраста, суд пришел к выводу о том, что решение пенсионного органа об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости является обоснованным.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее положения закона приведены в редакции на момент обращения Котовой Е.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии - 24 октября 2020 года).
Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан регламентировано статьей 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", пунктом 6 части 1 которой предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно записям в трудовой книжке Котова Е.В. 5 марта 2001 года принята на службу в органы Прокуратуры Хабаровского края, 31 июля 2007 года освобождена от занимаемой должности и уволена из органов Прокуратуры Хабаровского края в порядке перевода в Дальневосточную транспортную прокуратуру на основании пункта 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
1 августа 2007 года Котова Е.В. принята на службу в Дальневосточную транспортную прокуратуру с назначением на должность помощника Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора, 24 июня 2011 года от занимаемой должности освобождена и уволена из Дальневосточной транспортной прокуратуры по собственному желанию на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
18 июля 2012 года Котова Е.В. принята заместителем генерального директора по правовым вопросам в управление ОАО " "данные изъяты"", 4 сентября 2017 года уволена в связи с ликвидацией предприятия на основании пункта 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из сведений лицевого счета застрахованного лица следует, что Котова Е.В. в спорный период работы в ОАО " "данные изъяты"" осуществляла трудовую деятельность в администрации городского поселения "Рабочий поселок Многовершинный" Николаевского муниципального района Хабаровского края, а именно в периоды: с 2 июля 2014 года по 21 июля 2014 года, с 6 октября 2014 года по 10 октября 2014 года, с 1 января 2015 года по 5 января 2015 года, с 12 января 2015 года по 19 февраля 2015 года, с 10 апреля 2015 года по 11 апреля 2015 года, с 12 мая 2015 года по 15 мая 2015 года, с 28 мая 2015 года по 11 июня 2015 года. Данный работодатель подтвердил работу истца в указанные периоды в особых условиях с кодом МКС (местность, приравненная к районам Крайнего Севера), вышеуказанные периоды включены в специальный стаж.
ОАО " "данные изъяты"" подтвердил работу истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, только в период с 18 июля 2012 года по 12 декабря 2013 года, что подтверждается сведениями лицевого счета застрахованного лица, вышеуказанные периоды включены в специальный стаж.
Материалами дела подтверждается, что Котова Е.В. зарегистрирована в системе пенсионного обеспечения с 30 июня 2000 года.
Поскольку за спорные периоды уплата страховых взносов, а также работа в спорные периоды в местности, приравненной к районам Крайнего Севера не подтверждена, материалы дела таких доказательств не содержат, оснований не согласиться с выводами судебных инстанций об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы в ОАО " "данные изъяты"" в страховой стаж, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит.
В части отказа во включении в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периодов работы истца в органах прокуратуры, суд обосновано исходил из следующего.
Служба в органах прокуратуры является особым видом государственной службы.
Правовое положение прокурорских работников определяется Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", В силу статьи 12 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" учитываются только в страховой стаж (но не в специальный стаж).
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции правильными, указав, что указанные выводы согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в своих Определениях от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 24.09.2012 N 1505-О, в соответствии с которой решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Нормы материального права применены судом первой и апелляционной инстанции правильно, выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Несогласие истца с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных в деле доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены судебных постановлений
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Котовой Е.В.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Котовой Екатерины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.