Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К, судей Бузьской Е.В, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровск-Сахалинского городского прокурора действующего в интересах Трапезникова Дмитрия Юрьевича к Государственному учреждению - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 4 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, выслушав возражения на кассационную жалобу прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Александровск-Сахалинский городской прокурор, действующий в интересах Трапезникова Д.Ю. обратился в суд к Государственному учреждению - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - ГУ-СРО ФСС РФ) о возложении обязанности обеспечить средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что Трапезников Д.Ю. является инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации Трапезникова Д.Ю. N 477 от 29 октября 2015 года, разработанной бессрочно, предусмотрены технические средства реабилитации: - поручни (перила) для сомоподнимания прямые (линейные) 2 шт. 16 марта 2021 года Трапезников Д.Ю. обратился в учреждение с заявлением об обеспечении указанными техническими средствами реабилитации, которыми до настоящего времени не обеспечен.
На основании изложенного Александровск-Сахалинский городской прокурор, действующий в интересах Трапезникова Д.Ю, просил суд обязать Государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Трапезникову Д.Ю. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 29 октября 2015 года N 477 и заявлением от 16 марта 2021 года поручни (перила) для самоподнимания, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 15 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 4 октября 2022 года, исковые требования удовлетворены частично.
На Государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность предоставить Трапезникову Д.Ю. средства реабилитации - поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. С Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Трапезникова Д.Ю. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
В кассационной жалобе ГУ - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить. В обоснование доводов о несогласии с постановленными судебными актами ссылается на то, что обеспечение техническими средствами реабилитации выполняется в порядке очередности, заключение государственных контрактов на изготовление либо получение технических средств реабилитации осуществляется по мере поступления бюджетного финансирования. Истец не лишен права самостоятельного приобретения технических средств реабилитации с последующим обращением за выплатой компенсации. Кроме того, полагает, что отсутствуют предусмотренные законом основания для возложения обязанности по компенсации истцу морального вреда, поскольку обеспечение техническими средствами реабилитации представляет собой обязанность имущественного характера и не может быть отнесено к действиям, направленным на нарушение личных неимущественных прав истца.
В возражениях на кассационную жалобу участвующий в деле прокурор Сахалинской области просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Трапезников Д.Ю, представитель ГУ-СРО ФСС РФ в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы гражданского дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений допущены не были.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила) в пункта 2 которых предусмотрено обеспечение реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Трапезников Д.Ю, 25 июля 1966 года рождения, является инвалидом "данные изъяты" группы общему заболеванию бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации N 477 от 29 октября 2015 года, разработанной бессрочно, Трапезников Д.Ю. нуждается технических средствах реабилитации, в том числе - поручни (перила) для сомоподнимания прямые (линейные) 2 шт.
16 марта 2021 года Трапезников Д.Ю. обратился в ГУ-СРО ФСС РФ с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации, в котором просил обеспечить его, в том числе поручнями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными) в количестве 2-х штук.
Согласно уведомлению N 1522681 от 17 марта 2021 года Трапезников Д.Ю. поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, проведенной прокуратурой Александровск-Сахалинского района Сахалинской области, установлено, что Трапезников Д.Ю. до настоящего момента не обеспечен техническим средством реабилитации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-3 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства от 7 апреля 2008 года N 240, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере казанной компенсации" пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Трапезникова Д.Ю. о возложении на Государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации.
Установив, что действиями Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не принявшего надлежащих мер к своевременному обеспечению Трапезникова Д.Ю. техническими средствами реабилитации, нарушены личные неимущественные права инвалида (право на социальную защиту), тем самым им причинен моральный вред (физические и нравственные страдания), с учетом требований разумности и справедливости, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что они основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены принятых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений, так как они основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы о необходимости соблюдения очередности обеспечения Трапезникова Д.Ю. техническими средствами реабилитации основанием к отмене судебных постановлений по делу служить не могут.
Как усматривается из дела, Трапезников Д.Ю, 16 марта 2021 года обратившийся с соответствующим заявлением, по состоянию на 14 марта 2022 года (дата подачи иска в суд), так и по состоянию на 15 июня 2022 года (дату принятия решения судом первой инстанции) т.е. в течение более года, так и не был обеспечен техническими средствами реабилитации, то есть с длительным нарушением установленного законом срока обеспечения (пункт 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240), что повлекло обоснованное удовлетворение судом требований прокурора в защиту интересов инвалида; ответчиком не представлены доказательства заключения государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием).
Доводы кассационной жалобы о том, что истец не лишен возможности самостоятельно приобрести технические средства реабилитации и в последующем обратиться в отделение за выплатой компенсации, не свидетельствуют об ошибочности выводов судов об удовлетворении иска, поскольку способ защиты нарушенного права выбирает сам истец исходя из своих возможностей, в том числе финансовых.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как указано выше, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора в интересах Трапезникова Д.Ю. о компенсации морального вреда, суды, установив, что в нарушение установленного Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, срока, не был обеспечен техническими средствами реабилитации, правильно применив материальный закон, пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Трапезникова Д.Ю. компенсации морального вреда, поскольку в результате бездействия ответчика нарушены права истца как инвалида, не созданы необходимые для него как инвалида условия, чем причинены моральные и нравственные страдания, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 4 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.