Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Мертиковой В.А, судей Куратова А.А, Юдановой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых "АРИДОНС" к Главному управлению внутренней политики Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
по кассационной жалобе Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых "АРИДОНС" на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Куратова А.А, пояснения представителя комитета по внутренней политике Правительства Хабаровского края по доверенности Кириленко Н.В, судебная коллегия
установила:
Хабаровская краевая общественная организация поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых "АРИДОНС" (далее - АРИДОНС) обратилась в суд с вышеуказанным иском к Главному управлению внутренней политики Правительства Хабаровского края (далее - Управление), ссылаясь в обоснование доводов иска на бездействие ответчика при обращении истца за получением субсидии из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям края для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности в 2019 г.
Истец просил суд признать бездействие ответчика по неисключению из проекта договора по предоставлению субсидии АРИДОНС незаконных норм, незаконным; обязать ответчика заключить с АРИДОНС договор о предоставлении субсидии в размере 41014 рублей в счет возмещения фактически понесенных расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности, в том числе с проведением социально значимых мероприятий, направленных на решение социальных проблем и развитие институтов гражданского общества в крае в 2019 году, в котором будут отсутствовать требования, предусмотренные п. 3.12 разд. 3 и п. 4.2(2) разд. 4 Положения "О порядке определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности", утверждённого постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2015 г. N 505-пр и предоставить субсидию в размере 41014 рублей АРИДОНС.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 сентября 2022 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе АРИДОНС просит отменить принятые по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель комитета по внутренней политике Правительства Хабаровского края по доверенности Кириленко Н.В. просит в удовлетворении жалобы отказать с учётом представленных письменных возражений.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 ГПК РФ правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с подпунктом 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, организация и осуществление региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 1 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут оказывать финансовую поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.
В силу пункта 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, порядок определения объема и предоставления которых, в том числе результаты их предоставления, устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2012 N 482-пр "О государственной программе Хабаровского края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае" Правительством Хабаровского края утверждено "Положение о предоставлении субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением их уставной деятельности".
Разделом 3 Положения (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 30.06.2020 N 286-пр, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлен порядок предоставления субсидии.
В целях получения субсидии для возмещения расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности в году, предшествующем году предоставления субсидии, организация представляет в уполномоченный орган заявление в срок не позднее 25 февраля текущего финансового года. В целях получения субсидии для возмещения расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности в 2019 году, организация представляет в адрес уполномоченного органа заявление в срок не позднее 01 августа 2020 г. (п. 3.1 Положения).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению с указанием расчетного счета организации, открытого в российской кредитной организации, для перечисления субсидии определен пунктом 3.2 Положения.
Согласно пункта 3.8 Положения, основаниями для отказа в предоставлении субсидии является, помимо прочего, не поступление в уполномоченный орган в срок, установленный пунктом 3.10 настоящего раздела, подписанного организацией договора о предоставлении субсидии, оформленного в соответствии с типовой формой соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установленной министерством финансов края, заключаемого уполномоченным органом и организацией (далее - договор о предоставлении субсидии);
Согласно п. 3.9 Положения, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней по истечении срока, предусмотренного абзацем первым пункта 3.6 настоящего раздела, направляет организации письменное уведомление о принятом соответствующем решении с указанием обоснования его принятия заказным письмом с уведомлением о вручении или на адрес электронной почты, указанный в заявлении, или вручает нарочным.
В случае принятия в отношении организации решения, указанного в абзаце втором пункта 3.6 настоящего раздела, к письменному уведомлению прилагается проект договора о предоставлении субсидии в двух экземплярах для подписания организацией.
Организация в течение 30 календарных дней со дня получения проекта договора о предоставлении субсидии подписывает его со своей стороны и представляет в уполномоченный орган (п. 3.10 Положения).
В случае не поступления в уполномоченный орган подписанного организацией договора о предоставлении субсидии в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, принимает решение об отказе в предоставлении субсидии по основанию, указанному в абзаце восьмом пункта 3.8 настоящего раздела, и направляет организации письменное уведомление о принятом решении с обоснованием причины отказа в предоставлении субсидии в течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения.
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления подписанного организацией договора о предоставлении субсидии подписывает его со своей стороны и в течение 10 рабочих дней после подписания перечисляет субсидию на расчетный счет организации, открытый в российской кредитной организации, указанный в договоре о предоставлении субсидии (п. 3.11 Положения).
В соответствии с п. 3.12 Положения, результатами предоставления субсидии являются:
- увеличение количества человек, участвующих в социально значимых мероприятиях, проводимых организацией на территории края;
- увеличение количества публикаций в целях повышения уровня информированности населения края о деятельности организации.
Показателями, необходимыми для достижения результатов предоставления субсидии, являются:
- количество проведенных организацией социально значимых мероприятий в году предоставления субсидии (не менее четырех);
- количество участников, вовлеченных в социально значимые мероприятия, проведенные организацией на территории края;
- количество публикаций по направлению деятельности в году предоставления субсидии (не менее четырех).
Порядок осуществления контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии определен в разделе 4 Положения о порядке определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с подпунктом "д" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2017 г. N 541, Министерством финансов Хабаровского края, приказом от 08.09.2017 N 191П утверждена Типовая форма соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При принятии решения суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценил представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, установилобстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, которые изложил в описательно-мотивировочной части судебного решения, проанализировал правоотношения сторон, условия проекта договора о предоставлении субсидии, протокол разногласий к проекту договора, представленный истцом, руководствуясь вышеприведёнными нормами материального права, положениями ст. ст. 421, 422, 426, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.
Установив соответствие предлагаемых ответчиком условий договора о предоставлении субсидий типовой форме договора, утвержденной вышеуказанным нормам материального права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Данные выводы судами сделаны при правильном толковании положений норм материального и процессуального права, подлежащих применению при разрешении настоящего дела.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы основаны на неверном толковании истцом норм права, повторяют аргументы истца, приведённые в ходе судебного разбирательства, которым судами первой и апелляционной инстанции дано надлежащее правовое обоснование, с которым следует согласиться. Вопреки мнению заявителя, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает в судебных постановлениях нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права.
Руководствуясь статьёй 390 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых "АРИДОНС" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.