Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Калиниченко Т.В, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области к Бурнайкину Николаю Александровичу о взыскании субсидии, по кассационной жалобе Бурнайкина Николая Александровича на решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 29 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Калиниченко Т.В, выслушав объяснения третьего лица Бурнайкиной С.П, судебная коллегия
установила:
Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области обратилось в суд с исковым заявлением к Бурнайкину Н.А. о взыскании субсидии, полученной на поддержку развития семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства Сахалинской области и "данные изъяты" Бурнайкиным Н.А. заключено соглашение N о предоставлении такой субсидии, а также дополнительное соглашение к нему, по которому Бурнайкину Н.А. была предоставлена субсидия "данные изъяты", из них "данные изъяты" за счёт средств федерального бюджета, "данные изъяты" за счет средств областного бюджета. Согласно условиям соглашения (п.п. "г" п.2.2) получатель субсидии принял обязательство осуществлять деятельность не менее 5-ти лет после получения гранта. В ходе проведённой выездной проверки установлено, что Бурнайкин Н.А. осуществлял свою деятельность менее 5-ти лет, прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием соответствующего решения членами крестьянского (фермерского) хозяйства, что является нарушением условий предоставления субсидии. В досудебном порядке грант не возращен. Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области просило взыскать с Бурнайкина Н.А. субсидию в размере 6 231 000 рублей.
Решением Смирныховского районного суда Сахалинской области от 29 июня 2022 года исковые требования Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области удовлетворены. С Бурнайкина Н.А. в пользу Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области взыскано 6 231 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18 октября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Бурнайкин Н.А. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных, указывая, что возврат субсидии возможен исключительно пропорционально периоду осуществления деятельности, поскольку крестьянско-фермерское хозяйство вело свою деятельность и денежные средства были использованы по целевому назначению.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда кассационной инстанции третье лицо Бурнайкина С.П. доводы кассационной жалобы ответчика Бурнайкина Н.А. поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения судами были допущены.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717.
В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 28 февраля 2012 года N 165 утвердило Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие животноводческих ферм (утратили силу с 1 января 2017 года в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1556).
В соответствии с федеральной целевой программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, в Сахалинской области утверждена государственная программа Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 6 августа 2013 года N 427, в рамках которой утверждена подпрограмма N 2 "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства", а также Порядок предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования", утвержденный постановлением Правительства Сахалинской области от 17 марта 2016 года N 110.
Согласно пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 6 августа 2013 года N 427, на основании Порядка предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования", утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17 марта 2016 года N 110, по результатам конкурсного отбора глав крестьянских фермерских хозяйств распоряжением Министерства сельского хозяйства Сахалинской области N от ДД.ММ.ГГГГ Бурнайкину Н.А, "данные изъяты" был предоставлен грант в виде субсидии из федерального и областного бюджета в общей сумме 6 231 000 рублей для реализации мероприятий по развитию сельского хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства Сахалинской области и Бурнайкиным Н.А. заключено соглашение N, согласно которому субсидия предоставлена на возмещение затрат по реализации мероприятий на развитие семейной животноводческой фермы на базе фермерского хозяйства.
Обязательные условия использования гранта определены пунктом 2.2 соглашения, в соответствии с подпунктом "д" которого Бурнайкин Н.А. обязался осуществлять деятельность в течение 5 лет после его получения.
Субсидия перечислена Бурнайкину Н.А. платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ N на сумму "данные изъяты" и от ДД.ММ.ГГГГ N на сумму "данные изъяты".
Бурнайкин Н.А. прекратил свою деятельность "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ и с указанной даты в "данные изъяты" принято решение о регистрации прекращении КФХ Бурнайкина Н.А, основанием для этого послужило заявление членов КФХ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, руководствовался положениями статей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310, 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной программой Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 6 августа 2013 года N 427, Порядком предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17 марта 2016 года N 110, пришел к выводу о ненадлежащем исполнении Бурнайкиным Н.А. условий соглашения в связи с неосуществлением деятельности не менее 5 лет со дня поступления гранта на счет, наличии оснований для взыскания с него средств субсидии (гранта).
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебные инстанции исходили из доказанности нарушения Бурнайкиным Н.А. условий соглашения, заключенному с Министерством сельского хозяйства в Сахалинской области, по которому Бурнайкин Н.А. приняв обязательство по реализации бизнес-плана и целевого использования гранта, осуществлял деятельность менее пяти лет после получения гранта, прекратив деятельность как глава крестьянско-фермерского хозяйства, пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания всей суммы перечисленного Бурнайкину Н.А. гранта.
Как следует из материалов дела, согласно условиям соглашения о предоставлении субсидии между Министерством сельского хозяйства Сахалинской области и Бурнайкиным Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ N, субсидия или грант предоставлялись получателю - "данные изъяты" Бурнайкину Н.А. на поддержку развития семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства на реализацию бизнес-плана "Развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского фермерского хозяйства", в обязанности получателя субсидии входило (пункт 2.2 соглашения): осуществлять реализацию предоставленного бизнес-плана; использовать средства в соответствии с целями, условиями и порядком их предоставления, использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления его на счет на цели, указанные в плане расходов, осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения гранта, создать не менее 3 постоянных рабочих мест, вернуть средства гранта, не использованные в течение 24 месяцев, представлять Главному распорядителю отчетные документы в течение всего срока реализации бизнес-плана.
Неотъемлемой частью соглашения явился План расходов проекта, подписанный его сторонами - Министерством сельского хозяйства Сахалинской области и Бурнайкиным Н.А. (Приложение N).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства Сахалинской области и "данные изъяты" Бурнайкиным Н.А. заключено Дополнительное соглашение к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ N, из которого следует, что Приложение N к Соглашению изложено в новой редакции - без указания сроков исполнения проекта, в само Соглашение изменений не вносилось.
Взыскивая с Бурнайкина Н.А. денежные средства, полученные по гранту, суды исходили из того, что Бурнайкин Н.А. не осуществлял деятельность главы КФХ после ДД.ММ.ГГГГ, не достиг целей предоставления гранта.
Цели предоставления субсидий (гранта) определены как законодательством, так и условиями подписанного сторонами ДД.ММ.ГГГГ Соглашения.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 165 (в редакции на дату предоставления гранта) пп. "в" - грант на развитие семейной животноводческой фермы" - средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой, в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:
разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
покупку сельскохозяйственных животных.
Цели получения гранта отражены в Соглашении, подписанном сторонами ДД.ММ.ГГГГ N - реализация мероприятий по развитию малых форм хозяйствования на селе в рамках государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением правительства Сахалинской области от 6 августа 2013 года N 427.
Между тем судебными инстанциями не установлено и не дана оценка таким обстоятельствам как - были ли направлены и освоены денежные средства полученного Бурнайкиным Н.А. гранта на развитие крестьянско-фермерского хозяйства в период, когда он являлся "данные изъяты" КФХ согласно целям предоставления гранта, были ли "данные изъяты" КФХ Бурнайкиным Н.А. обеспечены производственно-экономические показатели соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и Бизнес-плана, была ли достигнута цель подписанного сторонами Соглашения, направленного на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства в "адрес", были ли выполнены иные обязательства соглашения, отраженные в пункте 2.2 (за исключением осуществления деятельности в течение 5 лет, явившихся основанием требований иска для возврата гранта); кто входил в состав крестьянского фермерского хозяйства, возглавляемого "данные изъяты" Бурнайкиным Н.А, какую отчетность, отражающую освоение гранта на предусмотренные цели его предоставления, представлял "данные изъяты" Бурнайкин Н.А. в соответствии с условиями соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N при реализации Бизнес-плана в Министерство сельского хозяйства Сахалинской области, в налоговый орган, какое крестьянско-фермерское хозяйство и когда было зарегистрировано в установленном порядке после утраты Бурнайкиным Н.А. статуса "данные изъяты".
Данные обстоятельства в качестве обстоятельств, имеющих значение для дела, не были установлены судами нижестоящих инстанций.
Без выяснения данных обстоятельств выводы судов нижестоящих инстанций о недостижении целей полученного гранта и как следствие наличия оснований для взыскания с ответчика всей суммы гранта, являются преждевременными, находящимися в противоречии с выводами судебных инстанций, основанными на нарушении ответчиком обязательства соглашения о сроке осуществления деятельности "данные изъяты", без исследования экономической и социальной составляющей расходования предоставленного гранта и выполнения целей и условий заключенного между сторонами соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N.
С учетом изложенного, решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 29 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18 октября 2022 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и рассмотреть дело в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 29 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18 октября 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.