г. Владивосток 26 января 2023 года
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Медведевой Е.А, рассмотрев в соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации единолично без проведения судебного заседания гражданское дело по иску прокурора Охотского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе представителя Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края
на определение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края постоянное судебное присутствие в р.п. Охотск Охотского района Хабаровского края от 13 июля 2022 года, апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 27 сентября 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
вступившим 25.07.2018 в законную силу решением Центрального районного суда города Хабаровска от 19.04.2018, удовлетворены исковые требования прокурора Охотского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия.
На Управление лесами Правительства Хабаровского края возложена обязанность организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Охотского лесничества (15 648 239 га) в течение трёх лет со дня вступления решения в законную силу.
30.06.2022 Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства по исполнительному листу ФС N N от 01.11.2018, ссылаясь на невозможность исполнения судебного решения в соответствии с которым был выдан исполнительный документ, указав, что в соответствии с распоряжением Губернатора края от 27.02.2020 N 73-р "О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края" Управление реорганизовано путем преобразования в комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, который являлся правопреемником Управления. В соответствии с распоряжением Губернатора края от 29.09.2021 N 610-р "О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края" Комитет переименован в Министерство, соответствующая запись об изменении сведений об органе исполнительной власти края внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 24.01.2022.
Федеральным законом РФ от 02.07.2021 N 304-ФЭ "О внесении изменений в Лесной кодекс РФ", полномочия по лесоустройству на землях лесного фонда Хабаровского края с 01.01.2022 исключены из переданных субъекту РФ полномочий в области лесных отношений (пп. "г" п. 13 ст. 1 Федерального закона N 304-ФЗ) и отнесены к полномочиям органов государственной власти РФ (п. 22 ст. 81 Лесного кодекса РФ). В этой связи финансирование лесоустроительных мероприятий на землях лесного фонда Хабаровского края в бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годы не предусмотрено. Исполнение решения суда Министерством в отсутствие полномочий является неправомерным. В соответствии с п. 5.6.1 раздела II Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства с 01.01.2022 осуществляет мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда. Федеральный закон N 304-Ф3 не содержит условия о переводе обязательств, возникших до вступления его в силу, в том числе на основании решения суда на иное лицо, не изменяет решение суда, возложившее обязанности по организации проведения лесоустройства на Управление. Таким образом, у Федерального агентства лесного хозяйства не возникло обязательств по исполнению решения суда. В связи с отсутствием правопреемства у Федерального агентства лесного хозяйства по правам и обязанностям органа исполнительной власти субъекта РФ, замена стороны исполнительного производства правопреемником невозможна.
Определением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края постоянное судебное присутствие в р.п. Охотск Охотского района Хабаровского края от 13 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 27 сентября 2022 года, заявление Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского край оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления как незаконные, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Прокуратура Хабаровского края представила возражения на кассационную жалобу, в которых просит судебные постановления оставить без изменения, считая их законными и обоснованными, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5 - 379.7 ГПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, Девятый кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") исполнительное производство прекращается судом в случаях: 1) смерти взыскателя-гражданина (должника), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращенное исполнительного производства.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды, сославшись на положения статей 13, 439 ГПК РФ, статьи 43 ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 1 статьи 4 ГК РФ, а также правовую позицию, отраженную в Определении Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 704-О, исходили из того, что изменение законодательства после вступления в силу решения суда само по себе не свидетельствует о возникновении невозможности исполнения решения суда и не является основанием для прекращения исполнительного производства, в этой связи не усмотрели оснований для удовлетворения заявления о прекращении исполнительного производства.
Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами судебных инстанций.
Суды верно исходили из того, что само по себе изменение законодательства после вступления в силу судебного постановления с учетом положений ФЗ "Об исполнительном производстве" (статья 43), ГПК РФ (статья 439), не может рассматриваться в качестве основания для прекращения исполнительного производства.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационной порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ для отмены или изменения судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края постоянное судебное присутствие в р.п. Охотск Охотского района Хабаровского края от 13 июля 2022 года, апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края - без удовлетворения.
Судья Е.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.