Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Соловьевой О.В, судей Калиниченко Т.В, Власенко И.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратьева Николая Николаевича к Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения от 19 июля 2021 г. об отказе в установлении пенсии за выслугу лет, признание права на установление пенсии за выслугу лет с момента первого обращения, по кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Калиниченко Т.В, судебная коллегия
установила:
Кондратьев обратился в суд с исковым заявлением к Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) указав, что ДД.ММ.ГГГГ решением ответчика ему было отказано в установлении пенсии за выслугу лет со ссылкой на п. 1 Порядка условий установления, определения размера, установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС(Я) от 09.10.2010 N 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)".
Считает, что в данном случае подлежит применению нормативный правовой акт, действовавший на момент возникновения права на установление данной выплаты, а именно постановление Правительства РС(Я) от 26.10.2001 N 561 "О внесении дополнений и изменений в Положение об установлении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и государственные должности республиканских государственных служащих, утвержденное постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2000 года N 193". В соответствии с п 1.1 указанного Положения ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в том числе лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) на постоянной основе, получавшим денежное содержание (денежное вознаграждение) за счет средств республиканского бюджета, предусмотренные Перечнем государственных должностей Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2001 года N 1536, и уволенным в связи с прекращением полномочий, в связи с чем Кондратьев Н.Н. просил признать решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признать за ним право на установление пенсии за выслугу лет с момента первого обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Якутского городского суда от 17.08.2021 по данному спору в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социального развития по Республике Саха (Якутия).
Решением Якутского городского суда от 15 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований Кондратьева Н.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 апреля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2022 года решение суда первой инстанции отменено и по делу принято новое решение, которым исковые требования Кондратьева Н.Н. удовлетворены. Решение Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2021 года признано незаконным и отменено, за Кондратьевым Н.Н. признано право на установление пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, указывая на нарушение судами норм материального права.
В письменных возражениях Кондратьев Н.Н. просит оставить кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) без удовлетворения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Из дела следует, что основании постановления "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ Кондратьев Н.Н. был назначен "данные изъяты", которое ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в "данные изъяты"
Приказом "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ Кондратьев Н.Н. назначен "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия по старости.
Пересматривая настоящее дело в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции исходил из того, что условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 данного Закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим, в том числе пенсию за выслугу лет, но с учетом общих требований, установленных федеральным законом.
Установление, приостановление, возобновление, прекращение, удержание, перерасчет и выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия), определяется Порядком условий установления, определения размера, установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента PC (Я) от 09.10.2010 N 292 (далее Порядок).
В соответствии с разделом 1 Порядка право на установление пенсии за выслугу лет распространяется только на лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия) на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Республики Саха (Якутия) при наличии следующих условий:
стаж замещения государственной должности Республики Саха (Якутия) не менее одного года;
освобождение от государственной должности Республики Саха (Якутия) в связи с прекращением полномочий независимо от оснований, за исключением случаев, связанных с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно п. 1.1. постановления Правительства РС(Я) от 26.10.2001 N 561 "О внесении дополнений и изменений в Положение об установлении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и государственные должности республиканских государственных служащих, утвержденное постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2000 года N 193", действовавшему до 1 января 2007 года, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) на постоянной основе, получавшим денежное содержание (денежное вознаграждение) за счет средств республиканского бюджета, предусмотренные Перечнем государственных должностей Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2001 года N 1536, и уволенным в связи с прекращением полномочий.
Лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) не менее одного года, при достижении возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин, в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла свыше одного до трех лет замещения госдолжности 55 процентов и свыше трех лет - 75 процентов месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) (второй абзац п. 2.1 постановления Правительства РС(Я) от 26.10.2001 N 561).
Из дела также следует, что вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17.08.2020 удовлетворён иск Кондратьева Н.Н. к Комиссия при Правительстве Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития по Республике Саха (Якутия), которым на Комиссию при Правительстве Республики Саха (Якутия) возложена обязанность включить в непрерывный стаж на государственной должности период работы Кондратьева Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное решение в соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, в период действия постановления Правительства РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ N Кондратьев Н.Н. имел необходимый для назначения пенсии за выслугу лет стаж государственной гражданской службы и условия для установления такой пенсии.
При этом, исходя из абзаца второго пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", за назначением пенсии истец мог обратиться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, с учетом положений части 2 статьи 61 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Кондратьева Н.Н.
Оснований для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.