Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу защитника ЗАО "Кредо Косметикс" на основании ордера адвоката С. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора 1 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве N10 от 5 марта 2020 года, решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 21 января 2021 года, решение Московского городского суда от 23 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО "Кредо Косметикс",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора 1 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве N10 от 5 марта 2020 года, ЗАО "Кредо Косметикс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 21 января 2021 года, постановление заместителя главного государственного инспектора 1 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве N10 от 5 марта 2020 года оставлено без изменения.
Решение Московского городского суда от 23 июля 2021 года, постановление заместителя главного государственного инспектора 1 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве N10 от 5 марта 2020 года, решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 21 января 2021 года, оставлены без изменения.
Защитник ЗАО "Кредо Косметикс" на основании ордера адвокат С. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене вышеуказанных актов, считая их незаконными.
Изучив представленные материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 данного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 этой статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются помимо Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", также Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, а также иными, принимаемыми в соответствии с названными федеральными законами нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из представленных материалов следует, что в период с 10 декабря 2019 г..по 26 декабря 2019 г..должностным лицом Управления по СВАО Главного Управления МЧС России по Москве проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении "Кредо Косметикс" по адресу: "адрес", по результатам которой установлено, что по указанному адресу, стр. 1 (административные и офисные помещения) точечные пожарные извещатели установлены не на тросах, стенах, колоннах и других несущих строительных конструкциях; горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств до электросветильников составляет менее 0, 5 м (в коридорах и кабинетах); расстояние от вентиляционных отверстий до точечных дымовых пожарных извещателей составляет менее 1 м (частично в кабинетах); коридоры длиною более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа; допускается фиксация самозакрывающихся дверей лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении; допускается открывание дверей эвакуационных выходов не по направлению движения эвакуации людей при пожаре (двери коридоров); между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей не предусмотрен зазор шириной не менее 75 мм; ширина лестничной площадки менее ширины марша лестницы на лестничных клетках на 2-х лестницах; запоры на дверях эвакуационных выходов частично не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении уменьшают расчетную ширину лестничных площадок и маршей; лестница 3-го типа не имеет предел огнестойкости не ниже REI 30; лестница 3-го типа не имеет ограждений высотой 1, 2 м; при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий (ограничена работоспособность системы вытяжной противодымной
вентиляции); не исключен перегиб напорных пожарных рукавов при присоединении и при прокладывании в любую сторону на 3-м этаже; руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта; в результате установки дополнительных перегородок в помещении отсутствуют пожарные извещатели (в помещении 16 на 3 м этаже); в технических помещениях (чердак) допускается хранение посторонних предметов и материалов, допускается организация кабинета; металлические конструкции (диафрагмы жесткости), относящиеся к несущим элементам здания, не обеспечивают общую устойчивость и геометрическую неизменяемость здания при пожаре; частично допускается перевод установок с автоматического пуска на ручной (системы дымоудаления); выход на кровлю не выполнен через противопожарные двери 2-го типа; допускается эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; технические помещения (вентиляционные камеры, электрощитовые, насосные) используются для хранения оборудования, мебели и других предметов; в технических помещениях (подвале) допускается организация мастерских; при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации не обеспечил соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности, по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; руководителем организации не обеспечено содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний; настенные звуковые оповещатели крепятся на расстоянии
от потолка до оповещателя менее 150 мм; допускается хранение под лестничным маршем горючих материалов; часть эвакуационных выходов не обеспечены знаками пожарной безопасности (самосветящиеся таблички выход); не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями; не установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости в складских помещениях, электрощитовых и других пожароопасных, технических помещениях (на 1-м этаже); ширина эвакуационных выходов (двери) из административных помещений на 2-м этаже здания на наружную лестницу менее 0, 9 м; при эксплуатации эвакуационных путей не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности), в коридорах 3 и 2 этажей устроены перегородки и кабинеты; в лестничных клетках допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте до 2, 2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (радиаторы отопления); при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в частности в полу на путях эвакуации в местах перепада высот не предусмотрена лестница с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6 (проход из лестничной клетки в коридор); ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации не прикреплены надежно к полу; при высоте лестниц более 45 см не предусмотрены ограждения с перилами (выходы на улицу на 1-м этаже); не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зон в соответствии с главами 7 и 8
Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; руководителем организации не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено".
По адресу: "адрес" металлические конструкции (диафрагмы жесткости), относящиеся к несущим элементам здания, не обеспечивают общую устойчивость и геометрическую неизменяемость здания при пожаре; не осуществлена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Не проводится проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год, не устранено повреждение толстостенных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, строительных металлических конструкций (несущие металлические двухтавры); не исключен перегиб напорных пожарных рукавов при присоединении и при прокладывании в любую сторону; допущено размещение стеллажей на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода; не предусмотрено один или несколько способов защиты для удаления дыма: использование объемно-планировочных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах и на лестничных клетках; использование устройств и средств механической и естественной вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения и термического разложения; допущено повреждение огнезащитных составов коробов вентиляции и дымоудаления и другими огнезащитными материалами строительных деревянных и металлических конструкций; допущено использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и установки сооружений.
По адресу: "адрес" металлические конструкции (диафрагмы жесткости), относящиеся к несущим элементам здания не обеспечивают общую устойчивость и геометрическую неизменяемость здания при пожаре; горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, электросветильников составляет менее 0, 5 м; не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями; не установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости в складских помещениях, электрощитовых и других пожароопасных технических помещениях; допущено совместное хранение в одной секции с каучуком или материалами, получаемыми путем вулканизации каучука (автомобильная резина) каких-либо других материалов; не предусмотрено один или несколько способов защиты для удаления дыма: использование объемно-планировочных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах и на лестничных клетках; использование устройств и средств механической и естественной вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения и термического разложения; не исключен перегиб напорных пожарных рукавов при присоединении или при прокладывании в любую сторону; пожарный шкаф не имеет фиксации в закрытом положении; допущено использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и установки сооружений.
По адресу: "адрес" не предусмотрено один или несколько способов защиты для удаления дыма: использование объемно-планировочных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах и на лестничных клетках; использование устройств и средств механической и естественной вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения и термического разложения; металлические конструкции (диафрагмы жесткости), относящиеся к несущим элементам здания не обеспечивают общую устойчивость и геометрическую неизменяемость здания при пожаре.
По факту выявленных и перечисленных выше нарушений 30 января 2020 года государственным инспектором районов адрес Москвы по пожарному надзору старшим инженером 1 РОНПР Управления по адрес Главного управления МЧС России по Москве составлен протокол об административном правонарушении, и постановлением заместителя главного государственного инспектора 1 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве N10 от 5 марта 2020 года, ЗАО "Кредо Косметикс" привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 30 января 2020года, актом проверки от 26 декабря 2019года, выпиской из ЕГРЮЛ, распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 26 ноября 2019года, фотоматериалами, предписанием N в адрес ЗАО "Кредо Косметикс" и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества, не принявшего, несмотря на имевшуюся возможность, всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности, квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, действующего в означенной области.
Что же касается доводов жалобы заявителя о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами должностного лица и суда и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта не является.
Право ЗАО "Кредо Косметикс" на защиту при производстве по делу не нарушено и реализовано по усмотрению его законного представителя.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ЗАО "Кредо Косметикс" с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 указанного Кодекса для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора 1 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве N10 от 5 марта 2020 года, решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 21 января 2021 года, решение Московского городского суда от 23 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО "Кредо Косметикс", оставить без изменения, жалобу защитника ЗАО "Кредо Косметикс" на основании ордера адвоката С. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции Г.И. Дороднов
Копия верна:
СУДЬЯ-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.