Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя призывной комиссии муниципального образования "Теплый Стан" ЮЗАО г. Москвы и Военного комиссариата Черемушкинского района ЮЗАО г. Москвы Павлова А.В. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 9 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 ноября 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-99/2022 по административному иску ФИО1 об оспаривании решения призывной комиссии, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя призывной комиссии муниципального образования "Теплый Стан" ЮЗАО г. Москвы и Военного комиссариата Черемушкинского района ЮЗАО г. Москвы Павлова А.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате.
Решением призывной комиссии муниципального образования "Теплый Стан" ЮЗАО г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период получения высшего образования ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" по программе специалитета.
Решением призывной комиссии муниципального образования "Теплый Стан" ЮЗАО г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" по программам ординатуры на период до ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии муниципального образования "Теплый Стан" ЮЗАО г. Москвы ФИО1 призван на военную службу с установлением категории годности А-3.
ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения о призыве на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ. В обосновании требований указал, что был призван на военную службу, несмотря на то, что с сентября ДД.ММ.ГГГГ года зачислен в аспирантуру очной формы обучения ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" сроком обучения на 3 года. Все необходимые документы истец своевременно предоставил в военкомат, полагал, что имеет право на отсрочку на время освоения образовательной программы в аспирантуре.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 9 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 ноября 2022 года, признано незаконным решение призывной комиссии муниципального образования "Теплый Стан" ЮЗАО г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ о призыве ФИО1 на военную службу; на призывную комиссию муниципального образования "Теплый Стан" ЮЗАО г. Москвы возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 отсрочки от призыва на время обучения в аспирантуре на основании п. б ч. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 ноября 2022 года, представитель призывной комиссии муниципального образования "Теплый Стан" ЮЗАО г. Москвы и Военного комиссариата Черемушкинского района ЮЗАО г. Москвы Павлов А.В. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, указывая на неверное применение судами норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Разрешая заявленные требования, и удовлетворяя административный иск ФИО1, суды двух инстанций, проанализировав положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Письмо Минобрнауки РФ от 3 мая 2011 года N 04-279, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утв. Приказом Минобрнауки России от 19 ноября 2013 года N 1259, указали, что обучение административного истца ФИО1 в аспирантуре после освоения образовательной программы ординатуры, давало ему на момент вынесения решения о призыве на военную службу право на отсрочку от призыва.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (часть 1 статьи 43).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обеспечение данного права является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства (постановление от 15 мая 2006 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы").
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования, понимает под образованием единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (пункт 1 статьи 2).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются в том числе на принципах признания приоритетности образования, а также обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
Из статьи 10 приведенного Федерального закона следует, что образование включает в себя среди прочего профессиональное образование, которое реализуется по уровням образования (части 2 и 3). Одним из уровней профессионального образования является высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (пункт 4 части 5 названной статьи).
В соответствии с пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона об образовании в Российской Федерации к образовательным программам высшего образования относятся программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования регламентированы статьей 82 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Так, реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации (часть 2).
Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников (часть 9).
В соответствии с п. 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утв. Приказом Минобрнауки России от 19 ноября 2013 года N 1259, программы аспирантуры (адъюнктуры) реализуются образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, научными организациями (далее вместе - организации) в целях создания аспирантам (адъюнктам) (далее - обучающиеся) условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
Таким образом, необходимо учитывать особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования в Российской Федерации, а также цели подготовки по соответствующей образовательной программе, которыми для подготовки по программам ординатуры является получение квалификации, что, в свою очередь, является необходимым условием для осуществления медицинским работником или фармацевтическим работником своей профессиональной деятельности (одновременно с выдачей диплома об окончании ординатуры обучающийся получает сертификат специалиста по профилю обучения), а целью программы обучения в аспирантуре является подготовка к защите научно-квалификационной работы (диссертации).
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Поскольку приказом N а/о по ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зачислен на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуру за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках контрольных цифр приема, о чем представлена в военный комиссариат Черемушкинского района ЮЗАО г. Москвы справка от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, продолжив освоение образовательных программ высшего образования по образовательной программе следующей его ступени, имел право на отсрочку от призыва на военную службу для обучения в аспирантуре в пределах сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации и защиты квалификационной работы (диссертации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из многоуровневого образования именно для медицинских работников, которым предусмотрено послевузовское профессиональное образование в ординатуре, отсрочка от призыва на военную службу обеспечивает возможность реализации административным истцом права на профессиональное образование уровня подготовки кадров высшей квалификации путем приобретения соответствующих знаний, умений, навыков и опыта, а также подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
Иное толкование административным ответчиком указанных выше положений действующего законодательства и лишение права на отсрочку для обучения в аспирантуре по п. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ лиц, ранее обучавшихся в ординатуре, может повлечь ущемление права административного истца на получение очередного уровня высшего образования, ограничивает право последних на научно-педагогическую деятельность и ставит их в неравное положение в лицами, для повышения квалификации которых в целях осуществления полноценной трудовой деятельности не требуется обучение в ординатуре.
Доводы жалобы об отсутствии нарушений положений действующего законодательства со стороны призывной комиссии были предметом исследования судов, которыми сделан правильный вывод о незаконности принятого решения и нарушении прав и законных интересов истца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 9 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя призывной комиссии муниципального образования "Теплый Стан" ЮЗАО г. Москвы и Военного комиссариата Черемушкинского района ЮЗАО г. Москвы Павлова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 31 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.