Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1 и ФИО2 - ФИО7 на решение Тверского областного суда от 23 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 об оспаривании постановления Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении описания границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы " "данные изъяты"", Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителей административных истцов адвоката ФИО15 поддержавшей доводы жалобы, административных ответчиков Правительства Тверской области ФИО16. и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО9, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазаревой Е.И, полагавшей судебные акты не подлежащими отмене, судебная коллегия
установила:
постановлением Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N N (далее - Постановление N "данные изъяты") утверждено описание границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы " "данные изъяты"" (пункт 1); постановлено Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области направить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, комплект документов, необходимый для внесения сведений о границах указанной особо охраняемой природной территории, в установленном порядке (пункт 2); администрации Кимрского района Тверской области рекомендовано после вступления в силу настоящего постановления организовать внесение соответствующих изменений в документы территориального планирования (пункт 3).
В соответствии с пунктом 5 названного Постановления оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
Данный документ опубликован ДД.ММ.ГГГГ на "данные изъяты" "данные изъяты"), в газете "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ, N N
ФИО1 и ФИО2 обратились в Тверской областной суд с названным выше административным иском, указав в обоснование заявленных требований, что являются собственниками земельных участков: ФИО2 с кадастровым номером N, а ФИО1 - N
В результате определения оспариваемым постановлением границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы " "данные изъяты"" (далее также - ООПТ) произошло наложение границ ООПТ на границы населенного пункта "адрес" в северо-западной части и юго-восточной части, в том числе на границы принадлежащих истцам и заинтересованному лицу ФИО10 земельных участков; местоположение границ ООПТ перекрывает доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами: N, подъезд к которым возможен с восточной части.
По мнению административных истцов, границы ООПТ были определены без учета установленных ранее границ указанных выше земельных участков; в границах ООПТ оказалась линия электроснабжения, дорога, по которой осуществляет проезд спецтехники (пожарная служба, скорая помощь и т.д.), в том числе и к принадлежащим им земельным участкам.
Кроме того, ФИО2 лишена возможности осуществить кадастровый учет образуемого земельного участка, поскольку перераспределяемая его часть в "данные изъяты" кв. м полностью налагается на земли ООПТ.
Решением Тверского областного суда от 23 августа 2021 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от18 ноября 2021 года решение областного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 и ФИО2 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 марта 2022 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права и принятии нового судебного акта об удовлетворении иска.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).
В преамбуле указанного закона указано, что целью его правового регулирования является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение естественных процессов в биосфере и контроль за изменением ее состояния, экологическое воспитание населения.
Названный закон определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории различаются по категориям исходя из особенностей их режима, в том числе выделяются памятники природы (подпункт "д" пункта 2 статьи 2), которые определяются как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения (пункт 1 статьи 25); памятники природы могут быть федерального, регионального значения (пункт 2 статьи 25).
Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями, установлен статьей 26 Закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ, согласно которому природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2); органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы регионального значения (пункт 3).
Режим особой охраны территорий памятников природы определен положениями статьи 27 названного выше закона, согласно которому на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (пункт 1); собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы (пункт 2); расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов (пункт 3).
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Тверской области регулируются Законом Тверской области от 8 декабря 2010 года N 108-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области" (далее - Закон от 8 декабря 2010 года N 108-ЗО).
В целях реализации Закона от 8 декабря 2010 года N 108-ЗО постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2018 года N 408-пп утвержден Порядок создания, реорганизации, утверждения описания границ и упразднения ООПТ регионального значения (далее - Порядок), который регулирует отношения, возникающие в связи с необходимостью создания, реорганизации, утверждения описания границ и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Так, согласно пункту 14 Порядка при наличии сведений о площади и местоположении границ ООПТ, созданных (признанных таковыми) до дня вступления в силу Федерального закона, утверждение описания границ ООПТ осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании решения Комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.
Указанная Комиссия образована постановлением Правительства Тверской области от 22 мая 2012 года N 263-пп, которым также утверждено Положение о данной Комиссии.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес" категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенным по тому же адресу, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании решения исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N N "данные изъяты" является памятником природы регионального значения.
Из кадастрового отчета по ООПТ регионального значения следует, что памятник природы " "данные изъяты"" имеет общую площадь "данные изъяты", охранная зона ООПТ не установлена, а границы ООПТ требуют уточнения.
Судом первой инстанции также было установлено, что Комиссия при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий приняла решение о возможности утверждения описания границ памятника природы " "данные изъяты"", на основании которого было принято оспариваемое постановление.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что принятие оспариваемого нормативного правового акта по установлению границ особо охраняемой природной территории осуществлено в пределах полномочий Правительства Тверской области и с соблюдением порядка его принятия.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ
Вопреки доводам жалобы режим особой охраны памятника природы и установленные запреты на осуществление конкретных видов деятельности на территории памятника природы прав административных истцов не нарушают и не ограничивают, поскольку обязанность по обеспечению режима охраны особо охраняемой природной территории и запрет на осуществление всякой деятельности, влекущей нарушение сохранности памятника природы, прямо установлены в части 1 статьи 27 Закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ и в равной степени распространяется на всех.
Суды, оценивая доводы административных истцов о нарушении их прав, как собственников недвижимого имущества, правильно указали на то, что установление границ территорий и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанции по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения отсутствуют.
Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского областного суда от 23 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО17 и ФИО18 - ФИО19 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 1 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.