Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К, судей Кисловой Е.А, Шамрай М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лобачева Вячеслава Игоревича к ГУ-Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Лобачева Вячеслава Игоревича на решение Симоновского районного суда г. Москвы и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 апреля 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Лобачев В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области о возложении обязанности произвести перерасчет получаемой им страховой пенсии по возрасту должным образом с 01.02.2017 года.
В обоснование требований указал на то, что с 23.01.2009 года является пенсионером по возрасту, в настоящее время размер его пенсии составляет 19500 рублей, но поскольку изначально страховая часть его пенсии исчислена ответчиком неверно, исходя из стажа трудовой деятельности 37 лет 9 месяцев 23 дня, в минимальном размере, с размером получаемой пенсии он не согласен.
Полагал, что период его службы в Вооруженных силах СССР с 19.11.1969 года по 11.11.1971 года не включен в трудовой стаж, что повлияло на неверное исчисление размера пенсии, в добровольном порядке неоднократные его обращения о перерасчете пенсии ответчик не удовлетворяет.
Решением Симоновского районного суда г. Москвы от 11 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 апреля 2021 года, в удовлетворении иска Лобачеву В.И. отказано.
В кассационной жалобе Лобачев В.И. просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, принять решение об удовлетворении его исковых требований. Не согласен с тем, что стаж его работы в районах Крайнего Севера определен ответчиком в размере 7 лет 9 месяцев 14 дней с 15.05.1974 года по 18.09.1981 года и при назначении пенсии не засчитан с учетом кратности 1 год 6 месяцев за год работы в соответствии с п/п "Д" п.5 Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера", следовательно в его трудовой стаж не был включен период 3 года 10 месяцев 22 дня, что существенно повлияло на размер пенсии. Выводы судов о неприменении указа Президиума Верховного Совета СССР к данным спорным правоотношениям ошибочны, поскольку факт его работы в районах Крайнего Севера имел место в период действия старого законодательства.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К, пояснения заявителя жалобы Лобачева В.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ, суд кассационной инстанции полагает, что основания, предусмотренные статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов отсутствуют.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Положениями статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определен порядок определения размера страховой пенсии, а также порядок установления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, периоды после 1 января 2015 г. Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по приведенной в Законе формуле.
Статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлен порядок определения размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), основания перерасчета размера страховой пенсии.
Размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с 23.01.2009 года Лобачеву В.И. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Статьей 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации" установлено, что размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
В целях определения размера страховой части трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии со статьей 30 производится оценка пенсионных прав лица по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Как установлено из пенсионного дела, при установлении размера пенсии Лобачева В.И. были приняты во внимание: стажевый коэффициент - 0, 62 при общем стаже на 01.01.2002 года - 32 года 6 месяцев 10 дней, в том числе до 01.01.1991 года - 21 год 7 месяцев 18 дней, страховой стаж на дату назначения пенсии - 38 лет 1 месяц 4 дня.
При подсчете страхового стажа были учтены периоды работы: с 12.10.1967 по 29.08.1968, с 17.02.1969 по 10.10.1969, с 21.10.1969 по 18.11.1969, с 29.11.1971 по 12.05.1973, с 15.05.1973 по 15.10.1973, с 14.11.1973 по 15.01.1974, с 15.05.1974 по 04.04.1978, с 05.04.1978 по 26.02.1979, с 12.03.1979 по 14.07.1980, с 15.07.1980 по 18.09.1981, с 16.10.1981 по 12.03.1982, с 17.03.1982 по 23.05.1984, с 24.05.1984 по 10.12.1984, с 13.12.1984 по 04.12.1989, с 05.12.1989 по 31.03.1990, с 01.10.199 по 02.01.1992, с 03.01.1992 по 10.08.1992, с 15.09.1992 по 26.01.1998, с 01.03.1998 по 31.12.2001, с 01.08.2002 по 30.09.2002, с 01.01.2003 по 31.12.2005, с 23.10.2006 по 24.01.2007, с 01.04.2007 по 30.04.2007, с 01.10.2007 по 31.10.2007, а также учтен период военной службы по призыву с 19.11.1969 по 11.11.1971.
Коэффициент отношения заработной платы пенсионера к заработной плате по стране - 3, 068 и применяется с ограничением 1, 2.
Количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, - 186 мес. (п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 32. Федерального закона N 173).
Базовая часть пенсии - 450, 00 руб. (п. 1 ст. 30 Федерального закона N 173).
Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации - 1 671, 00 руб.
Расчетный размер пенсии по старости по состоянию на 01.01.2002 составил 1243, 22 руб. (0, 62*1, 2*1671, 00); (1243, 22 руб. - 450, 00 руб. (базовая часть)) х 186 мес. = 147538, 92 руб. (расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 г.).
Пенсионный капитал на дату назначения пенсии без учета поступивших страховых взносов: 147538, 92 руб. х 2, 91319388014 (коэффициент индексации) = 429829, 48 руб.
Сумма начисленных страховых взносов - 57821, 31 руб, пенсионный капитал на дату назначения страховой пенсии: 429829, 48 руб. + 57821, 31 руб. = 487630, 79 руб.
Страховая часть на дату назначения пенсии составила: 487630, 79 руб. / 186 мес. = 2621, 67 руб, базовая часть пенсии - 1794, 00 руб, общий размер пенсии на 23.01.2009 года - 4415, 67 руб. (2621, 67 руб. + 1794, 00 руб.).
В дальнейшем размер пенсии Лобачева В.И. индексировался в порядке, установленном постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01.01.2010 проведена валоризация величины расчетного пенсионного капитала- в размере 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 указанной статьи продолжительностью 21 год 7 месяцев 18 дней. Коэффициент валоризации составил 0, 31. Размер пенсии по старости с учетом валоризации составил 6778, 34 руб, из них 4216, 34 руб. - страховая часть пенсии, 2562, 00 руб. - фиксированный базовый размер. Увеличение страховой части пенсии за счет валоризации составило 904, 84 руб.
С 01.01.2015 года страховые пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии по старости с указанной даты для Лобачева В.И. составил 10395, 70 руб. (6460, 70 руб. - страховая пенсия, 3935, 00 руб. - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости).
По состоянию на 01.02.2020 года размер страховой пенсии по старости Лобачева В.И. составил 15154, 77 руб, из них 9468, 52 руб. - страховая пенсия, 5686, 25 руб. - фиксированная выплата к страховой пенсии.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом "О страховых пенсиях", проверив последовательно правильность расчета размера установленной истцу пенсии, пришел к выводу о соответствии размера пенсии требованиям действующего пенсионного законодательства, правильно определенному размеру трудового стажа, в который включен период срочной службы в армии истца, своевременно применена корректировка размера пенсии на основании дополнительно поступивших сведений о страховых взносах, применены механизм индексации и валоризации, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии не установлено.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с решением суда первой инстанции, дал оценку и признал несостоятельными доводы истца о неправильном подсчете периодов его работы в районах Крайнего Севера, поскольку положения ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом продолжительности работы в районах Крайнего Севера (не менее 15 календарных лет) и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (не менее 20 календарных) либо лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, а поскольку стаж в условиях Крайнего Севера (календарно) у истца составил менее 15 лет и по состоянию на 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера он не проживал, условия для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы Лобачева В.И. повторяют его позицию, изложенную в исковом заявлении и в апелляционной жалобе, которой судами нижестоящих инстанций дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями пенсионного законодательства, в связи с чем аналогичные доводы кассатора не могут повлечь за собой отмену обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Как верно указали суды, положениями абз. 7 ч. 1 ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 предусматривалось, что при подсчете стажа, указанного в ст. ст. 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.
Вместе с тем, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 N 70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п.1 которого определено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Учитывая, что на день отмены Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" 01.01.2002 истец не выработал полностью необходимый трудовой стаж, то исчисление такого стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления страховой пенсии по старости без применения индекса кратности.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами не допущено существенных нарушений норм материального права при разрешении спора, все доводы истца учтены, им дана правовая оценка, выводы судов изложены в мотивированных частях судебных актов достаточно подробно и убедительно со ссылкой на нормы материального права, с соблюдением требований статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о действии закона во времени.
При таких обстоятельствах оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 11 августа 2020 года и апелляционное определение Московского городского суда от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лобачева Вячеслава Игоревича - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.