Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К, судей Кисловой Е.А, Шамрай М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маткина Дмитрия Михайловича к ФСИН России о признании незаконным отказа в постановке на учет сотрудника совместно с членами семьи с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Маткина Дмитрия Михайловича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 июня 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Маткин Д.М. обратился с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты совместно с членами его семьи - супругой и тремя детьми.
В обоснование заявленных требований указал, что 28 апреля 2014 года в период службы в органах ФСИН России им был подан рапорт (заявление) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с указанием совместно с ним проживающих членов семьи супруги и трех несовершеннолетних детей, (с 2013 года по настоящее время его семья является многодетной), которое длительный период времени не рассматривалось ответчиком.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 22.07.2015 года бездействие ФСИН России признано незаконным, возложена обязанность рассмотреть заявление Маткина Д.М. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу с 04.09.2015 года.
Решением ФСИН России от 15.10.2015 года N 67 Маткину Д.М. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, поскольку он один проживает и зарегистрирован в служебном жилом помещении МО РФ площадью 77 кв.м.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29.08.2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18.01.2017г. решение ФСИН от 15.10.2015г. признано незаконным, возложена обязанность на комиссию ФСИН России поставить Маткина Д.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты с 28.04.2014 года (установлено, что проживание в служебном жилом помещении не свидетельствует об обеспеченности жильем).
Решением комиссии ФСИН России от 18 мая 2017 года Маткин Д.М. поставлен на учет в количестве одного человека без членов семьи. При этом в решении указано на то, что супруга и трое их детей зарегистрированы постоянно в жилом доме площадью 90, 2 кв.м. в "адрес", принадлежащем на праве собственности матери супруги Лобутевой Е.Н, в доме всего зарегистрировано 9 человек, сведений о регистрации по месту жительства или пребывания всей семьи сотрудника по одному адресу не представлено.
Согласно выписки из протокола от 18 мая 2017 года N 20, в учетном деле истца отсутствуют копии свидетельств о регистрации по месту пребывания на членов семьи сотрудника.
Полагал незаконным разрешение вопроса о постановке на учет только его одного без членов семьи в порядке исполнения судебного решения, поскольку судебное решение не ограничивало обязанность ответчика рассмотреть в полном объеме представленные им в 2014 году с рапортом необходимые документы о месте регистрации членов своей семьи. В разъяснении решения от 29.08.2016 года ему судом первой инстанции отказано, на заявление, направленное в адрес ответчика в июле 2020 года с просьбой включить супругу и детей в качестве членов его семьи, имеющих право на ЕСВ, в августе 2020 ответчик разъяснил ему порядок предоставления ЕСВ в первоочередном порядке сотрудниками, имеющим трех детей, однако он не отнесен ответчиком к категории таких первоочередников.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 июня 2021 года, в удовлетворении иска Маткина Д.М. отказано.
В кассационной жалобе Маткин Д.М. просит отменить судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на незаконность отказа в постановке супруги и детей на учет для получения ЕСВ, так как на дату принятия такого решения ответчиком его супруга с детьми жильем обеспечены не были, по месту регистрации супруги с детьми норма площади жилого помещения на одного человека составляла менее учетной. Не согласен с выводами судов о том, что им не представлены в комиссию ФСИН документы, подтверждающие совместное проживание с ним супруги и детей, поскольку такое основание в решении об отказе в принятии на учет семьи отсутствует, дополнительные документы о регистрации членов семьи у него ответчиком не запрашивались, регистрация в разных помещениях не свидетельствует о раздельном проживании и не имеет правового значения для принятия решения о принятии на учет для получения ЕСВ сотрудника с членами семьи, к которым относятся супруга и дети.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К, пояснения истца Маткина Д.М, его представителя адвоката Волкова И.Ю.(до перерыва), третьего лица Маткиной И.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей ответчика ФСИН России Канчалава А.С. (до перерыва), Гейко С.С, действующих на основании доверенностей, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при разрешении данного спора не допущено.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии ФСИН России 16.10.2015 года в постановке Маткина Д.М. с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление заявителем в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно информации о регистрации по месту жительства или пребывания членов семьи сотрудника в одном жилом помещении за последние пять лет до обращения.
Несоблюдение Маткиным Д.М. в 2014 году установленных названными правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у истца и членов его семьи оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении, обеспечение или необеспечение учетной нормой жилого помещения каждого члена семьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Маткин Д.М. с 01.06.2004 года один зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес"
Супруга истца с детьми Михаилом с 13 марта 2008 года, Анастасия с 28 октября 2008 года, Виктория с 20 сентября 2013 года зарегистрированы по месту жительства: Московская область, Слободка Алешино, ул. Пролетарская, д. 94 площадью 90, 2 кв.м, принадлежащем на праве собственности матери супруги истца, в доме зарегистрированы 9 человек.
Вступившим в законную силу решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 августа 2016 года решение ФСИН России от 16 октября 2015 года об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения Маткина Д.М. признано незаконным, на ФСИН России возложена обязанность одного Маткина Д.М. поставить на такой учет, поскольку занимаемое им служебное жилое помещение площадью 77, 3 кв.м. не указывает на обеспеченность жильем по социальному найму.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Маткина Д.М. о принятии на учет для получения единой социальной выплаты членов его семьи, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, указал на то, что непредоставление Маткиным Д.М. с рапортом 28 апреля 2014 года в комиссию ФСИН России документов о регистрации членов его семьи в одном с ним жилом помещении не позволило ответчику при решении вопроса о постановке сотрудника с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения принять положительное решение в отношении всех членов семьи.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными, соответствующими приведенным выше нормативным актам и установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы Маткина Д.М. о несогласии с выводами судов основаны на субъективной иной оценке обстоятельств спора, что в силу императивного запрета, установленного частью 3 статьи 390 ГПК РФ, поводом к отмене в кассационном порядке судебных постановлений не является.
Аргументы заявителя кассационной жалобы о том, что непредоставление им полного пакета документов, предусмотренных п.5 Правил от 24.04.2013 N 369, не указано в оспариваемом им решении ФСИН России в качестве основания для отказа в постановке на учет членов его семьи для получения единой социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, не указывают на неправильное применение судами норм материального или процессуального права или нарушение правил оценки собранных доказательств в совокупности, в том числе содержания протокола заседания комиссии ФСИН России N 20 от 18 мая 2017 года с обоснованием решения о принятии на учет для получения ЕСВ одного Маткина Д.М. во исполнение вступившего в силу решения суда.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчиком не предложено истцу представить дополнительные документы для принятия решения о принятии на учет членов семьи сотрудника и не принято во внимание фактическое совместное проживание его с семьей в одном жилом помещении, несостоятельны.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Иных доводов, требующих дополнительной проверки судом кассационной инстанции и способных повлечь отмену вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Маткина Дмитрия Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.