судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО9, судей ФИО6, ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ОАО "Российские железные дороги" о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, выплате среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, а также требования ФИО5 о взыскании заработной платы (премии за ноябрь 2020 года)
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N)
по кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Бологовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО9, выслушав объяснения представителя ОАО "РЖД" ФИО8, поддержавшей жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В, полагавшей, что судебные постановления являются законными и обоснованными и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежат, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 обратились в суд с исками к Бологовской дистанции инженерных сооружений - структурному подразделению Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурному подразделению Центральной дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" с требованиями о признании незаконными приказов об увольнении, восстановлении на работе, выплате среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, ФИО5 также заявлены требования о взыскании с ответчика заработной платы (премии за ноябрь 2020 года).
В обоснование исков указано, что истцы были трудоустроены в структурном подразделении ОАО "РЖД" - Бологовская дистанция инженерных сооружений. ДД.ММ.ГГГГ истцы получили от работодателя уведомления об одностороннем изменении условий трудовых договоров. ДД.ММ.ГГГГ с работниками трудовые отношения были прекращены на основании пункта 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Истцы полагают, что заявление ответчика об изменении организационных и (или) технологических условий является надуманным и не соответствует нормам трудового законодательства, в связи с чем, ссылаясь на положения статей 74 и 237 Трудового кодекса Российской Федерации, просят суд признать незаконными приказы об их увольнении, восстановить на работе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
ФИО5 также в исковом заявлении указывает на то, что ответчик не в полном объеме выплатил ему заработную плату за ноябрь 2020 года и, ссылаясь на положения статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, просит суд взыскать в его пользу 15 156 рублей 01 копейку, а также компенсацию морального вреда за нарушение норм трудового законодательства в части оплаты труда.
Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Центральная дирекция инфраструктуры - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Октябрьская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в качестве третьего лица привлечена общественная организация - Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей.
В соответствии с положениями статей 45 и 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для дачи заключений к участию в деле привлечены Тверская межрайонная транспортная прокуратура и Государственная инспекция труда в "адрес".
Судом на основании положения статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о соединении гражданских дел, возбужденных по искам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 с требованиями о защите трудовых прав, в одно производство.
Решением Бологовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ г, в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, выплате среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказано. В пользу ФИО5 взыскана задолженность по заработной плате (премия за ноябрь 2020 года) в размере 15 156 руб. 01 коп, компенсация морального вреда в размере 2000 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Бологовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Бологовский городской суд "адрес".
По итогам повторного рассмотрения дела решением решение Бологовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
"Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, выплате среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, а также требования ФИО5 о взыскании заработной платы (премии за ноябрь 2020 года) - удовлетворить частично.
Признать приказ начальника Бологовской дистанции инженерных сооружений - структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" N/к от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора с ФИО1 незаконным.
Восстановить с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на работе в Открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" в должности машиниста бульдозера 6 разряда Участка эксплуатации и ремонта автотракторной техники, средств малой механизации (II группа) участка механизации Бологовской дистанции инженерных сооружений (структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги").
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 873589 (восемьсот семьдесят три тысячи?пятьсот восемьдесят девять) рублей 87 (восемьдесят семь) копеек, компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей 00 копеек.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о компенсации морального вреда в размере 40000 (сорок тысяч) рублей отказать.
Признать приказ начальника Бологовской дистанции инженерных сооружений - структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" N/к от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора с ФИО2 незаконным.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу ФИО2 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 124878 (сто двадцать четыре тысячи восемьсот семьдесят восемь) рублей 55 (пятьдесят пять) копеек, компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей 00 копеек.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о восстановлении на работе и компенсации морального вреда в размере 40000 (сорок тысяч) рублей отказать.
Признать приказ начальника Бологовской дистанции инженерных сооружений - структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" N/к от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора с ФИО3 незаконным.
Восстановить с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на работе в Открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" в должности машиниста бульдозера 6 разряда Участка эксплуатации и ремонта автотракторной техники, средств малой механизации (II группа) участка механизации Бологовской дистанции инженерных сооружений (структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги").
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу ФИО3 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 691372 (шестьсот девяносто одна тысяча триста семьдесят два) рубля 93 (девяносто три) копейки, компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей 00 копеек.
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о компенсации морального вреда в размере 40000 (сорок тысяч) рублей отказать.
Признать приказ начальника Бологовской дистанции инженерных сооружений - структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" N/к от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора с ФИО4 незаконным.
Восстановить с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 на работе в Открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" в должности машиниста бульдозера 6 разряда Участка эксплуатации и ремонта автотракторной техники, средств малой механизации (II группа) участка механизации Бологовской дистанции инженерных сооружений (структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги").
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу ФИО4 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 688322 (шестьсот восемьдесят восемь тысяч триста двадцать два) рубля 84 (восемьдесят четыре) копейки, компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей 00 копеек.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о компенсации морального вреда в размере 40000 (сорок тысяч) рублей отказать.
Признать приказ начальника Бологовской дистанции инженерных сооружений - структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" N/к от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора с ФИО5 незаконным.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу ФИО5 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 381491 (триста восемьдесят одну тысячу четыреста девяносто один) рубль 55 (пятьдесят пять) копеек, компенсацию морального вреда в размере 12000 (двенадцать тысяч) рублей 0 копеек.
Настоящее решение суда в части взыскания с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу ФИО5 компенсации морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей считать исполненным.
В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о восстановлении на работе, взыскании задолженности по заработной плате (премия за ноябрь 2020 года) в размере 15156 (пятнадцать тысяч сто пятьдесят шесть) рублей 01 копейка и компенсации морального вреда в размере 38000 (тридцать восемь тысяч) рублей отказать.
В соответствии со ст. 396 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу бюджета муниципального образования " "адрес"" "адрес" государственную пошлину в размере 27998 (двадцать семь тысяч девятьсот девяносто восемь) рублей 28 (двадцать восемь) копеек".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение городского суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Не согласившись с решением и апелляционным определением, ответчик обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истцы и представители третьих лиц в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились при надлежащем извещении.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения жалобы.
Истцами поданы возражения на кассационную жалобу, в которых они просят судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя заявителя жалобы и заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было.Судом установлено и из материалов дела следует, что Бологовская дистанция инженерных сооружений (далее - дистанция) создана на основании приказа ОАО "РЖД" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Приказом Октябрьской дирекции инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ N ОКТ ДИ - 38 утверждено соответствующее положение о Бологовской дистанции инженерных сооружений структурном подразделении Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД".
Согласно пунктам 1, 2 и 7 указанного Положения Бологовская дистанция инженерных сооружений является структурным подразделением Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом ОАО "РЖД", приказами и другими нормативными документами ОАО "РЖД", Центральной дирекции инфраструктуры и дирекции, а также указанным Положением. Основной задачей деятельности дистанции является выполнение работ по содержанию, ремонту и реконструкции искусственных сооружений, ремонту земляного полотна на современном организационном, техническом и технологическом уровне, позволяющем обеспечить их эксплуатационную надежность и долговечность, в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов.
В связи с созданием Бологовской дистанции инженерных сооружений приказом Октябрьской дирекции инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ N ОКТ - ДИ - 34 в штатное расписание дирекции внесены изменения, согласно которым утверждено штатное расписание дистанции в количестве 377 единиц работников, в том числе, по производственному участку N (участок механизации, адрес участка - "адрес" склад, "адрес") в количестве 58 работников. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ штатное расписание участка механизации уже включает 103 единицы работников, указанное количество штатных единиц включено и в штатное расписание, которое введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением Октябрьской дирекции инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ N ОКТ ДИ - 364/р установлены границы обслуживания для работников структурных подразделений Октябрьской дирекции инфраструктуры, имеющих служебные поездки, связанные с разъездным характером работы, а именно по Бологовской дистанции инженерных сооружений установлены следующие границы: Николаевская ветвь I главный 1 км - 1 км + 114 м; Ветви 2 и 2а Малого окр. кольц, 2 а 4 к м + 1 6 5 м - 4 к м + 607; Ветви 2 и 2а Малого окр. кольц, 2 в 2 км - 3 км; Ветвь N узла Поварово, 1в 599 км 7 пк -599 км 9 пк; Ветви 2 и 5 узла Поварово, 2 в 599 км 8 пк - 599 км 9 пк; Ветви 2 и 5 узла Поварово, 5в 599 км 5 пк - 599 км 9 пк; Санкт-Петербург-Москва I, II главный 54 км - 650 км; Санкт-Петербург-Москва III главный 610 км - 650 км; Санкт-Петербург-Москва IV главный 612 км - 650 км; Конаковская ветвь I главный 2 км - 37 км. Санкт-Петербург-Москва I, II главный 401 км - 544 км; Шлюз-Виноколы I главный 0 км - 5 км; Дорошиха-Васильевский Мох I главный 1 км - 18 км; Лихославль-Вязьма 1 главный 1 км - 5км. Санкт-Петербург-Москва I, II 252 км - 401 км; Угловка- Боровичи I главный 2 км - 31 км; Ветвь N узла Бологое I главный 1 км - 2 км; Ветвь N узла Бологое I главный 2 км + 273 -2 км + 296; Ветвь N узла Бологое I главный 1 км - 1 км + 746 м; Рыбинск- Псков 1 главный 296 км - 300 км; Бологое Бологое Мск-Клястица I главный 3 км - 307 км; Ветвь 1 узла Бологое I главный 2 км + 855 м - 2 км + 878 м; Ветвь N узла Бологое I главный 4 км 1 пк - 4 км 3 пк. Санкт-Петербург-Москва I, II главный 103 км - 252 км; Торфяное- Чудово III, I главный 1 км - 6 км; Павловск - Новгород I, II главный 165 км - 171 км; Волховстрой-Чудово I главный 100 км - 108 км; Волховстрой- Чудово IV главный 101 км - 108 км; Чудово-Новгород I главный 1 км - 71 км; Луга-Новгород I главный 94 км 3 пк - 94 км 6 пк; Окуловка-Неболчи I главный 0 км - 1 км.
Санкт-Петербург-Москва I, II главный 1 км - 103 км; Санкт-Петербург-Москва III главный 1 км - 54 км; Санкт-Петербург - Москва IV главный 11 км - 24км; СПб тов Москва- Волковская I главный 1 км 1 пк - 1 км 4 пк; Обухово-Купчинская II главный 12 км - 13 км; Обухово-Купчинская III главный II км - 13 км; Санкт- Петербург-Обухово (товарные), 3 т 1 км - 10 км; Санкт-Петербург-Обухово (товарные), 4 т 1 км - 11 км; Санкт-Петербург-Обухово (товарные), 5 т 1 км - 3 км; Санкт- Петербург-Обухово (товарные), 6 т 1 км - 4 км; Саблино-Пост 22 км I главный 1 км 1 пк - 1 км 6 пк; Тосно-Шапки I главный 0 км - 20 км; Славянка-Рыбацкое I главный 1 км 2 пк - 1 км 4 пк; СПб тов. Моек - Глухоозерская I главный 1 км 1 пк - 1 км 3 пк; СПб тов. Моек - Глухоозерская II главный 2 км + 600 м - 2 км + 800 м; СПб "Обухове" - Мурманск, ЗК 11км - 14 км; СПб "Обухово" - Мурманск I главный 11 км - 14 км; СПб "Обухово" - Мурманск II главный 10 км - 14 км; СПб "Обухово" - Мурманск III главный 12 км - 14 км; СПб сорт Моек - СПб Финл I главный 0 км - 2 км; Северное полукольцо I главный I км - 2 км; Северное полукольцо П главный 1 км - 2 км; Гатчина-Тосно II главный 46 км - 47 км; Пост 22 км - Пост 43 км (Саблино) I главный 2 км - Зкм. СПб Финл.- Лужайка- госграница I главный 1 км - 158 км; СПб Финл.-Лужайка- госграница II главный 1 км - 126 км; Ланская-Белоостров I 6 км + 425 м - 6 км т 547 м; Ланская - Белоостров I главный 42 км - 44 км; Ланская - Белоостров II 6 км+ 04 м - 6 км + 166 м; Ланская - Белоостров ИХ 43 км 1 пк - 43 км 6 пк; Ушково - Попово - Выборг I главный 52 км 6 пк - 52 км 9 пк; Ушково-Попово-Выборг I главный 166 км 4 пк - 166 км 10 пк; Выборг-Вещево I главный 0 км 4 пк - 0 км 5 пк; Выборг-Хийтол I главный 1 км 4 пк - 1 км 10 пк; СПб сорт Моек - СПб Финл III главный 20 км - 23 км; СПб сорт Моек - СПб Финл IV главный 20 км - 23 км; Ручьи - Парголово I главный 14 км - 16 км; Кушелевка - Ланская I главный 1 км - 2 км.
Этим же локальным актом на руководителя структурного подразделения возложены обязанности обеспечить полную занятость работников с разъездным характером работы и привести графики работы в соответствие с условиями доставки работников к месту производства работ.
Распоряжением Центральной дирекции инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ N ЦДЛ - 19/р утвержден перечень профессий и должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава или имеет разъездной характер, в который включены такие профессии, как машинист бульдозера, тракторист и водитель автомобиля, постоянно работающий на линии.
Этим же распоряжением утверждено Положение о возмещении расходов, связанных со служебными поездками работников Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", постоянная работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава или имеет разъездной характер.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Бологовской дистанции инженерных сооружений определено, что в связи с установленными границами обслуживания Бологовской дистанции инженерных сооружений Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" и с внедрением разъездного характера работы, необходимо внести изменения в условия трудовых договоров для работников участка механизации и участка производства N и N дистанции.
Также ДД.ММ.ГГГГ определено о необходимости уведомления об изменении условий трудового договора работников, принятых на следующие должности (профессии): машинист бульдозера 6, 8 разряд участка механизации; машинист экскаватора 6 разряд участка механизации; машинист автогрейдера 6 разряд участка механизации; водитель автомобиля 5, 6 разряд участка механизации; тракторист 3, 4, 5 разряд участка механизации; водитель погрузчика 5, 6 разряд участка механизации; монтер пути 2, 3, 4, 5 разряд участка производства N и N; бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений 6 разряда участка производства N.
Изложенные выше изменения организационных условий труда закреплены в приказе начальника Бологовской дистанции инженерных сооружений от ДД.ММ.ГГГГ N/ПР.
Кроме того, судом установлено, что истец ФИО3 A.B. принят на работу ДД.ММ.ГГГГ на участок механизации Бологовской дистанции инженерных сооружений на должность водитель погрузчика 4-го разряда (приказ о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ N/к, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ N). На дату прекращения трудовых отношений ФИО3 A.B. осуществлял трудовую деятельность по специальности машинист бульдозера 6-го разряда (приказ о переводе от ДД.ММ.ГГГГ N/к).
Истец ФИО5 принят на работу ДД.ММ.ГГГГ на участок механизации Бологовской дистанции инженерных сооружений на должность тракториста 4-го разряда (приказ о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ N/к, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ N). На дату прекращения трудовых отношений ФИО5 осуществлял трудовую деятельность по специальности тракторист 5-го разряда (приказ о переводе от ДД.ММ.ГГГГ N/к).
Истец ФИО4 принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в структурное подразделение "Октябрьская железная дорога" - филиал ОАО "РЖД" на должность машиниста железнодорожно - строительных работ 5-го разряда (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ б/н). На дату прекращения трудовых отношений ФИО4 осуществлял трудовую деятельность на участке механизации дистанции инженерных сооружений по специальности машинист бульдозера 6-го разряда (приказ о переводе от ДД.ММ.ГГГГ N/к).
Истец ФИО1 принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в Октябрьскую дирекцию пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" на должность маляра 4-го разряда (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ N). На дату прекращения трудовых отношений осуществлял трудовую деятельность в Бологовской дистанции инженерных сооружений по специальности машинист бульдозера 6-го разряда (приказ о переводе от ДД.ММ.ГГГГ N/к).
Истец ФИО2 принят на работу ДД.ММ.ГГГГ на участок механизации Бологовской дистанции инженерных сооружений на должность тракториста 4-го разряда (приказ о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ N/к, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ N). На дату прекращения трудовых отношений ФИО2 осуществлял трудовую деятельность по специальности водитель автомобиля 5-го разряда (приказ о переводе от ДД.ММ.ГГГГ N/к).
ДД.ММ.ГГГГ истцам выданы уведомления о внесении изменений в условия трудовых договоров в части изменения места осуществления трудовой функции (места работы) и характера работы, в которых даны разъяснения о прекращении трудовых отношений в случае отказа работников от предложения работодателя.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцам ФИО1, ФИО4, ФИО5 и ФИО3 A.B, а также ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО2 работодателем предложены имеющиеся у него вакансии.
Истцы выразили свое несогласие на трудоустройство по предложенным вакансиям, а также не согласились с внесением изменений в трудовые договоры, в связи с чем приказами от ДД.ММ.ГГГГ N N/к, 02/к, 03/к, 04/к и от ДД.ММ.ГГГГ N/к в отношении ФИО2, трудовые отношения с ними были прекращены на основании пункта 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отменяя решение Бологовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в определении от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь позицией Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П, разъяснениями пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", пришла к выводу о том, что нормативные положения, регулирующие прекращение трудового договора по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, применены судами неправильно.
Кассационный суд указал, что обязательным условием трудового договора с работником, который принимается на работу в обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, является условие о месте работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения. При этом в порядке, предусмотренном статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации, работодателем не могут быть изменены без согласия работника не только его трудовая функция (должность, специальность, профессия или квалификация, конкретный вид порученной работнику работы), но и место работы работника, включая обособленное структурное подразделение, в котором непосредственно трудится работник.
Указания вышестоящего суда о толковании норм материального права являются для судов первой и апелляционной инстанций обязательными.
Удовлетворяя исковые требования при повторном рассмотрении дела, суд первой инстанции (с которым согласился суд апелляционной инстанции) исходил из того, что истцы принимались на работу в Бологовскую дистанцию инженерных сооружений - структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", при этом место работы истцов определено по месту нахождения структурного подразделения: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ истцам вручены уведомления об изменении условий трудового договора, в том числе, в части изменения фактического места работы на все границы участка обслуживания структурного подразделения в разных местностях.
Придя к выводу, что работодатель в нарушение норм трудового законодательства в одностороннем порядке изменил место работы истцов с "адрес" на зону обслуживания в границах Бологовской дистанции инженерных сооружений, изменил место работы с одного конкретного населенного пункта на множество местностей, расположенных на значительном удалении друг от друга, суд удовлетворил заявленные исковые требования.
Доводами кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанции, сделанные с учетом указаний кассационного суда о применении норм материального права, не опровергаются.
Нарушений либо неправильного применения судами норм процессуального права, в том числе предусмотренных в ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено. Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам.
С учётом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бологовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.