Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В, судей Анненковой К.К, Кисловой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макеева Евгения Филипповича к Управлению социальной защиты населения ЦАО г. Москвы, Отделу социальной защиты населения Пресненского района ЦАО в лице Управления социальной защиты населения ЦАО г. Москвы о признании решения незаконным, взыскании удержанных денежных средств, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Макеева Евгения Филипповича на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 июля 2020 года, Заслушав доклад судьи Анненковой К.К, выслушав пояснения Макеева Е.Ф, поддержавшего кассационную жалобу, представителя Управления социальной защиты населения Центрального административного округа города Москвы Сидоровой Е.Д, действующей на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Макеев Е.Ф. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что с 18 марта 2015 года он являлся получателем региональной социальной доплаты к пенсии по "данные изъяты", как неработающий пенсионер, до величины городского социального стандарта в г. Москва. Решением отдела социальной защиты населения Пресненского района ЦАО г. Москвы N 2281 от 26 октября 2016 года в связи с получением сведений о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в период с 23.01.2014 года по 17.10.2016 года установлена переплата РСД к пенсии за период с 18.03.2015 года по 30.09.2016 года в размере 190394, 05 руб, которая ежемесячно удерживается с Макеева Е.Ф. по 20% от подлежащей выплате вновь назначенной суммы региональной социальной доплаты к пенсии до полного погашения. Полагая указанное решение незаконным, обстоятельства неосуществления им предпринимательской деятельности в связи с возникшим заболеванием и признанием инвалидом 3 группы с 18 марта 2015 года непроверенными ответчиком, просил суд отменить решение отдела соцзащиты населения Пресненского района ЦАО г. Москвы N 2281 от 26.10.2016 года, обязать ответчиков возвратить удержанные с него суммы, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 000 рублей.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2019 года в удовлетворении иска Макеева Е.Ф. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Макеева Е.Ф. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, срок на подачу которой восстановлен определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2021 года, Макеев Е.Ф. просит об отмене решения Пресненского районного суда г. Москвы от 18.12.2019г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 июля 2020 года, ссылается на то, что судами приняты антиконституционные и антигуманные судебные акты, поставившие его, неработающего пенсионера-инвалида 3 группы в крайне тяжелое, кабальное положение, лишили его конституционного права на достойную жизнь. Полагает неправильным применение судами норм материального права при разрешении спора без установления обстоятельств фактического осуществления им предпринимательской деятельности в 2014-2016 гг, не получения им дохода в период регистрации в качестве предпринимателя, не выполнения ответчикам обязанности представить доказательства получения им такого дохода к минимальной пенсии по инвалидности. Считает, что суды незаконно умышленно уклонились от установления при разрешении спора факта отсутствия фактического осуществления им трудовой деятельности и неполучения дохода.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель УСЗН Пресненского района ЦАО г. Москвы, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответстви с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии.
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям на момент прекращения выплаты истцу, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
На момент назначения истцу региональной социальной доплаты основанием для утраты права на ее получение в пп. "к" п. 33 Порядка указано - получение свидетельства о государственной регистрации (лицензии на осуществление определенной деятельности, иных документов, выданных в установленном порядке для осуществления профессиональной деятельности) в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, детективов - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное обстоятельство;(на момент назначения выплаты)
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в том числе на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты.
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии.
При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Как установлено судами по настоящему делу, Макеев Е.Ф, 1961 года рождения с 18 марта 2015 года являлся лицом, получающим пенсию по инвалидности 3 группы и неработающим пенсионером- получателем региональной социальной доплаты до городского стандарта
При обращении за назначением региональной доплаты Макеев Е.Ф. письменно проинформирован об обязанности сообщить органам социальной защиты населения об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты к пенсии, в том числе о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В сентябре 2016 года в территориальное учреждение пенсионного фонда поступили сведения о перерасчете по страховым взносам Макееву Е.Ф, уплаченным после даты прекращения трудовой деятельности, указанной в заявлении о назначении РСД, в связи с чем с 01.10.2016 года выплата региональной доплаты приостановлена, получены сведения о регистрации Макеева Е.Ф. в качестве индивидуального предпринимателя в период до назначения и получения выплаты с 23.01.2014 года по 17.10.2016 года.
По заявлению Макеева Е.Ф. от 21.10.2016 года ему вновь назначена РСД к пенсии в связи с предоставленными сведениями о снятии с учета в качестве индивидуального предпринимателя с 17.10.2016г.
26.10.2016 года ОСЗН Пресненского района ЦАЩ г. Москвы принято решение N 2281 о ежемесячном удержании излишне выплаченных средств из вновь назначенных выплат РСД в размере 20% ежемесячно.
Размер РСД к пенсии составляет 16122, 07 ежемесячно, размер удержания - 3224, 41 руб, к выплате ежемесячно 12 897, 66 руб, остаток неудержанной суммы на 01.12.2019г. составляет 100 825, 50 руб, на дату рассмотрения дела в кассационном порядке около 43000 руб.
Отказывая в удовлетворении иска Макеева Е.Ф. о признании незаконным и отмене решения ответчика об удержании незаконно выплаченных сумм РСД, возврате денежных средств и компенсации морального вреда, суд первой инстанции, ссылаясь на положения федерального и регионального законодательства в сфере пенсионного обеспечения и доплат к пенсии неработающим пенсионерам, указал на то, что у ответчика имелись законные основания для принятия оспариваемого истцом решения от 26.10.2016 года о прекращении выплаты РСД, удержании выплаченных сумм за период с 15 марта 2015 года по 30.09.2016 года в размере 190 394, 05 руб. ежемесячно по 20% от вновь назначенных и получаемых истцом ежемесячно выплат РСД.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав на то, что доводы апелляционной жалобы Макеева Е.Ф. о невыполнении ответчиком обязанности представить доказательства извлечения им прибыли от предпринимательской деятельности, основаны на неправильном толковании норм регионального законодательства о порядке назначения и прекращения выплаты РСД, в силу которых условием выплаты РСД к пенсии является отсутствие деятельности пенсионера, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, вне зависимости от получения или неполучения дохода от такой деятельности.
Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, которые доводами кассационной жалобы Макеева Е.Ф. не опровергаются.
Ссылка кассатора на то, что он находится в крайне тяжелом материальном положении в результате принятых судами решений, опровергается сведениями о получении истцом с октября 2016 года региональной доплаты к пенсии в размере (с учетом ежемесячных удержаний) прожиточного минимума для пенсионера в г. Москва, установленного до декабря 2020 года в размере 12 722 руб, сведения о том, что истцу установлена инвалидность со 100% утратой трудоспособности либо он лишен возможности трудиться в силу имеющегося заболевания в материалах дела также отсутствуют. Отказ Макеева Е.Ф. от возможности в установленном законом порядке уменьшить размер ежемесячных удержаний путем обращения в орган социальной защиты населения с документами, подтверждающими материальное положение свидетельствует о том, что к категории лиц, социально незащищенных государством, истца отнести нельзя.
Все доводы кассационной жалобы ответчика повторяют его правовую позицию в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных актах, и не могут служить основанием к отмене судебных постановлений в кассационном порядке.
В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Нарушений либо неправильного применения судом апелляционной инстанции норм процессуального права, в том числе предусмотренных в ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Макеева Евгения Филипповича - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.